Analitika.at.ua. В настоящий момент исторический армянский Нагорный Карабах (Арцах) разделен на Нагорно-Карабахскую Республику с реинтегрированными в результате карабахской Реконкисты и отражения азербайджанской агрессии землями Нагорного Карабаха и Северный Нагорный Карабах, находящийся под оккупацией Баку.
Северная часть Нагорного Карабаха, переданная в составе Нагорного Карабаха в 1921 году российскими большевиками созданной впервые в истории азербайджанской государственности - Азербайджанской ССР и аннексированная ею, не вошла, как и Шаумянский район, в состав созданной в 1923 году лишь на одной трети части исторической территории армянского Нагорного Карабаха Автономной области Нагорного Карабаха (границы которой Москвой было поручено определять Азербайджану). Территории северной части Нагорного Карабаха, на которых компактно проживали карабахские армяне неоднократно перекраивались и были затем включены в новосозданные в 1930-х годах и более позднее время административные районы АзССР, в целях искусственного превращения армянского населения на этих территориях из подавляющего большинства в меньшинство населения. Речь идет о Дашкесанском, Шамхорском, Кедабекском, а также Ханларском районах, на территории которого расположен и древний карабахский город Гандзак (бывший Елисаветполь, в советское время - Кировабад, ныне - Гянджа).
С первых лет советской власти в Азербайджане принялись за планомерное вытеснение армян с исторической территории Нагорного Карабаха и уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры. В Нагорном Карабахе одна за другой закрывались, взрывались и сносились армянские церкви и монастыри. Приведем некоторые примеры целенаправленного уничтожения армянских памятников культуры в Северном Нагорном Карабахе (за пределами автономии). В Кедабекском районе: в 1983 году полностью разрушен купол церкви Хунисаванк (IХ век); стела с богатейшим орнаментом, вобравшим христианскую символику, множественные надписи на армянском языке (VI век) - исчезла в 1983 году; церковь в селе Калакенд (IХ-ХI вв.) - превращена в отхожее место. В Дашкесанском районе: церковь в 8 км. южнее села Бананц (IХ-ХI вв.) - в 1987 году срыта бульдозером и сброшена в ущелье; мост «Нерки Анди» (ХII век) - разрушен взрывом; церковь и кладбище в селе Хачбулах (ХVII-ХVIII вв.) - полностью разрушены в 1970 году; церковь села Киранц (ХII век) - разрушена под предлогом установки столбов для электролинии; надгробные камни хачкары кладбища у села Амрвар (ХIII-ХV вв.) - в 1970 году бульдозером сброшены в реку. В Шамхорском районе: монастырь Дасно Кармир ехци в селе Гюламбар (VII век) - разрушен в 1937 году; монастырь у села Барсум (Х век) - разрушен в 1982 году. В Ханларском районе: церковь Мрцунис у села Геташен (ХVII век) - частично разрушена; церковь и кладбище у села Мурут (ХIII век) - полностью разрушены в шестидесятых годах; монастырь Егнасар у села Геташен (ХVII век) - умышленно повреждены стены различных памятников комплекса. В Шаумянском районе: церковь Мандур и кладбище у села Хархапут (1252 год) - полностью разрушены; церковь у села Русские Борисы (ХII-ХIII вв.) - разрушена до основания; церковь в селе Вериншен (ХVII век) - разрушена до основания.
Тем не менее, вплоть до 1988 года армяне по-прежнему составляли подавляющее большинство населения в зоне компактного проживания в Северном Нагорном Карабахе, который охватывал горные и частично предгорные части Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского, Кедабекского районов и города Гандзака бывшей АзССР. На 1988 год на этих землях северной части Нагорного Карабаха, даже несмотря на вынужденную эмиграцию под целенаправленным и систематическим давлением руководства Азербайджана, проживала треть всего армянского населения Нагорного Карабаха – более 83 тысяч человек.
В ходе последующих событий населенные пункты Северного Нагорного Карабаха неизменно первыми становились объектом агрессии Азербайджана против Арцаха. Еще до геноцида против армян в Сумгаите, в конце 1987 года подразделения МВД АзССР учинили погромы и разбой в крупном армянском селе Чардахлу Шамхорского района (родине известных советских маршалов Ивана Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна). Армянское население Северной части Нагорного Карабаха было насильственно депортировано в 1988-91 годах. Депортации начались летом-осенью 1988 года и были завершены уже после начала открытой вооруженной фазы конфликта. Последние армянские населенные пункты этой земли Геташен и Мартунашен были опустошены в апреле-мае 1991 года во время совместной операции МВД Азербайджана и внутренних войск СССР «Кольцо», в ходе которой были полностью депортированы и захвачены Азербайджаном 24 населенных пункта в Нагорном Карабахе.
