Analitika.at.ua. Реконкиста - исп. Reconquista в переводе — «отвоевание», «возвращение».
«Мы будем защищать то, что принадлежит нам. Мы никогда не сдадимся».
Уинстон Черчилль
(из речи, в которой премьер-министр Великобритании призывает дать отпор нацистской Германии).
Официальные лица Азербайджана систематически делают заявления с требованиями передать Азербайджану разные районы Нагорного Карабаха, а также и весь Нагорный Карабах, разрастаются и территориальные претензии на земли Республики Армения, которые Бакинские власти называют «Западным Азербайджаном». Все это напоминает требование лидеров «Аль-Каиды» к Испании вывести свои войска из Южной и Центральной Испании (районы Толедо, Гранады, Севильи, Кордовы, Кадиса, Валенсии, Сарагосы) и передать больше половины испанской земли маврам. Аналогичные требования предъявляются и к Португалии. Вполне возможно, что в недалеком будущем мы услышим такие же требования к Италии в отношении Сицилии, Сардинии, Калабрии, к Греции - в отношении Крита, к Франции – в отношении Лангедока.
Террористическая организация «Аль-Каида» использовала Азербайджан как одну из своих основных центральных региональных баз для организации проведения террористических актов в мире. Очевидно, что при тотальном контроле бакинских властей над Азербайджаном деятельность «Аль-Каиды» в стране не могла бы развиваться без их санкции. Исследовательская служба Конгресса США в 2001 году опубликовала отчет, в котором указывается, что «Аль-Каида» создала в Азербайджане свою базу в рамках своей террористической сети. Руководство Азербайджана использовало 1,5 тысячи афганских моджахедов для войны против Нагорного Карабаха. По сообщению «Ассошиэйтед Пресс» от 14 ноября 1999 года, один из сообщников Усамы бен Ладена утверждал, что сам бен Ладен руководил моджахедами по меньшей мере в двух сражениях в Карабахе. Арестованный ФБР за взрывы американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году Ибраим Эйдарус возглавлял азербайджанское отделение «Аль-Каиды» в период 1995-1997 годов. Другой террорист Ради эль Хадж, обвиненный нью-йоркским судом в совершении террористических акций – взрывов в американских посольствах, признался, что предварительно обосновался в Баку, где была зарегистрирована организация, через счета которой переводились деньги на террористические акции. Американским спецслужбам удалось перехватить телефонные звонки представителей «Аль-Каиды» из Баку в Кению и Танзанию в период подготовки и проведения террористических актов.
Стоит напомнить, что значительная часть Испании была освобождена от завоевателей в результате Реконкисты. Реконкиста - это освобождение Испании от иностранного порабощения и отвоевание Пиренейского полуострова у мавров в VIII -XV вв., а также возвращение испанцев на свои земли.
В 711 году войско мавров под командованием племенного вождя Тарика ибн Зияда переправляется из Африки на Пиренейский полуостров. В 711-718 гг. Испания подпадает под власть мавров. Однако коренное население не могло долго мириться с оккупацией и утратой независимости. Реконкиста началась с горной области Астурия на севере Испании, которая осталась непокоренной. В 718 году астурийцы наносят завоевателям первое поражение в долине Ковадонги. Героизм испанских воинов в Ковадонги обусловил подъём духа сопротивления. Значение этой победы сравнимо с освобождением Шуши в Нагорном Карабахе в 1992 году. Испанский народ всегда был горд и свободолюбив, рабство не его удел. Испанцы не мыслили своей жизни под чьим бы то ни было господством. Чтобы испанский народ мог развиваться как нация, необходимо было отвоевать, возвратить захваченные маврами земли. Так началась Реконкиста и Астурия стала колыбелью борьбы против иноземного ига. В течение двух веков, с 718 по 924 год, Астурия была независимым королевством, в последствии влилась с состав испанского государства Кастилия. В память о заслугах Астурии в освободительной борьбе с середины XVI века наследник испанской короны носит титул принца Астурийского.
