Analitika.at.ua. 24-25 июня сего года президент Грузии Михаил Саакашвили прибудет в столицу Армении с официальным визитом. Для подготовки данного визита министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян 8-9 июня побывал в Грузии, где провел встречи со своим грузинским коллегой Григолом Вашадзе, а также другими высокопоставленными чиновниками северного соседа Армении. Судя по духу заявлений глав внешнеполитических ведомств двух стран, официальный Ереван настроен по отношению к Грузии достаточно лояльно, несмотря на то, что в правительстве Армении уже намечаются определенные недовольства по поводу высоких тарифов на грузоперевозки из грузинских портов в Армению. За два дня до визита Налбандяна в Грузию, премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что грузинская сторона злоупотребляет преимуществами своего географического положения. «Грузоперевозки из любой точки мира в грузинские порта стоят гораздо дешевле, чем доставка этих же грузов из Батуми в Армению», - заявил Т. Саркисян. И хотя Э. Налбандян в Тбилиси коснулся и этой темы, тем не менее, глава нашего внешнеполитического ведомства уверен, что «между Грузией и Арменией не существует проблем, которые нельзя было бы решить на основе переговоров». Однако, так ли это?
В современный период исторического развития страны Южного Кавказа стоят перед серьезнейшими проблемами. Кроме этнических конфликтов, доставшихся нам в наследство от советской империи, правительства Армении, Азербайджана и Грузии столкнулись также с такими совершенно новыми по сути «проблемами», каковыми являются геополитика и геоэкономика. Оказавшись в центре глобального противостояния между Западом и Россией, государства Южного Кавказа были вынуждены сделать выбор между мировыми центрами сил. Притом, данный выбор закавказских стран обусловливался не только создавшейся политической ситуацией, но и влиянием исторического прошлого на самосознание народов Южного Кавказа. В результате этого процесса Армения связала судьбу своей государственности с Россией и бывшими советскими странами и стала членом Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ).
Азербайджан фактически превратился в вилайет Турции, а Грузия расстелилась ковром перед Западом, надеясь в скором будущем вступить в Североатлантический военный Альянс (НАТО). Таким образом, наши государства оказались в различных противоборствующих глобальных системах безопасности. Именно поэтому официальный Тбилиси воспринимает нашу страну не как возможного экономического и политического партнера (о союзничестве сегодня не может идти и речи), а в качестве союзника «заклятого врага» Грузии – России. Исходя из этой логики, уверенность Эдварда Налбандняна выглядит, мягко говоря, не очень убедительной.
Действительно, сегодня между Арменией и Грузией существует гораздо больше проблем, чем это было в 1918 году, когда армянские войска были вынуждены организовать военный поход против Грузии. Официальный Тбилиси в открытую злоупотребляет преимуществами своего географического положения. Но главным виновником этого обстоятельства являются не грузины, а именно армянская сторона, которая стремится любой ценой сохранить хорошие отношения с Грузией. Наверное, было бы правильно сказать, что мы просто переоценили возможности Грузии как страны, через территорию которой проходят главные торговые пути Армении.
Судя по итогам визита министра иностранных дел Армении в Грузию, 24-25 июня в президентском дворце нашей страны будут обсуждаться в основном экономические вопросы. Официальный Ереван добивается снижения цен на транзит грузов, а также открытия контрольно-пропускного пункта на грузино-российской границе «Верхний Ларс». Отметим, что российская сторона в конце мая уже предложила Грузии переговоры по поводу вышеуказанного КПП. Ответ Грузии по этому вопросу достаточно затянулся и был озвучен лишь во время визита Налбандяна в Тбилиси. Глава внешнеполитического ведомства Грузии Григол Вашадзе заявил, что они готовы начать переговоры с Москвой по открытию КПП «Верхний Ларс», но предложил обсудить эту проблему на нейтральной территории. Учитывая то обстоятельство, что Армения нуждается в этом КПП намного больше Грузии, можно предположить, что в качестве «нейтральной территории» будет выбрана именно Армения. Правда, циркулируют слухи, что власти Азербайджана добиваются проведения грузино-российских переговоров в Баку.
Решатся ли в ходе визита Саакашвили в Армению транспортно-коммуникационные проблемы, покажет время. Возможно, что руководители двух стран придут к какому-то промежуточному согласию. Но ожидать кардинальных изменений в грузино-армянских отношений не стоит, так как на повестке существуют более важные проблемы, которые с каждым днем отдаляют две закавказские республики друг от друга.
