Analitika.at.ua. Недавно в Москве на сессии Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) было подписано соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Документ был подписан в отсутствие стран-участниц ОДКБ Белоруссии и Узбекистана. Официальный Минск уже охарактеризовал подписанное соглашение как «нелегитимное» и направил ноту протеста в секретариат организации.
Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что решение Узбекистана и Белоруссии не ставить подписи под соглашением о создании КСОР не следует драматизировать. «Мы готовы к тому, что наши партнеры, которые пока этот документ не подписали, подумают и, оценив ситуацию, в конечном счете подпишут его», - сказал президент РФ.
Так или иначе, очевидно, что внутри этой важнейшей военно-стратегической организации наметилась серьезная трещина. Еще полгода назад никто и предполагать не мог, что столь серьезные игроки, как Минск и Ташкент проигнорируют не только саммит ОДКБ, но открыто выступят против решения о создании Коллективных сил оперативного реагирования.
Блок ОДКБ был создан в период распада СССР и являлся попыткой сохранения единого военно-политического пространства на территории распадающегося государства. В 1992 году членами ОДКБ стали семь постсоветских республик – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Армения. 1993 году к блоку почти одновременно присоединились Грузия и Азербайджан, надеясь на российскую поддержку в межэтнических конфликтах. Однако в период «ельцинской России» Москва не могла решать серьезных политических вопросов, а ОДКБ в большей степени походила на «внутренний рынок купли-продажи вооружения», чем на серьезный военно-политический фактор. Именно поэтому Грузия, Азербайджан, а также Узбекистан в 1999 году покинули этот блок.
В 2006 году Узбекистан вернулся в организацию, но совсем недавно появились сообщения о переговорах США с Ташкентом на предмет открытии на территорий этой республики новой американской военной базы взамен киргизского «Манаса» для обеспечения боевых операций в Афганистане. (Как сообщил новый командир военной базы США в Киргизии Кристофер Бенс, база будет закрыта к 18 августа, как того и требует киргизское правительство).
Таким образом, соглашение о создании КСОР в структуре ОДКБ было подписано лишь Россией, Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном и Арменией.
В некоторой степени неопределенной представляется ситуация именно с Арменией. Если все остальные страны- члены ОДКБ, подписавшиеся под данным соглашением, имеют непосредственную сухопутную связь по линии Таджикистан – Киргизия – Казахстан – Россия, то Армения изолирована от этого вектора.
Более того, в отличие от центральноазиатского региона, где позиции Москвы, даже несмотря на демарш Узбекистана, достаточно сильны, на Южном Кавказе чуть предпочтительнее выглядит главный конкурент ОДКБ – НАТО, чьи позиции в Грузии и Азербайджане выглядят сильными.
Член Североатлантического альянса – Турция непосредственно примыкает к региону и пытается влиять на политические процессы в каждой из республик. Мало кто сомневается, что активизация армяно-турецких отношений является западным проектом, призванным «переориентировать» Ереван в сторону Запада. В настоящее время в Армении дислоцируется российская военная база № 102 (в Гюмри), а армяно-турецкую границу вместе с армянскими пограничниками охраняют три российских погранотряда. Сумеет ли Ереван «выстоять» в этой непростой обстановке, особенно с учетом трещины внутри ОДКБ?
«Не думаю, что Армения в ближайшее время станет смотреть в сторону НАТО, хотя она непосредственно примыкает к натовской стране - Турции, а в последние полгода даже идет некоторое потепление армяно-турецких взаимоотношений», - считает старший научный сотрудник Московского Государственного института международных отношений Леонид Гусев.
«Кроме того, армянская элита имеет очень большие завязки в России - по части как бизнеса, так и различных структур безопасности. Здесь также проживает большая армянская Диаспора, члены которой являются одновременно гражданами Армении и России и отправляют на родину огромную сумму денег. Поэтому переходить под крыло НАТО Армении с практической точки зрения невыгодно».
Гусев отметил также, что Армения по меньшей мере еще несколько лет не будет стремиться в НАТО: «Тем более, что остается неурегулированным вопрос Карабаха, что может стать дополнительным тормозом на пути в НАТО, даже если этого захочет вся армянская элита». Показательно, однако, что российский эксперт не исключает возможности подобного стремления у «всей армянской элиты».
Анкара, в свою очередь, активизировала усилия на международной арене. Как только стало известно о готовности Еревана подписаться 14 июня под соглашением о создании КСОР, министр ИД Турции Ахмед Давудоглу заявил: «Турция вынесет в июне на обсуждение Совета Безопасности ООН карабахский вопрос». Это сообщение стало настоящей неожиданностью для Еревана, который до того неоднократно отмечал, что диалог с Турцией ведется только по вопросам двусторонних отношений.
Однако 16 июня посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч, согласно сообщению азербайджанского агентства АРА, фактически опроверг эту информацию, сообщив, что ему ничего об этом неизвестно: «Урегулирование нагорно-карабахского конфликта решается в рамках ОБСЕ. Сказать что-либо о включении вопроса в повестку ООН не могу».
Арис Казинян
ArmeniaNow.com |