Нагорный Карабах (Арцах) можно сравнить с Астурией. В позднем средневековье, когда Армения была разделена между Турцией и Ираном, армянские княжества Карабаха сохраняли свою независимость. В середине XVII - начале XVIII века пять армянских княжеств (меликств) Карабаха объединились на равных правах и создали государственное образование, известное в истории под названием «меликства Хамсы» (от арабского слова «хамса» – «пять»), территория которого превышала 14 тыс. кв. км. Именно эти пять меликств встали во главе борьбы армянского народа против персидского и османского господства в XVII-XVIII веках.
Сохранились документы многолетней переписки армянских меликов (князей) Карабаха с российским двором, с императором Петром Великим и некоторыми европейскими державами, начавшейся еще в первой четверти XVIII века. По Гюлистанскому договору (Гюлистан – село в Нагорном Карабахе) в 1813 году Карабах как самостоятельная армянская территория вошел в состав России. В этнопамяти карабахцев закономерно и органически утвердилась идея своей постоянной независимости. Стоит напомнить, что до 1918 года Азербайджана как государства вообще не существовало.
В ходе испанской Реконкисты в 1085 году был освобожден город Толедо, в 1118 году освобождена Сарагоса. Крупную победу объединенная армия испанских государств одержала в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. Данное сражение было кульминационным моментом отвоевания. Это привело к освобождению в 1236 году Кордовы, в 1238 году - Валенсии, а в 1248 году - Севильи. В 1229 - 35 гг. Арагон отвоевал Балеарские острова, португальцы освободили в 1249 - 50 гг. территорию Алгарви (юг современной Португалии). Кадис был освобожден в 1262 году. В 1492 году с Испанией воссоединился последний эмират на испанской территории - Гранада.
Карабахская Реконкиста – это освобождение Нагорного Карабаха от иностранного порабощения, отвоевание Нагорным Карабахом своих исторических земель у властей Азербайджана и возвращение коренного армянского населения на свою карабахскую Родину.
Армянский народ Нагорного Карабаха (Арцаха) является автохтонным (коренным) на данной территории. Все - без исключения - исторические, археологические, документальные, архитектурные памятники с древнейших времен до современности убедительно для всего мира свидетельствуют о том, что Арцах в течение всей многотысячелетней истории армянского народа являлся частью Армении. Античные историки Геродот, Птолемей, Страбон, Плиний, Плутарх считали Арцах частью Армении, а границу между Арменией и Кавказской Албанией проводили по реке Куре. Об этом пишут и азербайджанские историки. Так, например, основоположник азербайджанской историографии Абас-Кули-Ага Бакиханов (1794-1846) в своем труде «Гюлистан-Ирам» указывает, что река Кура является границей между Арменией и Ширваном, то есть Албанией Кавказской. (Бакиханов Абас-Кули-Ага. Гюлистан-Ирам. Баку. 1926. С.3, 8, 9,26). В вышеуказанном труде Арцах много раз упоминается как часть Армении.
Исторический фактор играет серьезную роль в понимании сущности азербайджано-карабахского конфликта и, следовательно, принципов его урегулирования. Игнорирование исторического фактора мешает результативности переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Как писал Карл Ясперс, «история и настоящее становится для нас нерасторжимым». (К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М.1994. С.275).
В Испании господство мавров продолжалось 700 лет, а в Нагорном Карабахе господство Азербайджана - в десять раз меньше – 70 лет. В ходе отражения широкомасштабной агрессии Азербайджана 1991-1994 гг. и проведения операции по принуждению Азербайджана к миру Нагорным Карабахом были освобождены исторические армянские земли - Лачино-Кельбаджарский регион Нагорного Карабаха, Южный Нагорный Карабах и Агдам: в 1992 году освобожден Лачин, а в 1993 году – Кельбаджар, Агдам, Кубатлы, Физули, Джебраил, Зангелан. В настоящий момент Азербайджан продолжает оккупировать Северный Нагорный Карабах.
