Analitika.at.ua. Об этом сообщил министр обороны США Роберт Гейтс, отметивший, что перспективы американо-российского сотрудничества в этой сфере “несколько улучшились” после осознания Россией угрозы, исходящей со стороны Ирана. Выступая во вторник в сенате, шеф Пентагона рассказал, что Москва и Вашингтон обсуждают идею размещения радара или центров обмена информацией на российской территории. О каких именно регионах идет речь, он не уточнил. Заявление Роберта Гейтса вызвало замешательство в российском МИДе: там отказались комментировать слова американского чиновника, сославшись на необходимость их проанализировать.
Роберт Гейтс сделал свое сенсационное заявление во вторник, выступая в комитете сената США по бюджетным ассигнованиям. Его слова тут же распространило американское информагентство Associated Press. Затронув тему размещения элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе, шеф Пентагона неожиданно сообщил о положительных сигналах, которые, по его словам, поступают на этот счет с российской стороны. Глава Пентагона проинформировал сенаторов о том, что Москва и Вашингтон обсуждают предложения, касающиеся возможности размещения радара или центров обмена информацией на территории России.
Рассказывая об этом, господин Гейтс поведал сенаторам о и своей встрече с Владимиром Путиным, которая состоялась, когда тот еще был президентом РФ, и на которой как раз обсуждались вопросы ПРО. По словам Роберта Гейтса, господин Путин тогда отверг мысль о том, что Иран до 2020 года сможет создать ракету, способную долететь до Западной Европы и большей части российской территории. “Он показал мне карту, подготовленную сотрудниками российских спецслужб. А я посоветовал ему создать новую службу безопасности”, — заявил Роберт Гейтс. По его словам, после этого “русские признали нашу правоту относительно возможной угрозы, исходящей от Ирана, и признали, что ошибались на этот счет”. “Я надеюсь, что мы можем опираться на это”, — подчеркнул глава Минобороны США.
Российские профильные ведомства вчера отказались комментировать громкое заявление Роберта Гейтса. Первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Колмаков сказал журналистам, что никаких предложений на этот счет его ведомство не получало. “Когда поступят конкретные предложения, будем их рассматривать”, — отметил генерал. А на вопрос СМИ о том, изменилась ли позиция Москвы в отношении Ирана, господин Колмаков ответил: “У нашей страны достаточно последовательная, согласованная внешняя военно-техническая политика, которая, безусловно, учитывает все существующие и возможные угрозы”.
С реакцией на инициативу Вашингтона решили повременить и в российском МИДе. Так или иначе, но руководство РФ и впрямь уже несколько лет настойчиво предлагает США отказаться от размещения радара в Чехии и противоракет в Польше, то и дело выдвигая альтернативные предложения. К примеру, в 2007 году на саммите G8 в Хайлигендамме (Германия) тогдашний президент РФ Владимир Путин предложил своему коллеге Джорджу Бушу использовать в качестве одного из элементов ПРО арендуемую Россией радиолокационную станцию в Габале в Азербайджане. Затем эта инициатива была дополнена предложением включить в общую систему и строящуюся станцию по предупреждению ракетных пусков в российском Армавире.
Эти предложения, однако, не вызвали особого энтузиазма у предыдущей американской администрации. Госдеп США продолжал настаивать на необходимости размещения ПРО именно на территории Восточной Европы, предлагая российской стороне в качестве уступки доступ на эти объекты. Но это не устраивало уже Москву. Между тем в прошлом месяце во время визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в США российские дипломаты сообщили о том, что Вашингтону направлены новые предложения Москвы, касающиеся ПРО. Сообщалось, что речь в них идет о том, что РФ и США следует изучить реальность существования ракетной угрозы и лишь в случае подтверждения такой опасности начать готовиться к отражению возможного удара. В этом случае, по словам заместителя министра, система ПРО должна быть глобальной, создаваться равноправно и совсем на других принципах, в том числе географических, нежели сейчас. О том, какими могут быть новые географические принципы создания системы ПРО, замглавы МИД Рябков распространяться не стал.
Военные эксперты вчера по-разному отреагировали на выступление Роберта Гейтса. По мнению одних экспертов, для России допуск американцев на свою территорию нереален по политическим и психологическим соображениям. Другого мнения придерживается, например, генерал-майор Владимир Дворкин, ранее возглавлявший 4-й ЦНИИ Минобороны РФ, занимающийся исследованиями в области стратегических вооружений. Господин Дворкин заявил “Интерфаксу”, что размещение на территории России американского радара вполне реальная перспектива. По его словам, партнерство с США в области разработки и эксплуатации ПРО нельзя сравнить по значимости даже с договорами об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. “Это позволит наконец трансформировать абсурдное состояние взаимного ядерного сдерживания”, — уверен эксперт.
NV.am по материалам российской прессы |