Analitika.at.ua. В редакцию “Ноян Тапан” из мэрии города Степанавана поступило письмо от жителя Литвы Владимира Сапрунова, которое, по его просьбе, публикуется ниже.
“Так было: в октябре 1944 г., во время войны, моя покойная мать, я и брат приехали в г. Степанаван. В то время там был расквартирован двенадцатый учебный автомобильный полк, в котором служил мой отец. Остановились мы по адресу – ул. Кирова, дом 1/8. Помню - рядом был музей Степана Шаумяна, за ним - ближе к реке - кинотеатр, на противоположной стороне улицы начинали строить большое здание. Говорили, что это будет театр. К югу от города – гора ”Медвежка”, у подножья которой был санаторий или что-то в этом роде.
В 32-ю среднюю русскую школу я пошёл учиться во второй класс. Есть было нечего, хлеб покупали по карточкам, остальное - что успеешь перехватить на базаре. Класс был смешанным, девочки и мальчики. Русских среди детей было шесть человек (в основном дети офицеров этого полка). Остальные – армяне, всего 26 человек. В классе очень быстро узнали, что я был в оккупации.
И вот однажды прихожу в школу, захожу в класс, подхожу к своей парте и. . . о, чудо! На моей парте лежат сорок кусочков обыкновенного чёрного хлеба!. . Я не верил своим глазам, казалось, что всё это я вижу во сне! Я боялся подойти к парте, боялся проснуться! Это же такое богатство! Сорок кусочков хлеба, каждый из которых по 30-40 гр. В глазах появились какие-то чёрные, коричневые круги, я не услышал, как прозвенел звонок, как вошла в класс учительница. Пришёл в чувство только, когда учительница подошла ко мне, взяла за плечо и спросила: “А что ты стоишь, почему не садишься?” ”Да вот, – ответил я, - у меня на парте лежит много хлеба”. Она сказала: “Ну так что же? Если на твоей парте лежит так много хлеба, значит он твой. Забери его”. Собрал я эти драгоценные кусочки хлеба в сумку и четыре урока сидел, захлёбываясь слюной. Наконец кончились уроки. Побежал домой, чтобы побыстрее показать матери это богатство! Мать же мне приказала, чтобы завтра же утром отнёс хлеб туда, где я его взял. Перенести такой удар было невозможно! Всю ночь я не спал. Боялся, чтобы хлеб у меня не украли! Требование же матери нужно было выполнять! Рано утром пошёл в школу. Школа была ещё закрыта. Открыли школу. Я зашёл в класс и на каждую парту положил по два кусочка хлеба. Пришли дети, прозвенел звонок на урок, после урока я, как и все дети, вышел в коридор, а когда после звонка на второй урок вошёл в класс и подошёл к своей парте, то увидел, что на парте лежало сорок кусочков хлеба, принесённого мной и сорок кусочков свежего хлеба.
Так до 20 мая 1945 г. я приходил в школу и каждое утро на моей парте лежало сорок кусочков хлеба!
Могут ли читатели этого письма понять, что тогда происходило? Что это могло значить? Ведь мамы-армянки давали этот хлеб своим детям, чтобы они могли перекусить, а эти дети хлеб отдавали мне и, практически, эти дети кормили меня, моего брата! Нашу мать! Ну как такой НАРОД МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ? Сколько я буду жить, я никогда этой доброты тех армянских детей не забуду. В то голодное тяжёлое время те дети отрывали от своего пайка кусок хлеба и отдавали мне. Какие человечные чувства должны были быть у тех детей – армян?
Через некоторое время перевели моего отца (ныне покойного) служить Аз.ССР, в г. Кировабад (сегодня это Гянджа). Я пошёл учиться в железнодорожную, 21-ю школу, в восьмой класс. Тогда преподавателем немецкого языка была уже престарелая женщина - Елена Константиновна (фамилию не помню). Она мне часто говорила: “Учти, ты сидишь на той парте, на которой у меня учился мальчик Баграмян - ныне маршал! Ты тоже должен быть маршалом!“ Маршалом я не стал. В 1956 г. закончил Кировабадское военное авиационное училище лётчиков имени Кальзунова и моя заветная мечта осуществилась. Стал лётчиком-офицером! Много раз летал над Арменией и однажды, снизив свой самолёт до высоты 2000 м, пролетел вдоль реки над городом Степанаван. Управлял я тогда самолётом ИЛ-28... Так хотелось мне побывать в этом городе ещё хотя бы раз, но – не судьба. Дослужился я до подполковника. Сейчас живу в Литве. Мне 75 лет.
Почему я написал это письмо? Дело в том, что недавно была передача по телевидению о композиторе А.Хачатуряне. Выступал его сын. Эта передача вернула меня в то далёкое время.
Если возможно, опубликуйте это письмо, может быть ещё кто-то жив из тех девочек и мальчиков армян. Может быть, кто-то из них ещё живёт в г.Степанаване. Может быть, ещё кто-то помнит обо мне и мою историю. Я хочу поблагодарить армянский народ за его бескорыстность, за его необыкновенную человечность и пусть во все века многострадальную Армению сопутствует счастье! Ес кез сирум ем, Армения!” Литовская республика, г. Шальчининкай, ул.Юбилейная, д.45 Тел.00370 68419045 Владимир Алексеевич Сапрунов 2009 г. |