Освобождение Лачина в 1992 году по значимости можно сравнить с победой испанцев в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. В процессе Реконкисты общим для испанцев, португальцев и карабахских армян являлось то, что было ликвидировано иностранное иго и осуществлено возвращение на свои исконные земли, на отвоёванных землях создавались самостоятельные государства Испания, Португалия и Нагорно-Карабахская Республика. Реконкиста для карабахцев и испанцев представляла собой не только военные действия, но и являлась широким процессом возвращения, заселения и экономического освоения опустошённых войной земель.
Принципиальное отличие карабахской и испанской Реконкисты состоит в том, что карабахская Реконкиста не имеет религиозного фактора, тогда как испанская Реконкиста велась под лозунгом религиозной борьбы. Кроме того, в Испании велась обоюдная война, а против Нагорного Карабаха была осуществлена широкомасштабная агрессия Азербайджана. Отличие состояло также и в том, что Испания была завоевана маврами, а Нагорный Карабах был передан Азербайджану неправомочным решением не государственной, а лишь партийной инстанции - Кавбюро ЦК РКП/б/. Важно подчеркнуть, что в Нагорном Карабахе задолго до появления пришлых кочевых тюркских племен и последующей Реконкисты, еще несколько тысячелетий назад сформировался армянский народ, а в Испании и Португалии с борьбой с внешним врагом связан процесс формирования народностей - испанской, каталонской, баскской, галисийской и португальской, складывания их национальной культуры, национального характера.
Нагорный Карабах (Арцах) является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная НКР. Согласно современному международному праву, Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно аннексирован Азербайджаном в 1921 году. Согласно нормам международного права, последующий раздел властями Азербайджана аннексированного Нагорного Карабаха на территории с разным административным статусом не меняет статус всего Нагорного Карабаха как оккупированной территории.
Международным прецедентом может служить самоопределение Намибии. В мае 1987 года Совет ООН по Намибии принял Луандскую декларацию, в которой подтвердил неотъемлемое право народа Намибии на самоопределение и независимость именно в единой Намибии с сохранением ее полной территориальной целостности, включая Уолфиш-Бей и остров Пенгуин. Ранее эти территории административно не входили в состав Намибии, а принадлежали ЮАР, но исторически и географически находились в Намибии.
После советизации Закавказья и включения Нагорного Карабаха в состав новообразованной Азербайджанской ССР неправомочным решением не государственной, а лишь партийной инстанции - Кавбюро ЦК РКП/б/ от 5 июля 1921 года, Баку было поручено создать в Нагорном Карабахе автономную область с центром в городе Шуше. Создание Автономной области Нагорного Карабаха (АОНК), само название которой уже говорило о том, что автономия создана лишь на части территории Нагорного Карабаха, было декларировано Декретом АзЦИК 7 июля 1923 года. При этом, армян загнали на территорию, равную лишь 31,5% от территории исторического Нагорного Карабаха.
Важно отметить, что исторически и географически площадь Нагорного Карабаха составляет 14 тысяч квадратных километров и включает в себя не только территорию Нагорно-Карабахской Республики, Лачино-Кельбаджарский регион, но и значительные территории Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского, Кедабекского, Бардинского, Агдамского, Физулинского, Джебрильского, Зангеланского и Кубатлинского районов бывшей Азербайджанской ССР.
Особенностью конфигурации границ АОНК было отсутствие учета не только этнического фактора, но и учета природно-ландшафтных рубежей и экономической целесообразности, крайняя изрезанность и извилистость границ. Глубокие азербайджанские клинья и анклавы врезались в территорию АОНК с целью расчленить единый ареал компактного проживания армян и уменьшить безопасность границ автономной области.
