Analitika.at.ua. Начало апреля в Грузии обещало оживленную политическую борьбу. Было весьма необычно видеть множество иностранных репортеров в Тбилиси, которые, в основном, собрались перед зданием парламента, чтобы в реальном времени освещать новую революцию, как было во время «Революции роз», когда многие жители Тбилиси смотрели прямую трансляцию с места событий по каналу CNN. Однако ничего особенного так и не произошло, не было людских толп, сильных и решительных лидеров, и, пожалуй, что важнее сего, не было поддержки и помощи со стороны иностранных держав.
Для жителей Грузии стало очевидно, что без вмешательства извне оппозиция не сможет достичь значительных результатов. Сейчас все мы видим, что оппозиция не смогла повлиять на изменение политической картины в Грузии. «Массовой протест», выражающийся в сооружении каких-то грязных конструкций, вокруг которых ходили небритые люди, находящиеся в нетрезвом состоянии, резко контрастировал с имиджем Саакашвили, который в это же время посещал различные страны, и лидеры мировых государств принимали его как законного президента Грузии. В то время как представители оппозиции заявляли, что необходимо сначала свергнуть Саакашвили, а затем озвучить программу, по которой они намерены вывести Грузию к лучшему будущему, Саакашвили проводил встречи с жителями всех регионов, беседовал с ними, объяснял, убеждал, тем самым вновь подтверждая эффективность полученного им на Западе пиар-образования.
То есть все произошло так, как и ожидалось. Многие эксперты предсказывали именно такой ход событий. Однако следует заметить, что все эти прогнозы были сделаны лишь на тот случай, а значит и были бы верны только в том случае, если во внутриполитические дела Грузии никто бы не стал вмешиваться. Пока что это условие сохраняется.
Впрочем, дней 40 назад была сделана попытка как-то повлиять на события в стране. Российский бизнесмен грузинского происхождения прибыл в Россию, после чего появились слухи со ссылкой на СМИ, что Кремль видит в нем будущего президента Грузии. Представители оппозиции, так же как и члены правительства, восприняли это известие как провокацию. Сейчас имя этого бизнесмена уже известно в Грузии: это некий Эбралидзе. Недавно он вновь появился на экранах грузинского ТВ, на этот раз четко заявив, что желает стать президентом Грузии. Оппозиционеры никак не стали комментировать это заявление, а генпрокурор Грузии обвинил Эбралидзе в организации неудавшейся попытки бунта в Мухрованском батальоне, в результате чего трое высокопоставленных организатора были задержаны в ходе спецоперации, а один из них был убит. Непосредственно после обвинения в участии и подготовке мятежа Эбралидзе заявил в одном из интервью, что по делу необходимо провести дополнительное расследование. Оппозиция никак не прокомментировала внезапное появление Эбралидзе и его намерение стать президентом: они усмотрели в этом попытку связать оппозицию с Кремлем посредством Эбралидзе и предпочли промолчать, в надежде, что люди скоро забудут про него или, возможно, думая, что подобная нелепица не нуждается в каком-либо объяснении. А члены правительства заявили, что Эбралидзе не имеет права выставлять свою кандидатуру, так как он не является гражданином Грузии на протяжении десяти лет, как того требует закон. Эбралидзе же поручил своим адвокатам разобраться с этим вопросом и вновь подтвердил свои намерения.
Однако кто же этот Эбралидзе? Знают ли его в Грузии? Пока известно лишь то, что он не такой бизнесмен, каким был, скажем, Бендукидзе, а является владельцем нескольких отелей, развлекательных центров. Живет в Санкт-Петербурге. Известно также, что он дважды подвергался аресту и отбывал срок наказания в тюрьме - основным обвинением было мошенничество.
Итак, Эбралидзе бывший заключенный, а ныне богатый, преуспевающий человек. Именно эта метаморфоза послужила поводом, чтобы люди сделали Эбралидзе человеком Кремля, а его появление в Грузии - следствием прямого влияния русских. Так же было и в случае Ираклия Аласания, которого считали человеком Вашингтона и который за месяц стал потенциальным спасителем нации.
