Analitika.at.ua. В истории нашего народа есть события, стереть которые время бессильно. День памяти жертв политических репрессий, отмечаемый ежегодно в Армении 14 июня, безусловно, принадлежит к их числу.
60 лет назад, 14 июня 1949 года, под покровом ночи, сотрудники МГБ Армянской ССР показали, на что они способны, направив все свои умения и опыт против мирно спящих граждан. В результате этой тщательно разработанной операции за считанные часы тысячи ни о чем не подозревавших семей, в том числе и наша, были подняты с постелей и впопыхах собранными вещами под вооруженной охраной посажены в грузовики и отправлены на станцию Улуханлу (ныне Масис), а оттуда в телячьих вагонах - прямиком в Алтайский край. Сроков никто не назначал, видимо, высылали навсегда.
Такой масштабной и бесчеловечной депортации, да еще в мирные послевоенные годы, не было в истории Армении советского периода. Обо всех перипетиях нашего более чем шестилетнего пребывания в чужом для нас краю, о нашей отчаянной борьбе за выживание в суровых климатических условиях Сибири писалось и говорилось немало, и вряд ли стоит возвращаться к ним вновь. Скажу лишь, что, несмотря на прошедшие 60 лет, нами ничто не забыто и нередко пережитое глубоким эхом отзывается в душе.
Грустно, что родителей наших, на которых легла основная тяжесть нелегкой судьбы спецпереселенца, давно нет в живых. Немало было и таких, кому не посчастливилось вернуться обратно в Армению, в том числе и моей матери.
Политические репрессии в Советском Союзе, как известно, имеют давнюю историю, и сейчас время не только говорить о прошлом и о наших нерешенных социальных проблемах. Нам надо вспомнить и склонить головы в память тех безвинных людей, которые, особенно в жестокие 30-е годы, стали жертвами сталинской машины политического террора. От полуночного стука никто не был застрахован, а многие на этот случай готовились заранее. Тогда на основе предположений или лживых доносов все решалось в тихих кабинетах НКВД и его знаменитыми тройками. Обвинения в контрреволюционной деятельности, во вредительстве, шпионаже и т.п. в большинстве своем были равносильны смертному приговору. Тех же, кому удавалось избежать подобного приговора, ждал тяжелый физический труд в промерзших лагерях, который выдерживали далеко не все.
Как ни покажется странным, но между событиями 49-го и 30-х годов имеется тесная связь. Об этом свидетельствует хотя бы выписка из протокола, обнаруженная мной среди кипы бумаг нашего семейного дела, некогда хранившаяся в секретном архиве НКВД. Причина нашей депортации указана: принадлежность к семье дашнака-националиста. Такого рода обвинения имелись и у большинства, кого я знал. Так десятилетия спустя мстило нам государство за осужденных дедов и отцов. Непонятно только в этом случае, за какие грехи в водоворот этих событий, в таежной глуши вместе с нами оказалось множество армян-иммигрантов с семьями, всего пару лет назад вернувшихся на свою историческую родину? Впрочем, может быть, за то же?
60-летнюю дату депортации мы, бывшие репрессированные, встречаем с особыми чувствами. Еще в ноябре прошлого года в верхней части Каскада в Ереване при участии первых лиц страны был официально открыт новый мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий в СССР. Мы безмерно благодарны прежде всего автору проекта, одному из известных архитекторов Армении академику Джиму Торосяну за это уникальное сооружение и, конечно, всем строителям и мэрии Еревана, оказавшей существенную финансовую поддержку. Тем самым автор проекта не только выполнил свой моральный долг перед репрессированным в 30-е годы отцом, но и почтил память тысяч других, невинно убиенных в тюрьмах и лагерях.
Выстроенный из темного базальта мемориал с его многоступенчатыми лестницами не только впечатляет размерами и строгостью форм. Он интересен и тем, что на самом верху имеет сооруженную из розового туфа надстройку в виде церковного купола-колокольни. На фоне темно-серых стен мемориала он символизирует, как я понимаю, последнюю надежду обреченных на смерть обитателей тюремных камер - веру в милосердие Бога. Теперь каждый из нас, оказавшись за стенами мемориального комплекса, имеет возможность помимо возложения цветов к каменной стеле почтить ушедших из жизни близких звоном колокола, потянув за провисающую веревку. И помолиться за то, чтобы такое никогда не повторилось.
Александр МХИТАРЯН
Golos.am |