Таким образом, при административном разграничении в 1920-е годы в Азербайджане границы автономной области были проведены так, что армянский Карабах, в течение тысячелетий непосредственно граничавший с остальными областями Армении, в начале имел только узкий коридор, соединяющий автономию с Арменией в районе Лачина, а потом и этот коридор был специально отторгнут от Нагорного Карабаха, чтобы последний не имел никаких границ с Арменией. Лачино-Кельбаджарский коридор, присоединенный к Азербайджану, узким клином отделяет Нагорный Карабах от Армении (в самом узком месте расстояние между Нагорным Карабахом и Арменией составляло шесть километров).
Лачинский коридор был освобожден в мае 1992 года, что позволило народу НКР установить непосредственную связь с цивилизованным мировым сообществом и фактически спасло карабахский народ от геноцида. Кельбаджарский район был занят Армией обороны НКР в апреле 1993 года. К тому времени в этом районе была сосредоточена крупная группировка противника, которая готовилась к военной операции по захвату Лачинского гуманитарного коридора с севера и Мардакертского района с запада (в ходе боев карабахцами были взяты в качестве трофея карта наступательной операции командира азербайджанской группировки, большое количество военной техники и боеприпасов). Только упреждающий удар Карабахский армии сорвал планы противника.
Лачинский район – в античное время являлся армянской областью Агаэчк, позднее в средневековье имел название Кашатаг, а Кельбаджар – армянский край в раннем средневековье Вайкуник, позднее Цар. Лачино-Кельбаджарский регион имеет армянскую культуру жизнеобеспечения и является частью традиционного единого экономико-культурного пространства Нагорного Карабаха. Лачино-Кельбарджарский регион в географическом и историческом плане составляет одно естественное неразрывное целое с Нагорным Карабахом. В географическом отношении - это альпийская природа высокого армянского нагорья, в условиях которого существуют единые природно-климатические условия, единая культура жизнеобеспечения, одинаковые условия для экономической и культурной жизни. Насильственное выделение Лачино-Кельбаджарского региона из родной среды Нагорного Карабаха в 20-ые годы XX века и передача его чуждому культурному миру Азербайджана было актом насилия над историей и географией. Появившиеся с середины XVIII века пришлые тюркские кочевые скотоводческие племена не оставили никаких следов хозяйственного и культурного освоения, так как оказались в чуждой им среде культуры жизнеобеспечения. Данный регион не был заселен постоянным азербайджанским населением, земли не обрабатывались. Приток кочевого населения имел сезонный характер. В середине девятнадцатого века Кельбаджарский район насчитывал только 9 кочевых тюркских кишлаков.
С другой стороны Лачино-Кельбаджарский регион имеет одинаковую армянскую культуру жизнеобеспечения с остальным Нагорным Карабахом. На этой земле находятся многочисленные руины древних армянских поселений, множество армянских монастырей (Дадиванк -IV век, Варазгомаванк -VII век, Цицернаванк- IX век, Сурб Аствацацин - XII век, Гетамичиванк - XIV век), крепостей (Аканаберд, Левонаберд, Авакахагац, Бердакар, Хожаберд), хачкаров, армянские кладбища. Топонимика данного региона имеет несомненный армянский характер. Название многих населенных пунктов, - тех, что не успели в свое время переименовать азербайджанские власти, свидетельствуют об их прошлом армянском характере: Цар, Ванк, Лев и другие.
В Кельбаджарском районе Нагорного Карабаха располагались руины древнего армянского города Цар, которые власти Азербайджана снесли бульдозерами. Об исторических памятниках Цара писала авторитетный археолог Е. Пчелина: «Многочисленные жилые пещеры, развалины селений, крепостные стены и церкви говорят о былой жизни в теперь почти безлюдных пространствах. К сожалению, в преобладающем большинстве все эти памятники не только не исследованы, но даже не отмечены в литературе, хотя бы в порядке регистрационном. От армян, живших здесь повсеместно, остались обширные кладбища, раскинувшиеся как вокруг полуразрушенных церквей, так и отдельно». (Пчелина Е. Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР. - В книге: Труды отдела Востока Эрмитажа. Т.30. 1940. С. 243).