У Эбралидзе начали появляться сторонники. Это, на первый взгляд, странное явление можно объяснить необычными обстоятельствами и некоторыми слухами, которые обросли в Грузии вокруг его имени. Когда Эбралидзе впервые стал появляться на публике, он говорил на фоне карты Грузии, вместе с Абхазией и Южной Осетией. В России, где с момента признания независимости этих регионов Абхазия и Южная Осетия не изображены на карте Грузии, этот факт несколько насторожил публику. Позже Эбралидзе все разъяснил, заявив, что видит себя президентом объединенной Грузии, и выразил уверенность, что Грузия всегда будет объединена. Странное заявление, не так ли? Мы все помним, что произошло с Кикабидзе, который обвинил Россию в агрессии – российская политическая элита не простила ему этого. А теперь вот российский бизнесмен публично выражает несогласие с политикой Медведева-Путина, и при этом продолжает владеть своим бизнесом. В качестве еще более интригующего шага в ходе его выступлений на карте Грузии появились изображения красных грузинских крестов, два из которых – на территории Абхазии и Южной Осетии.
В одночасье из предателя, который собирается превратить Грузию в провинцию России, Эбралидзе превращается в серого кардинала, человека, с которым, связывают надежды на спасение Грузии и возвращение повстанческих регионов.
Очевидно, что сейчас Грузия примет любого, кто сможет гарантировать территориальную целостность страны, и людям неважно, чьи интересы он представляет. В данных обстоятельствах у России появился уникальный политический шанс оторвать Грузию от Запада и восстановить свои позиции в регионе. Идея проста. Очевидно, что Россия никогда не откажется от решения признать Абхазию и Южную Осетию, так как это будет означать полное дипломатическое и политическое фиаско Российской Федерации. В Грузии задаются вопросом: уж не подготовил ли Кремль ловушку? Если Эбралидзе придет к власти, он, как представляется, создаст конфедерацию с Абхазией и Осетией, тем самым, восстановив территориальную целостность Грузии и сохранив международный престиж России. Идея конфедерации приобретает все большую популярность и, так как ненависть к русским еще не пустила глубокие корни, путем создания конфедерации Россия вернет Грузию и удержит ее, постоянно угрожая новой дезинтеграцией.
Есть и иные соображения, одна интереснее другой, чтобы не сказать абсурднее. Например, считается, что было б куда лучше, если бы Россия оккупировала всю Грузию, так как в этом случае в составе Грузинской провинции было бы два повстанческих региона. И, когда у Грузии появится еще один шанс на независимость, она отделится от России, вместе с Абхазией и Южной Осетией.
Очевидно, что в стране с подобным мышлением идея конфедерации воспринимается положительно.
Между тем, хитросплетения российской дипломатии в грузинской интерпретации заключаются в следующем. В случае предоставления Грузии территориальной целостности, Россию не станут обвинять в пересмотре решения относительно признания независимости. С другой стороны, в случае конфедерации восточная дипломатия создаст ряд проблем. Если Абхазия с Южной Осетией откажутся признать создание столь желанной грузинской конфедерации, в этом случае Россия станет сторонником целостности Грузии, а Запад будет выступать за дезинтеграцию грузинского государства, которое существует только на бумаге. Вследствие этого грузины больше не будут симпатизировать Западу и приобретут друзей в лице русских. С другой стороны, если Запад признает конфедерацию, это означает, что он также косвенно признает независимость Абхазии и Южной Осетии, которые затем, в качестве отдельных субъектов международного права, сформируют конфедерацию с Грузией. Это означает, что они признают правоту России. Это будет политическим и дипломатическим крахом Запада.
У России сейчас есть козырь, который она будет использовать. Однако победа России над Западом не беспокоит грузин, если им не вернут потерянные территории.
Однако вернемся к Эбралидзе. Он сейчас интересен не оппозиции или правительству, а Западу, которому понятно, что, если Россия использует свою власть над Абхазией и Южной Осетией и даст Грузии шанс на цветную революцию, позиции России в регионе укрепятся. Вероятно, по этой причине представители западных держав постоянно посещают Тбилиси, проводят встречи с представителями правительства и оппозиции, пытаясь наладить между ними мир. Они понимают, что, в случае продолжения политической нестабильности, Россия использует свой скрытый в рукаве козырь.
Никто по большому счету в Грузии не знает, что будет дальше, но, в конце концов, многие говорят, что русские наши соседи. Если мы вернем Абхазию и Осетию, и Россия не будет подавлять нашу культуру и идентичность, мы хотели бы быть с ней в добрососедских отношениях, говорят люди между собой.
Ираклий Джапаридзе, собкор «Де-факто» в Грузии |