Analitika.at.ua. В последнее время Азербайджана ислам приобретает большое значение в общественных процессах. Если в советские и постсоветские годы исламская идентичность в Азербайджане (2/3 мусульманского населения которого шииты, а 1/3 – сунниты) была основана преимущественно на культуре и этничности, а не собственно на религии, то сегодня для азербайджанского общества характерна именно религиозность. Доказательством сказанному служит растущее число носящих платок (хиджаб) девушек и женщин, выполняющих исламские обряды верующих, желающих получить религиозное образование и посещать исламские святые места.
Примечательно, что в стране в определенной степени укоренился также религиозный радикализм, получила распространение разнородная литература (в том числе пропагандистская) об исламе, важное значение приобрела религиозная риторика.
Осознавая грозящую светским институтам опасность, власти страны постоянно пытаются ослабить роль религии в общественно-политической жизни, что находит выражение в преследовании клерикализованных элементов и ограничении вопросов, относящихся к религии. Например, недавно власти запретили молиться во дворе мечети и на прилегающей территории. В Азербайджане запрещается входить в учебные заведения в платке (хотя носить хиджаб в обществе не запрещено), фотографироваться в хиджабе для официальных документов, из-за чего девушки, которым исполнилось 16 лет, не могут получить паспорта. Определенное давление оказывается на людей, во внешности которых есть подчеркнутые элементы религиозности. Одним из таких элементов является, например, длинная и неухоженная борода (что свидетельствует о салафитской или ваххабитской ориентации). Известны случаи, когда полицейские заставляли людей сбривать бороды.
Отметим, что в Азербайджане очень сложный порядок регистрации религиозных общин и организаций, что предполагает получение разрешения Управления мусульман Кавказа. Достаточно строга также цензура религиозных книг. В случае заключения соответствующего органа запрещаются также книги, сеющие религиозную нетерпимость, радикализм и сепаратизм.
Активизация роли ислама в азербайджанском обществе, по сути, обусловлена рядом факторов, в том числе, отсутствием свободы слова, социальными и экономическими проблемами, разочарованностью в западных ценностях и пр. В стране заметны элементы, характерные для политического и духовного кризиса, когда люди, фактически, не доверяют ни властям, ни оппозиции, ни представителям официального ислама.
Примечательно, что в сложившейся ситуации как среди суннитов, так и среди шиитов получает распространение религиозный радикализм, который пытается истолковать существующие социальные и политические проблемы с точки зрения ислама и предложить решения. В то же время, делает своей мишенью общественных, политических и культурных деятелей, имеющих подчеркнуто светское мировоззрение или высказывающихся против каких-либо реалий, касающихся ислама. В их отношении даже выносятся смертные приговоры, озвучиваются призывы к джихаду.
С этой точки зрения достаточно шумным был судебный процесс в Азербайджане (2007г.) над писателем-публицистом Рафиком Таги и редактором газеты «Санат» Самиром Седагатоглу. Причиной послужила опубликованная в газете статья Р.Таги «Европа и мы», в которой автор говорил о превосходстве христианских ценностей над исламскими, что религиозные круги восприняли как неуважение к исламу и его святыням. Против статьи высказался также Пашазаде, а во время состоявшегося 10 ноября в шиитском селе Нардаран митинга было вынесено решение о публичной смертной казни Р.Таги. В судебном процессе участвовали религиозные радикалы, которые затем потребовали приговорить их к смертной казни. Примечательно, что этот случай нашел отклик также в Иране: известный аятолла Мухаммад Фазиль Ланкярани издал смертную фетву в отношении упомянутого редактора и автора статьи, перекликающуюся с известным случаем с Салманом Рушди.
По мнению директора Бакинского института мира и демократии, политолога Арифа Юнусова, сегодня в Азербайджане ислам занимает тот вакуум, который в свое время (до парламентских выборов 2005г.) занимала прозападная оппозиция, которую власти вытеснили из политического поля. Такая же ситуация сложилась в Узбекистане, где место вытесненной властями оппозиции заняло одно из международных исламских радикальных движений – «Хизб ут-тахрир» По словам Юнусова, в Азербайджане, фактически, развертывается борьба только между двумя идеологиями – гейдаризмом и исламизмом.
Ростом исламских настроений отличаются в основном северные районы, где проживают этнорелигиозные меньшинства, а также Апшеронский полуостров, в частности, некоторые районы Баку и прилегающие к ним населенные пункты, как например, проиранский Нардаран.
