Analitika.at.ua. 18 июня в Азербайджане отмечают День прав человека. Свыше десяти лет назад Гейдар Алиев имел неосторожность опубликовать утвержденную им для успокоения европейцев Азербайджанскую Государственную программу по защите прав человека. А два года назад эта самая программа попалась на глаза его наследнику, тоже президенту, который постановил ежегодно отмечать эту дату как День прав человека. В одной, отдельно взятой Азербайджанской республике, самой республиканской из республик. Дело осталось за малым: найти в Азербайджанской республике человека. А пока азербайджанские правозащитники ищут этого самого человека, мне невольно вспоминается старый анекдот, в котором на вопрос – сколько во Франции двадцатилетних девственниц? – следует ответ: «Дайте этой дуре велосипед, и пусть катится из Республики».
Так кто в Азербайджане нуждается в велосипеде? Кто-то может предложить транспортное средство той поистине огромной армии азербайджанских женщин, что пачками продаются в Турцию, арабские и европейские страны. Другие могут ратовать за то, чтобы велосипеды выдавались тем гражданам Азербайджана, что за неимением нефтяных вышек торгуют соотечественницами. Проблема, однако, в том, что ни те, ни другие не являются человеками: первые официально именуются жертвами трафикинга, вторые – сутенершами (в основном) и сутенерами (значительно реже).
Проблема эта в Азербайджане очень серьезна: иногда создается впечатление, что в этой республике все женщины разделились на два лагеря: сутенерш и жертв сексуального трафикинга. Хотя, думается, надо бы еще проверить, насколько «жертвы» считают себя жертвами. Нет, я конечно, понимаю, что нефтедолларов на всех не хватит. Однако мне не дает покоя вопрос: хватит ли здоровья у тех, кто пользуется благами «черного золота», «обслужить» всех нуждающихся?
Особенности азербайджанского общества известны во всем мире. Не случайно именно в День прав человека в Азербайджане Госдеп США выступил с ежегодным докладом, в котором наличествуют весьма пикантные подробности. «Также граждане Азербайджана, в основном женщины и дети, перевозятся в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) для сексуальной эксплуатации в коммерческих целях. Мужчины и мальчики продаются в России с целью принудительного труда. Некоторые мужчины становятся объектами торговли внутри Азербайджана с целью принудительного труда. А женщины и дети принуждаются к проституции и принудительному труду…».
Некоторые считают, что следуют защитить права азербайджанских военнослужащих, которых ежедневно травят конфискованными в розничной и оптовой торговле просроченными продуктами. Мысль интересная, да и только. Дело в том, что травящиеся также не являются человеками. В статистических сборниках Азербайджана они числятся как солдаты и офицеры. Ну, а раз не человеки, то и травить их не возбраняется. Дустом, или просроченными консервами, не все ли равно. Известно же: солдаты должны быть готовы рисковать жизнью.
В День прав человека в Азербайджане было объявлено, что государство за 16 лет потратило на беженцев целых 2 миллиарда долларов. Согласно азербайджанской же пропаганде у них «свыше миллиона беженцев» и 65 тысяч военных, на которых за те же 16 лет потрачено свыше 13 миллиардов долларов. Выводы весьма интересные: если для прокорма 65 тысяч человек 13 миллиардов не хватает, и их приходится скармливать просроченными продуктами, то «миллион беженцев» явно находится на грани массового вымирания. Хотя, забыл, это же не человеки, а беженцы. Г. Алиев допустил промашку, не додумался до Дня защиты прав беженцев.
Так чьи права надо защищать в Азербайджане? Может тех несчастных трех десятков мужчин, женщин и детей, что в День прав человека попытались совершить массовый суицид в Баку? Это были элементарно голодные люди, кормильца которых, предпринимателя Чингиза Маилова, арестовали за отказ платить ежемесячную дань полиции. Но разве в Азербайджане когда-нибудь считали бедного за человека?
Некий азербайджанский военный эксперт Ильдрым Мамедов сообщил в День прав человека, что в Бакинском аэропорту имени азербайджанского «общенационального вождя» Г. Алиева пограничники занимаются вымогательством и берут с прилетающих по 50 долларов. Мамедов призвал защитить права посещающих Азербайджан, но на него зашикали: мол, это не человеки, а пассажиры. А о них в указе Рахбароглу ничего не сказано. Как не сказано и о роженицах, которым прекратили выдачу пособий на новорожденных детей. Они тоже не человеки: и мамаши, и дети.
Еще один подарок гражданам Азербайджана в День прав человека преподнесло руководство АО «Бакыэлектрикшыбеке». Эти сытые золотозубые мужи объявили о том, что через четыре дня, аккурат ко дню начала Великой Отечественной войны, начнут сражение с неплательщиками за потребленную электроэнергию. Посредством отключения электричества. Баку, треть населения которого лишена возможности платить за свет, вздрогнул. И устремился к правозащитникам. А те им популярно объяснили, что они не человеки, а потребители. И закон их права не защищает. Как не защищает права тех людей, кто покупает в магазинах или, например, аптеках, ядовитые товары. Потребитель – не человек, вот девиз правозащитников Азербайджана.
Получается, что в Азербайджане есть все: таксисты и пассажиры, проститутки и клиенты, полицейские и самоубийцы, Абиев и солдатики, бакыэлектрошыбекцы и потребители, геи и лесбиянки, но нет человека. Хотя я лично подозреваю, что одна семья человеков в Азербайджане все-таки есть. С надежно защищенными правами.
Сагател БАКВЕШИНЯН
Voskanapat.info |