Шаумянский район НКР был захвачен Азербайджаном в ходе военной интервенции против уже независимой Нагорно-Карабахской Республики в 1992 году, а двадцатитысячное армянское население района стало беженцами либо было уничтожено. Важно отметить, что с момента провозглашения Нагорно-Карабахской Республики на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней 2 сентября 1991 года Шаумянский район вошел в состав НКР и принял участие во всенародном референдуме о государственной независимости, проведенном в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР.
Таким образом, в результате политики этнических чисток, проводимой руководством Азербайджана, территория армянского Нагорного Карабаха сузилась почти до границ бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области.
В ходе урегулирования должна быть также решена проблема оккупированных Азербайджаном Шаумянского района, части Мардакертского и Мартунинского районов НКР, а также Северного Нагорного Карабаха (Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский, Кедабекский районы, армянская часть города Гандзака) и армяно-карабахских беженцев из этого региона. Необходимо возместить материальные и моральные потери всем людям, подвергшимся этническим чисткам 1988-1990-х гг. в Азербайджанской ССР, ставшими жертвами последующей широкомасштабной агрессии Азербайджана.
Стоит также напомнить, что Азербайджанская Республика в 1991 году юридически отказалась от территории как НКР, так и от других районов исторического Нагорного Карабаха. 31 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР провозгласил восстановление «Азербайджанской Демократической Республики», существовавшей в 1918-1920 годах. Тем самым Азербайджан автоматически де-юре отказался от территории Нагорного Карабаха, который никогда не входил в состав «Азербайджанской Демократической Республики», что было в те годы подтверждено Лигой Наций. Территориальные притязания Азербайджана стали главным основанием для отказа со стороны Лиги Наций для приема Азербайджана в эту международную организацию. Кроме того, официальный Баку объявил также о незаконности установления Советской власти, при которой Нагорный Карабах и был передан Азербайджану, и отказался от советского правового и политического наследия. Тем самым Азербайджан фактически признал незаконным 70-летнее насильственное удерживание Нагорного Карабаха в своем составе.
Действия азербайджанского руководства в последней войне 1991-1994 годов против Нагорного Карабаха можно охарактеризовать как политику международного терроризма, геноцида и этнических чисток, выразившуюся в уничтожении гражданского населения НКР, бомбежках и ракетных обстрелах мирного населения, захвате заложников, уничтожении культурных памятников. Лачино-Кельбаджарский регион, Агдамский район и Южный Нагорный Карабах были одним из основных плацдармов для агрессии Азербайджана, который создавал на этой территории свои военные базы, с которых осуществлялись акты международного терроризма и хищнические набеги на территорию НКР. Лачино-Кельбаджарский регион можно сравнить с Восточной Пруссией, послужившей плацдармом для агрессии фашистской Германии против СССР.
Необходимо осудить политику целенаправленного геноцида властей Азербайджана против армян в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Следовало провести международный трибунал против азербайджанских военных преступников. Своевременное осуждение геноцида против народа Нагорного Карабаха способствовало бы предотвращению последующих геноцидов, которые мы наблюдаем в последнее время.
В настоящее время в Азербайджане на государственном уровне ведется пропаганда расовой ненависти к армянам, руководство Азербайджана выдвигает территориальные претензии на всю территорию Нагорного Карабаха и Республики Армения, идет форсированное наращивание военного наступательного потенциала, раздаются призывы к новой войне и даже к джихаду.
Азербайджан, как государство-агрессор, должен нести ответственность. В международной практике есть немало случаев лишения государства территорий, как формы ответственности государства-агрессора за тягчайшее международное преступление - агрессию и в качестве меры, направленной против ее повторения. После первой мировой войны Германия лишилась территорий Эйпин и Мальмеди, которые были переданы Бельгии в качестве наказания за германскую агрессию. Лишение Турции ее колоний (арабских и Западной Армении) по Севрскому договору 1920 года обосновывалось международным сообществом теми же причинами, а также турецкими зверствами и геноцидом против армян. Прецедентом служит решение стран антигитлеровской коалиции (на основании Потсдамской декларации 1945 года) о ликвидации бывших германских территорий Восточной Пруссии, Силезии и Померании и передачи их в состав СССР и Польши в качестве наказания Германии за развязывание агрессивной войны, систематическое использование данного региона в качестве удобного плацдарма для нападения и преступления против человечества.
Ответственность государства-агрессора по международному праву включает, как отмечает Г.Тункин, такие меры в отношении агрессора, «которые могут выражаться, в частности, в отторжении части его территории с целью предотвращения агрессии в будущем». (Тункин Г.И. Теория международного права. М. 1970. С. 469).
