Analitika.at.ua. В турецкой прессе появилось имя возможного преемника армянского патриарха
Уже полтора года продолжается фактическое безвластие на Константинопольском престоле Армянской Апостольской Церкви.
С тех пор как архиепископ Месроб Мутафян тяжело заболел, в Стамбуле ходят слухи о близости выборов нового патриарха. На прошлой неделе обоснованность этих слухов подкрепила публикация в турецкой газете “Заман”. Обозреватель этого издания утверждает, что преемником Месроба Мутафяна может стать глава Гугаркской епархии епископ Сепух Чулджян. Предложенная газетой версия в Первопрестольном Эчмиадзине никого не удивила. Но не секрет, что среди возможных кандидатов на пост главы константинопольского престола есть и другие влиятельные иерархи.
53-летний Месроб Мутафян заболел осенью 2007-го. Поставленный врачами диагноз не вызывает сомнений и не внушает оптимизма — тяжелая форма амнезии, не поддающаяся лечению. Архиепископ почти полностью лишился памяти. Болезнь обострилась в прошлом году после операции на щитовидной железе. Сначала патриарх ушел в бессрочный отпуск. В начале 2008-го обязанности главы престола были возложены на духовный совет в лице двух архиепископов. В январе этого года архиепископ Арам Атешян был избран патриаршим викарием. Он будет замещать патриарха до его выздоровления. Но, к великому сожалению, реальность состоит в том, что патриарх едва ли выздоровеет. Формальное пребывание на престоле недееспособного человека делает 60-тысячную стамбульскую армянскую общину еще более уязвимой. Кстати, почти аналогичная ситуация сложилась и в Иерусалиме. Глава Иерусалимского престола Армянской Апостольской Церкви 90-летний Торгом Манукян не в состоянии руководить патриархией, и его обязанности возложены на викария. Им стал архиепископ Нурхан Манукян. Таким образом, получается, что два из четырех престолов армянской церкви не имеют полноправных правителей. В Первопрестольном Эчмиадзине эта ситуация многих серьезно беспокоит.
Стамбульские армяне давно между собой говорят о том, что общине нужен полноправный лидер и потому назрела необходимость проведения досрочных выборов патриарха. Но избранный патриаршим викарием Арам Атешян, выступая первого марта на собрании Верховного духовного совета в Эчмиадзине, заявил, что патриарх Месроб Мутафян пожизненно останется на своем посту. Создается впечатление, что архиепископ, исполняющий обязанности патриарха, заинтересован в сохранении нынешнего статус-кво, так как существующая неопределенная ситуация позволяет ему без всяких выборов фактически бесконтрольно и единолично управлять престолом. Гарегин Второй, конечно же, это осознает. Но, не желая открыто вмешиваться в дела самоуправляемой патриархии, Католикос заявил, что Святой Престол уважает волю армян Константинополя. И тем не менее в Эчмиадзине постепенно начинают готовиться к тому, что досрочные выборы все-таки состоятся. Главный вопрос — кого бы хотел видеть на Константинопольском престоле Католикос Всех Армян.
Трудно сказать, почему газета “Заман” прочит в патриархи именно Сепуха Чулджяна. Но то, что он желает и готов бороться за престол, ни у кого сомнений не вызывает. Круг его потенциальных соперников не так широк. Объясняется это спецификой турецкого законодательства. По законам этой страны претендент на пост главы армянской патриархии непременно должен быть гражданином Турции либо ее уроженцем. Среди высокопоставленных священнослужителей таковых всего пятеро. Двое из них служат в Стамбуле. Это патриарший викарий Арам Атешян и архиепископ Шаан Свазян. Сохранил турецкое гражданство глава Германской епархии ААЦ Гарегин Бекчян. Предстоятель Гугаркской епархии (центр — город Ванадзор) Сепух Чулджян родом из Малатии. Это значит, что турецким властям трудно будет отказать ему в праве баллотироваться. И, наконец, пятый кандидат — инспектор духовной семинарии “Геворкян” архимандрит Саак Машалян. Ниже всех следует оценивать шансы архиепископа Шаана Свазяна, которому в этом году исполнится 86 лет. Возраст не позволяет проявлять особую активность и Гарегину Бекчяну. Ему скоро будет 69. Так что основная борьба развернется, судя по всему, между тремя кандидатами.
Определенное преимущество будет у 54-летнего архиепископа Арама Атешяна, которого стамбульские армяне знают лучше других. На его стороне и так называемый “административный ресурс”. И тут дело не только в том, что он сейчас является фактическим главой престола. Немаловажный фактор то, что именно Атешяна, судя по всему, пожелает видеть в роли патриарха руководство Турции. Чуть позже объясню, почему это очень важно. Что же касается Эчмиадзина, то для Католикоса важно в первую очередь, чтоб патриархом был избран человек, тесно связанный со Святым престолом. Официальной позиции насчет желательного кандидата пока еще нет, но им вполне может быть гугаркский епископ. Чулджяну в марте исполнилось 50 лет. Айку (мирское имя епископа) было десять лет, когда его семья репатриировала из Стамбула в Армению и поселилась в Ленинакане. После окончания службы в советской армии он поступил в Эчмиадзинскую духовную семинарию. Был секретарем Католикоса Вазгена Первого. Возглавлял епархию в Женеве. В 1997-м был рукоположен в епископы. Пользуется расположением Католикоса. Но есть у этого кандидата один существенный недостаток — его практически не знают в Стамбуле. Для Анкары он может быть наименее желательным из всех претендентов. В этом смысле компромиссной фигурой способен стать Саак Машалян. 47-летний архимандрит родился и служил в Стамбуле и лишь четыре года назад был приглашен в Эчмиадзин.
Правительство Турции имеет как формальные, так и неформальные механизмы воздействия на процесс выборов патриарха. Этими механизмами власти пользовались не раз. После смерти предыдущего патриарха правители долгое время не давали разрешения на проведение выборов и в 1998-м наконец санкционировали созыв Высшего церковного собрания лишь после того, как Месроб Мутафян заручился поддержкой властей. По закону избранный патриарх может приступить к выполнению обязанностей лишь после утверждения со стороны Управления по делам религий. То есть совершенно бессмысленно проводить выборы, не имея гарантии того, что власти не наложат свое вето. Кроме того, “предварительный отсев” осуществляется уже на первом этапе. Губернатор Стамбула должен лично завизировать список кандидатов. Без этого выборы будут считаться недействительными. Губернатор имеет право исключить из списка того или иного кандидата, если сочтет его деятельность противоречащей турецким законам или интересам турецкого государства. Каждому кандидату, получившему добро губернатора, посредством жеребьевки дается определенный цвет. Формально на голосование Высшего церковного собрания выносятся не имена кандидатов, а закрепленные за ними цвета. Этому предшествуют выборы выборщиков. Механизм, очень похожий на процедуру избрания президента США. Каждый из церковных приходов делегирует на Высшее собрание своего представителя и уполномочивает его голосовать за конкретный цвет. Победителем признается кандидат, цвет которого наберет большинство голосов. Число выборщиков обычно составляет 90. В ходе прошлых выборов кроме Стамбула с его 38-ю действующими армянскими церквами на собрании были представлены также малочисленные общины Малатии, Себастии, Мусалера, Искендеруна, Тигранакерта (Диарбекир). После 1989-го демография существенно изменилась. Верующих армян, кроме как в Стамбуле и Мусалере, практически нигде не осталось.
Артем ЕРКАНЯН
NV.am |