Речь, во-первых, идет о находящемся в пределах административных границ Грузии армянском регионе Самцхе-Джавахк-Цалка. Несмотря на то, что официальные лица Грузии стремятся демонстрировать добрососедский настрой по отношению к армянскому народу, тем не менее, политику Грузии по отношению к армянам Самцхе-Джавахка иначе как репрессивной не назовешь. Гонения против лидеров местных армян особенно усилились после августовской войны в Южной Осетии. Правительство и население Грузии просто убеждены, что армяне Самцхе-Джавахка стремятся к присоединению региона к Армении. Разубедить их в обратном просто невозможно. Простые требования местных армян не нарушать их личные и национальные интересы воспринимаются грузинской стороной в штыки. Кроме того, власти Грузии приступили к политике выдавливания армян из территории Грузии. В армянском регионе Самцхе-Джавахк создалась такая экономическая ситуация, что местное население просто вынуждено зарабатывать себе на хлеб за пределами страны. Для этого им зачастую приходится отказываться от грузинского гражданства, что создает новые трудности уже при желании армян вернуться на прежние места проживания в Самцхе-Джавахке.
Особое внимание грузинские власти уделяют вытеснению из Самцхе-Джавахка армянской молодежи. Правительство Грузии уже несколько лет препятствует открытию в регионе совместного армяно-грузинского государственного университета. Молодежь Самцхе-Джавахка лишена возможности получить качественное образование у себя на родине, из-за чего местные армяне уезжают учиться в университетах Республики Армения.
Параллельно с ослаблением армянского элемента в Самцхе-Джавахке, Грузия продолжает развивать политическое и экономическое сотрудничество с Турцией и Азербайджаном, практически находящихся в едином политическом альянсе с Грузией. Как справедливо заметил армянский политолог И. Мурадян, грузинские элиты возлагают большие надежды на широкое международное значение транзитных возможностей Грузии. «Но, как показала практика осуществления коммуникационных проектов, несмотря на заинтересованность в них ведущих держав Запада, они не вышли за рамки регионального значения, и со временем оказались еще более регионализированными. Данное обстоятельство, так или иначе, привело к высокой зависимости Грузии от Турции и Азербайджана… Какие либо предположения о том, что Турция и Азербайджан, в свою очередь, зависят от Грузии в части коммуникаций, не состоятельны, так как со временем Грузия будет связана с этими двумя государствами более жесткими формальными и неформальными условиями и обязательствами».
В ходе своего визита в столицу Азербайджана президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что у них практически конфедеративные отношения с Азербайджаном. Саакашвили в очередной раз подтвердил готовность Грузии поддержать Азербайджан во всех его начинаниях, отметив, что между двумя республиками нет разъединяющих вопросов. Очевидно, что президент Грузии был совершенно искренен со своим азербайджанским коллегой. Сегодня экономика Грузии настолько зависима от азербайджано-турецких проектов, что официальный Тбилиси просто вынужден подчиняться воле своих тюркоязычных соседей. И если даже в один прекрасный день власти Грузии решат пересмотреть свою политику по отношению к Армении, то сделать это уже будет невозможно.
Усиление турецко-азербайджанского фактора в Грузии является серьезным вызовом национальной безопасности Армении. Для избежания тюркского окружения у Армении есть всего один вариант – усиление армянского элемента в регионе Самцхе-Джавахк-Цалка. Кроме того, армянская сторона должна добиться доминирующего положения над всей Грузией, как это делают турки и азербайджанцы. Любая нестабильность в Грузии является серьезным вызовом для экономики Армении. Исходя из этой реальности, наша страна должна стремиться к влиянию на политические процессы Грузии. Совершенно недопустимо поставить будущее Армении в зависимость от прихотей грузинских властей. Тем более, что у Армении есть все возможности диктовать грузинской стороне свои условия игры. Пока есть.
В армяно-грузинских отношениях есть и другие проблематичные моменты, негативно отражающиеся на перспективах спокойного и естественного развития двух республик. Хотя они не несут столь глобального содержания, тем не менее, закрывать глаза на существующие проблемы тоже нельзя. В противном случае существует опасность возникновения в регионе нового конфликта, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. И пока правительства Армении и Грузии не приступят к обсуждению и решению действительно важных вопросов, между двумя республиками не будет прочного мира. Проблемы сами по себе не решатся, над ними нужно работать. Иначе может случиться необратимое. И тогда уже за столом переговоров не удастся решить ничего.
Грант Мелик-Шахназарян
mitq.org |