Analitika.at.ua. Турция, которая в течение ближайших двух лет будет непостоянным членом Совета Безопасности ООН, намерена внести в повестку дня высшего органа организации карабахской вопрос, заявил министр иностранных дел соседней страны Ахмед Давутоглу. По его словам, Анкара собирается сделать это, поскольку является “сторонником обсуждения всех вопросов, которые представляют международный интерес и актуальность, и в их числе карабахская тематика”. Конечно, глава турецкого МИД великолепно понимает, что его инициатива никак не может вдохновить Ереван. Предыдущие четыре резолюции ООН по карабахскому вопросу нельзя назвать выгодными для армянской стороны. Впрочем, об этом ниже. Пока скажем, что г-н Давутоглу, стремясь к ореолу миротворца, поспешил заверить, будто “Турция желает результативных переговоров между Арменией и Азербайджаном и работает над этим вопросом в рамках Минской группы ОБСЕ. В ходе моего визита в Вашингтон я обсуждал эту тему с руководителями США, и мы пришли к выводу, что наша совместная задача — всячески способствовать урегулированию этого конфликта”. Более того, Анкара полагает, что “у нас — Турции, Армении, Азербайджана и даже России и Грузии — есть совместное будущее. Все мы находимся в одном регионе — и всегда так будет. Поэтому все мы должны быть конструктивны и как можно дальше от процессов и действий, мешающих нашим переговорам”. Ну и как же эти золотые слова совмещаются с делами? Совершенно очевидно, что очередная попытка добиться в ООН осуждения “армянской экспансии” переговорам никак способствовать не может. Но это не мешает г-ну министру этак снисходительно похвалить нас: в ходе диалога с Арменией Турция пришла к выводу, что “она тоже хочет мира и развития на Кавказе”, поэтому в рамках выстраиваемой политики хороших отношений с соседями желает еще больше нормализовать двусторонние связи. Словно по плечу одобрительно похлопал...
Одновременно Ахмед Давутоглу выразил недовольство тем обстоятельством, что взаимоотношения Турции и Армении не ограничиваются Южным Кавказом, но и оказывают влияние на турецко-американскую повестку. А это, оказывается, нехорошо: “наши отношения с Арменией не должны отражаться на наших связях с США”. А как же тогда понимать, что отношения Турции с Азербайджаном отражаются на ее диалоге с Арменией? Это, выходит, хорошо и правильно? Странная у турецкого министра логика! Ведь даже инициатива с внесением карабахского вопроса в повестку СБ есть не что иное, как очередное подтверждение того, что Турция пытается задобрить Баку за счет армянской стороны, делая свои интересы — по крайней мере на данном этапе — заложником азербайджанских капризов.
Теперь конкретно о содержательной стороне дела. Как уже отмечалось, с 1993 года ООН приняла 4 резолюции по Карабаху, которые нельзя назвать позитивными с нашей точки зрения. Однако что это изменило? Дело в том, что страны — члены ООН отнюдь не склонны в этом нелегком вопросе занимать одностороннюю позицию. Возьмем для примера последнюю по счету резолюцию Генеральной ассамблеи, принятую в прошлом году. В этом документе содержится призыв к “немедленному выводу армянских сил с оккупированных (занятых) территорий Азербайджана”. 39 государств проголосовали “за” и 7 были против. Между тем в голосовании участвовали делегаты от 147 стран. Более 100, как видим, просто воздержались, принятие резолюции было обеспечено голосами стран — членов Организации исламской конференции. Поэтому Турция, конечно же, не может не понимать, что в такой ситуации ни одна резолюция не может восприниматься в качестве отражения реальной воли международного сообщества. Не могут здесь не понимать и того, что в последнее время ряды ООН пополнили страны, само образование которых связано исключительно с реализацией на практике принципа права на самоопределение наций. Не станем их перечислять, отметим лишь, что за последние 20 лет возникло около 30 новых государств. Так что еще не известно, чем может обернуться стремление обсуждать карабахскую проблему в ООН. Почему же Турция стремится к этому? Думается, с дальним расчетом — косвенно дискредитировать работу сопредседателей Минской группы ОБСЕ и на этом фоне попытаться активизировать собственную посредническую роль. Ведь, как бы то ни было, но и Анкара является членом Минской группы и давно уже стремится занять позицию в строю сопредседателей. Если вспомнить недавнюю турецкую инициативу с пресловутой “Платформой стабильности на Кавказе”, станет ясно, что и в последнем случае мы имеем дело с продолжением этой политики. Возможно, Анкаре и удастся протащить через Генассамблею ООН еще одну резолюцию, которая пощекочет самолюбие Баку, но никакого практического результата иметь не будет. А вреда принесет немало. Во-первых, это породит очередную препону в и без того нелегком переговорном процессе Турции с Арменией. Во-вторых, такого рода инициатива явно не понравится странам — сопредседателям Минской группы. Поэтому активность нового временного члена Совбеза никак не может быть названа конструктивной.
Армен ХАНБАБЯН
NV.am |