Analitika.at.ua. По мере развития ресурсов Интернета эффективность его воздействия на массовое сознание приближается к воздействию самого влиятельного на сегодняшний день электронного средства массовой информации – телевидения. Однако контролировать информацию в сети, где существует множество вариантов анонимного и удалённого доступа, гораздо труднее, чем в традиционных СМИ, где достаточно контроля на уровне редакционной политики. Все это побуждает ряд стран, среди которых – большинство новых независимых государств Центральной Азии (ЦА), так или иначе осуществлять контроль за доступом населения к сети Интернет.
Уровень развития Интернета, как и политика регламентирования доступа к нему в странах Центральной Азии существенно различаются. По данным международной исследовательской компании J'son & Partners, к концу 2008 г. месячная аудитория Интернета (количество тех, кто хотя бы один раз в течение месяца выходил в сеть) в пяти государствах ЦА составляла 5,7 млн. чел., или 9% населения региона. К концу 2009 г. количество интернет-пользователей, по прогнозам, вырастет до 6,6 млн., а уровень проникновения Интернета – до 10%. При этом количество абонентов домашнего широкополосного (скоростного) доступа в странах региона пока невелико и составляет всего 450 тыс., или менее 1/10 всей среднемесячной интернет-аудитории.
Большинство интернет-пользователей Центральной Азии сконцентрировано в двух наиболее крупных в экономическом и демографическом плане государствах региона - Казахстане и Узбекистане. Так, в Узбекистане по данным на 1 апреля 2009 г. насчитывалось 2,5 млн. интернет-пользователей (9,1% населения), а в Казахстане уровень проникновения Интернета на конец 2008 г. составлял 15%. Эти государства являются лидерами и по распространению широкополосного доступа – в Казахстане по итогам 2008 г. насчитывалось 300 тыс., а Узбекистане – 135 тыс. абонентов скоростного Интернета. В общей сложности на долю Казахстана и Узбекистана приходится 82% абонентов широкополосного доступа Центральной Азии, а остальных стран региона – 18%. В Туркменистане же по итогам прошлого года количество абонентов широкополосного интернет-доступа составляло всего 7 тыс. чел.
Располагая самым низким уровнем проникновения Интернета, Туркмения осуществляет и наиболее жёсткий его контроль. Посещение веб-сайтов и электронную переписку граждан строго контролирует Министерство национальной безопасности. Все российские новостные ресурсы в республике заблокированы. При этом ни печатные, ни электронные средства массовой информации зарубежных государств, включая российские, в Туркмении не распространяются, а республиканские СМИ в основном передают сообщения государственного информационного агентства «Туркмендовлетхабарлары». Посетители интернет-кафе обязаны предъявлять паспорт, а все данные о них заносятся в специальный журнал. Положение усугубляется тем, что в Туркмении работают всего два интернет-провайдера – государственный оператор «Туркментелеком», который является структурным подразделением Министерства связи республики и обладает монопольным правом на выдачу интернет-лицензий, и российский сотовый оператор МТС. Все независимые операторы были ликвидированы в 2000 г.
В Узбекистане предоставление услуг доступа в Интернет монополией государства не является. Тем не менее с ноября 2005 года все работающие в республике интернет-провайдеры вынуждены осуществлять доступ к всемирной сети через каналы государственного оператора «Узбектелеком», что позволяет блокировать опасные с точки зрения руководства республики интернет-сайты «прямо на входе». В частности, в Узбекистане не доступны веб-сайты оппозиционных партий «Эрк» и «Бирлик», а также новостные и аналитические ресурсы, специализирующиеся на Центральной Азии, - такие как «Uznews.net», «Arena», «Tribuna.uz», «ЦентрАзия». Гордый штамп «сайт заблокирован в Узбекистане» украшает один из лучших интернет-ресурсов по Центральной Азии – информационное агентство «Фергана.ру».
В остальных странах Центральной Азии столь жёсткий контроль над Интернетом не осуществляется, однако попытки усилить его предпринимаются. Так, Министерством транспорта и коммуникаций Таджикистана недавно разработан и внесён в правительство проект создания единого коммутационного центра связи, через который в обязательном порядке будет проходить весь входящий и исходящий сотовый и интернет-трафик. В начале 2006 г. такая попытка уже предпринималась, однако тогда она была отвергнута правительством из-за отрицательного заключения Антимонопольного комитета и Всемирного банка. Учитывая, что в настоящее время в Таджикистане работает около 10 сотовых и 20 интернет-операторов, создание такого центра неизбежно создаст проблемы с прохождением трафика. Но в тоже время это позволит контролировать Интернет по модели, которая уже применяется в Узбекистане.
Негласное блокирование доступа к популярному интернет-сервису LiveJournal и некоторым оппозиционным сайтам осуществляется в Казахстане. Блокировка, по-видимому, происходит через государственного оператора «Казахтелеком», а также других провайдеров, пользующихся его каналами связи. При этом клиентам сотовых операторов, предоставляющих интернет-услуги по технологии GPRS, LiveJournal доступен. По мнению известного казахского интернет-блогера Адиля Нурмакова, высказанному им в интервью «Немецкой волне», блокировка LiveJournal имеет политические причины и является следствием скандала вокруг бывшего зятя президента Н. Назарбаева, посла Казахстана в Австрии и ОБСЕ Рахата Алиева, опубликовавшего на этом ресурсе аудиозаписи разговоров ведущих политиков страны. Поскольку же остальные страны Центральной Азии связаны с внешним миром каналами, проходящими через Казахстан, LiveJournal часто недоступен и у них.
Единственная республика Центральной Азии, где ограничений по доступу к интернет-ресурсам пока не существует - это Киргизия. Более того, на недавней международной конференции «Интернет и право» в Бишкеке довольно громко звучали голоса тех, кто выступает против какого-либо регулирования Интернета. Впрочем, такая свобода имеет и свою оборотную сторону. По словам депутата А. Сабирова, который является сторонником регулирования киргизского Интернета, «многие веб-ресурсы открыто публикуют информацию, содержащую призывы к межнациональной и межрелигиозной вражде», а также «активно используются экстремистами и террористами».
Учитывая быстрый рост аудитории Интернета, нестабильную политическую ситуацию и смену глав государств, которая в обозримой перспективе предстоит нескольким странам региона, можно ожидать, что стремление контролировать Интернет у них только усилится. Впрочем, мировой опыт показывает, что полный контроль за всемирной сетью невозможен, и осуществить его в «отдельно взятом регионе», даже таком географически изолированном, как Центральная Азия, вряд ли удастся.
Александр ШУСТОВ
fondsk.ru |