Другим современным международным прецедентом может служить наказание Ирака за агрессию против Кувейта. Волей мирового сообщества часть территории Ирака была передана Кувейту. В соответствии с резолюцией № 687 Совета Безопасности ООН, в мае 1991 году была создана Международная комиссия по демаркации ирако-кувейтской границы. Кувейту были переданы часть города Умм-Каср, участки иракской территории в районах Румейлы и Кхор-Зубейр. Комиссия руководствовалась в своем решении двумя аргументами: во-первых, необходимостью обеспечения безопасности Кувейта перед лицом возможной новой агрессии Ирака, во-вторых, фактором доступности судоходства по пограничным рекам для обоих государств, что должно было служить важной предпосылкой стабильности и мира в регионе. 27 мая 1993 года Совет Безопасности ООН одобрил решение Комиссии по переносу границы в пользу Кувейта. В 1994 году Ирак признал отторжение части своей территории в пользу Кувейта. Помимо территориальных потерь, Ирак должен был осуществить переселение своих граждан, проживавших на территориях, отошедших к Кувейту.
Таким образом, карабахская Реконкиста, то есть освобождение земель исторического армянского Нагорного Карабаха, как с исторической точки зрения, так и правовой, должна получить логическое окончательное международно-правовое урегулирование, основанное на воссоединении реинтегрированных территорий с Нагорно-Карабахской Республикой и восстановлении территориальной целостности Нагорного Карабаха.
В рамках общего анализа сложившейся ситуации в регионе (Армения, Нагорный Карабах, Азербайджан, Турция) необходимо развенчать миф азербайджанской пропаганды о том, что Армения и Нагорный Карабах являются абсолютными победителями, а Азербайджан – проигравшая жертва. На самом деле Азербайджан аннексировал значительные армянские земли – Нахичеван, Северный Нагорный Карабах, часть Нагорно-Карабахской Республики, а Турция аннексировала Западную Армению и часть Восточной Армении (Карскую область), остался безнаказанным геноцид против армян в Турции и Западной Армении 1915–1923 гг. и в Азербайджане и Нагорном Карабахе 1988-1994 гг. В этой ситуации, когда 9/10 территории Армении и Нагорного Карабаха захвачено Турцией и Азербайджаном, абсолютно противоправными и нелепыми звучат призывы о дальнейших дополнительных территориальных уступках и компромиссах со стороны Нагорно-Карабахской Республики.
Удовлетворение территориальных претензий Азербайджанской Республики на исторические армянские земли зафиксирует итоги турецко-азербайджанской агрессии и геноцида в 1918-20 гг., этнических чисток армянского населения в 1988-92 гг.
Руководство Азербайджана стоит на позициях турецко-азербайджанской доктрины обращения с армянскими беженцами, суть которой - недопущение ни при каких условиях их возвращения на свою родину.
Нарушение территориальной целостности Нагорного Карабаха противоречит международному праву и исторической справедливости, а передача каких-либо территорий Нагорного Карабаха Азербайджану приведет к серьезному ослаблению обороноспособности НКР, нарушению глубоко эшелонированной, инженерно-укрепленной линии обороны Нагорного Карабаха и к новой неизбежной интервенции Азербайджана с весьма удобных для наступательных операций плацдармов.
В ходе карабахско-азербайджанских переговоров необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против Нагорного Карабаха, включающего международные гарантии. Нельзя забывать, что НКР и Армения имеет дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс, развязать агрессию в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям и вопреки здравому смыслу. Фактически власти Азербайджана использовали Грузию и Южную Осетию как экспериментальный полигон для отработки планов блицкрига.
Принцип – территории в обмен на референдум или на статус является изначально ущербным и ошибочным, что не способствует мирному процессу и успеху в переговорах. Статус не меняется на территории. Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев на взаимной основе. Взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. А на втором этапе - решать наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы.
В международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах международного права (Резолюция № 2625 от 24 октября 1970 года) отмечено, что создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса свободно определенного народом, является формами осуществления этим народом права на самоопределение. В Декларации подчеркивается, что каждое государство обязано незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением принципа самоопределения и основных прав человека и противоречит Уставу ООН.
Несмотря на существующие противоречия, Россия и Запад нуждаются в сотрудничестве. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличии от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы снятию возникшего напряжения между Россией и Западом.
От затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Тем не менее, Нагорный Карабах успешно развивается и без признания. Признание – это только констатация факта давно состоявшегося государства Нагорно-Карабахской Республики. Наполеон как-то сказал, что Франция не нуждается в признании, не признавать существования Франции – это все равно, что не признавать сияние солнца в яркий солнечный день.
Никос Лигерос, научный консультант Министерства иностранных дел Греции, подчеркивает, что армянский народ существует вопреки всем и вся, но он находится в опасности до тех пор, пока внешние факторы пытаются настаивать на необходимости вернуть освобожденные территории.
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики
DeFacto.am |