Analitika.at.ua. Официальная Анкара вновь демонстрирует смягчение своей позиции в отношении Армении. Глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу заявил, что “период холодной войны в отношениях Турции и Армении завершен и в Анкаре ждут с визитом президента Сержа Саргсяна”.
Но если отношения ухудшатся вновь и визит не состоится, будет “очень плохо”. Потому что армянский лидер уже заявлял, что поедет он в октябре в соседнюю страну на ответный футбольный матч национальных сборных только в том случае, если граница будет открыта либо вот-вот откроется. Стало быть, г-на Давутоглу можно понять таким образом, что сохранение статус-кво в этом вопросе — это совсем нехорошо. Потому что “в отношениях двух стран больше нет понятия врага”.
Разумеется, турецкий министр очень хорошо понимает, какую реакцию вызовут его слова в Азербайджане, особенно после того как Анкара всячески обнадежила “младшего брата” на тот счет, что без решения карабахского вопроса в пользу Баку на сближение с Арменией не пойдет. И вдруг опять поворот на сто восемьдесят градусов. Поэтому он обратился к карабахской проблематике, но вряд ли это должно стать утешением для Азербайджана. Потому что ничего утешительного, в сущности, не сказал. “Наши отношения с Израилем, — начал издалека г-н Давутоглу, — одновременно служат на пользу Палестине, и наоборот. Азербайджан тоже видит, что наши отношения с Арменией в его интересах”. Думается, такой оптимизм в отношении Азербайджана отнюдь не оправдан. Пока там ничего не видят, о чем свидетельствуют высказывания видных лиц алиевской администрации. Начать с того, что завотделом международных связей президентской администрации Новруз Мамедов вновь заявил, будто во время встречи в Санкт-Петербурге президентов Саргсяна и Алиева “каких-либо серьезных шагов вперед не было сделано”, и при этом опять обвинил нашу страну в “неконструктивности”. С г-ном Мамедовым спорить проблематично, потому что этот известный “ястреб” не слушает никого, кроме себя, любимого. Поэтому ограничимся цитатой из высказываний американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Говоря о том, что президенты поручили своим министрам иностранных дел в сотрудничестве с миротворцами подготовить очередной саммит, который, вероятно, состоится уже через месяц, он вполне логично заметил, что “было бы мало смысла в проведении очередной встречи, если бы не был достигнут некоторый прогресс на встрече в Санкт-Петербурге”.
Впрочем, в Баку не желают видеть и многого другого. Вот простой пример. Как написала газета “Зеркало”, “при анализе высказываний и заявлений армянских политических, общественных и государственных деятелей относительно путей решения тех или иных проблематичных вопросов почти всегда проскальзывает одна и та же идея: давайте сделайте вот это, а потом уже посмотрим, каким будет результат, и уже на основании этого примем решение”. Ну, во-первых, не “сделайте вот это”, а “сделаем вот это” — сделаем совместно, так как ни один вопрос в одностороннем порядке никогда не решается. Во-вторых, и это главное — именно такой подход и является самым конструктивным и предметным. Потому что сделать нечто (например, установить дипломатические отношения), посмотреть, каков будет результат, и на основании этого принять дальнейшие решения — скажем, разблокировать границу. На самом деле, все это настолько просто, очевидно и безвариантно, что в Баку, думается, просто не могут не понимать столь простых вещей. Но одно дело — понимать, другое — согласиться. Азербайджану очень трудно воспринять и подвижки в армяно-турецких отношениях, и те предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые трактуют решение карабахского вопроса через механизм голосования, т.е. референдума, результаты которого будут официально приняты международным сообществом. Ведь все предыдущие годы внешняя политика Баку базировалась на двух фундаментальных посылках: безоговорочная поддержка со стороны Турции и столь же безоговорочный примат принципа территориальной целостности над правом наций на самоопределение. Теперь и в том, и в другом случае что-то стало меняться. Пока перемены эти робкие, пробивают они себе дорогу нелегко, с откатами, обострениями, оглядкой на прежние позиции. Но главное — “процесс пошел”, как любил говаривать Горбачев. Принцип права наций на самоопределение уже не рассматривается в качестве второстепенного. Турция, говоря о “братстве” с Азербайджаном, нынче говорит и о том, что Армения ей не враг, как и она — Армении. Нам, разумеется, хотелось бы большего, причем сразу. Понятное желание, но давайте задумаемся над тем, что внешнеполитическая доктрина Азербайджана потерпела полный крах и сегодня является полнейшим анахронизмом. Как раньше было принято говорить — место ей на свалке истории, и нигде более. Потому что она абсолютно не отвечает не только новым тенденциям регионального развития, но и в целом не соответствует современным взглядам на возможности и перспективы сотрудничества наций на планете. Поэтому большего на данный момент требовать нельзя. Следует дождаться, когда в Баку смирятся с реальностью (а смиряться неизбежно) и выйдут на новый, более предметный и конструктивный уровень диалога. И чем раньше разум возобладает над эмоциями — тем лучше для азербайджанской стороны. В политике холодная голова и здравый рассудок — вещи первостепенные, нельзя об этом забывать.
Армен ХАНБАБЯН
NV.am |