Само название «Кельбаджар» - не что иное, как тюркизированная форма от армянского «Карвачар», - то есть «ярмарка камней». Известно, что в средние века в этой части Арцаха находились каменоломни, которые обеспечивали стройматериалом окрестные территории. Название «Лачин» имеет более позднее происхождение и связано с декабристом Лачиновым, чьим именем была прозвана казачья застава, располагавшейся на месте нынешнего одноименного райцентра, на дороге Горис - Шуша.
В Лачино-Кельбаджарском регионе расположены наиболее древние из известных на сегодня христианских храмов Армении. Известно, что в Арцахе были построены одни из первых храмов времен принятия Арменией христианства. Так, Дадиванк был построен на месте раннехристианского храма, воздвигнутого на месте гибели одного из учеников Иисуса Христа Фадея – Дада, именем которого монастырь и назван. В июле 2007 года в этом старинном карабахском монастыре Дадиванк были произведены раскопки, в результате которых были обнаружены его мощи. Расположенная в Лачинском районе церковь Цицернаванк была построена во втором-третьем веках, - то есть задолго до принятия армянским царем Трдатом христианства в качестве государственной религии Армении. Церковь является составной частью монастырского комплекса.
В Южном Нагорном Карабахе и Лачино-Кельбаджарском регионе Нагорного Карабаха со второй половины XVIII века до XX века пришлыми тюркскими кочевыми племенами изгонялось коренное армянское население. Здесь находится более 1600 армянских памятников, первые из которых датированы античной эпохой, и только около 80 памятников не армянской культуры, начиная с XIX века. В регионе практически нет ни одной мечети, так как кочевникам они были не нужны.
Кубатлинский район - исторический армянский Бахк, позднее Кашуник, согласно рукописному источнику VII века «Ашхарацуйцу», был одной из 12 провинций исторической армянской области Сюник. С античности до конца первой четверти XVIII века эта земля была всегда чисто армянской. Позднее сюда стали проникать разные кочевые мусульманские племена, которые в конце XIX века стали оседать на землю. Вот только некоторые армянские памятники Кашуника: церковь села Мазра 1694 года (до 1993 года азербайджанские скотоводы использовали ее в качестве склада для кормов); церковь села Чапкут 1641 года; крепость Бердасар X века; церковь села Амутех XVII века; армянское кладбище села Хатк и Даштахат XV века.
Зангеланский район – это армянская карабахская провинция Ковсакан. Последнее армянское село Тахндзатап окончательно обезлюдело в 1967 году. В этом селе сохранились хачкары XII века. Следы армянской культуры сохранились в средневековых церквях сел Джамбар, Геял, Наджафлар, Чхурурд, церкви XVI века села Беркни.
Джебраильский район - часть области Дизак исторического Арцаха. До начала XX века земледельцами были армяне, а пришлые тюркские племена вели кочевой образ жизни. «Хлебопашцами являются армяне и молокане, переселенцы из России. Татарское население – почти все кочующее» - свидетельствует в 1902 году газета «Тифлисский листок» № 139, с.2. В районе находятся армянская крепость Тумасаберд IV-VII веков, Худаферинский мост через Аракс VII-XIII веков.
Физулинский район - часть области Дизак исторического Арцаха. Последнее армянское село Хогер в начале 1980-х гг. лишилось коренных жителей.
Агдамский район входил в состав армянской провинции Ути-Арандзнак. Здесь расположен Тигранакерт, один из 4 городов, основанных армянским царем Тиграном Великим (95-55 гг. до н.э.). В городище Гявуркала находится армянское кладбище IV-IX веков, церковь VIII века. В селе Паправенд расположена армянская церковь VI века.
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР
DeFacto.am |