Из радикальных течений ислама в Азербайджане сегодня достаточной народностью пользуется салафитское или ваххабитское течение, хотя его сторонники называют себя не ваххабитами, а апологетами «истинного ислама». Движение проникло в Азербайджан несколькими путями, в том числе, арабским, а его успех связан с именем молодого имама мечети салафитской ориентации «Абу Бакыр», харизматичного деятеля Хамета Сулейманова.
Примечательно, что в 2008г. власти закрыли «Абу Бакыр», мотивируя тем, что после осуществленных в августе против мечети террористических актов, она более не безопасна для верующих. С первого же взгляда, очевидно, что власти более всего озабочены фактом распространения салафизма в стране.
Проблема заключается в том, что идеологический пробел пытаются восполнить в мечетях, действующих вне официального ислама. Известно, что после пятничной религиозной проповеди имама – хутбы – тот же имам в мечети обсуждает также социально-политические вопросы. В результате, в условиях отсутствия свободы слова, отдельные мечети в Азербайджане превращаются в своеобразные политические клубы.
В связанных с исламом процессах для властей Азербайджана сложной задачей является противостояние не только внутренним, но и внешним вызовам. Будучи соседом Ирана, Турции и находящегося в составе России Дагестана (где радикальные течения ислама имеют крепкие основы), а также находясь по соседству с Ближним Востоком, Азербайджан является мишенью для внешнего исламского влияния. Еще в 1990-ые годы в Азербайджан начали проникать религиозные проповедники из Ирана, Турции, арабских стран, появились филиалы ряда радикальных исламских движений, которые в разное время были нейтрализованы властями. Власти смогли нанести большой удар, в частности, иранскому влиянию.
Примечательно, что в вопросах ислама власти приемлют турецкий суннитский ислам, поскольку он нейтрализует иранское и другие воздействия и адекватен модели светского азербайджанского государства. В религиозных вопросах власти Азербайджана активно сотрудничают с Турцией. Турция финансировала ремонт некоторых мечетей, ряд священнослужителей прошли курсы переподготовки в Турции, многие азербайджанцы учились в исламских образовательных заведениях Турции. В Азербайджане действуют также представители неофициальных турецких кругов, одним из которых является движение Фетуллаха Гюлена, в частности, группы «Нурсу», которых в 2007г. Аллахшукюр Пашазаде объявил «нежелательными». Нурсуевцы имеют множество единомышленников также во властных кругах.
Начиная с 2006г., как отмечает А.Юнусов, международный исламский фактор в Азербайджане начал играть большую роль. Здесь начали весьма болезненно реагировать на реалии, связанные с исламом или противоречиями Запад-Восток. В Азербайджане сформировалась антизападная и антиизраильская риторика, которой не помешал даже тот факт, что, например, с тем же Израилем Азербайджан имел военное партнерство.
В 2006г. в Азербайджане были организованы беспрецедентные акции протеста против карикатур на пророка Мухаммеда. Зимой 2006г. в Нардаране впервые за историю независимого Азербайджана были сожжены флаги США, Израиля, Дании, а также Армении и Швейцарии. 11 февраля малоизвестная газета «Ени хабар» напечатала карикатуры на христианские темы, а в апреле 2006г. еврейские организации получили угрожающие письма от местных исламистов.
Летом 2006г. прошли акции протеста против израильской войны с «Хизбаллой» в Ливане, а декабре 2008г. – против инициированной в секторе Газа израильско-палестинской войны. Кстати, антиармянские настроения также выражаются посредством антизападной риторики антихристианского содержания.
По мнению депутата Милли Меджлиса Азербайджана Эльмиры Ахундовой, прогрессирующий радикализм общества, который в местной среде принимает своеобразные формы, создает повод для беспокойства и тревоги, и власти должны предпринять незамедлительные шаги против него. Однако как бы власти ни пытались решить этот вопрос, все равно, углубление однополярной политической системы и существующие социальные проблемы в условиях идеологического вакуума неизбежно приведут к росту значения ислама.
Фактически, в Азербайджане, с одной стороны, растет влияние ислама в общественном сознании, а с другой – повышается влияние международного исламского фактора в общественных процессах Азербайджана.
Аракс Пашаян
Noravank.am |