Воскресенье, 25.07.2021, 21:58
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июнь » 23 » Газопровод "Набукко" и Армения
Газопровод "Набукко" и Армения
01:14

Analitika.at.ua. Проект газопровода «Набукко» – один из самых амбициозных энергетических проектов. Он предполагает строительство крупной газопроводной сети из Центральной Европы до Ирана и Азербайджана, через который в страны ЕС может поступить до 80 млрд. м3 природного газа в год.

 

Апрель и май 2009г. оказались довольно богатыми событиями, связанными с реализацией новых крупных энергетических проектов. Прошедший 24-25 апреля в Софии энергетический саммит «Природный газ для Европы: безопасность и партнерство» заложил первые реальные основы осуществления проекта газопровода «Набукко», считающегося стратегическим для Европы. 8-го же мая уже в Праге на саммите ЕС «Южный коридор – новый Шелковый путь» представителями Азербайджана, Грузии, Турции и Египта была подписана совместная декларация по проекту строительства газопровода «Набукко».

 

Подписание данной декларации представляет для Армении интерес по нескольким причинам:

 

во-первых, сам проект газопровода будет реализован в нашем регионе и создаст новые инфраструктурные связи для экспорта каспийского и иранского газа на европейский рынок;

 

во-вторых, газопровод непосредственным образом связан с политическими отношениями в регионе, которые, вне зависимости от того, проходит ли газопровод по территории Армении или нет, затрагивают интересы нашей страны;

 

в-третьих, в условиях налаживания армяно-турецкого диалога и активизации переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха может сложиться впечатление, что «Набукко» имеет шансы пройти по территории Армении.

 

На наш взгляд, для рассмотрения всех вышеизложенных проблем – в том числе и последней, возможно, самой важной для Армении, – необходимо обратиться к тому, что собой представляет газопровод «Набукко», а также подписанная в Праге декларация.

 

Определенность и неопределенность «Набукко»

 

Если в чем и заключается однозначная определенность проекта «Набукко», так это в том, что он направлен на снижение роли России в качестве основного поставщика природного газа в Европу. Это, можно сказать, основная и чуть ли не единственная цель проекта.

 

Родившаяся в 2003-м году идея строительства газопровода была тесно связана с логикой и духом реализации двух других крупных энерготранспортных проектов – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-кавказского газопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум). Оба этих проекта призваны были создать альтернативные маршруты для прокачки каспийской нефти и газа на мировые рынки, минуя территорию России. Тут надо обратить внимание на то, что новые трубопроводы никоим образом не могли и не могут повлиять на международный энергетический баланс, они никак не предполагают роста объемов добычи или экспорта нефти и газа. Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-кавказский газопровод созданы исключительно с целью диверсификации путей доставки углеводородов. Азербайджанская нефть и центрально-азиатские углеводороды легко попадали и сегодня могут попасть на мировые рынки потребления без новых трубопроводов, но через территорию России, снижения международного и регионального влияния которой и должны были добиться Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-кавказский газопровод. Данная логика, с одной единственной особенностью, заложена также в основу «Набукко». А единственная особенность «Набукко» заключается в том, что, в отличие от построенных на Южном Кавказе новых трубопроводов, он выходит на новые, крупные и неосвоенные месторождения природного газа в Иране. Занимающий второе место в мире по запасам природного газа Иран пока еще не экспортирует газ в значительных объемах, а газопроводы в Армению и Турцию пока не влияют ни на мировой энергетический баланс, ни на энергетическую безопасность ЕС.

 

В таких условиях «Набукко» мог стать реальным и значительным проектом, попади в газопровод иранский газ. Но – и в этом основная проблема всех региональных энергетических проектов – «Набукко» не просто энергетический, но и политический проект. А развитие политических отношений в регионе, усиление конфронтационности в отношениях между Ираном и США заставили уже в 2004г. исключить Иран из приоритетов «Набукко». В итоге уже в 2004г. «Набукко» стал проектом, ориентированным на получение природного газа из Азербайджана, Центральной Азии (для этих целей должен был быть построен Транскаспийский газопровод), Египта и Ирака. В 2005г. году уже Ирак выпадает из проекта, так как развернувшаяся в этой стране гражданская война показала ее ненадежность в качестве долгосрочного энергетического партнера. Следующие два года проект начали активно обсуждать в контексте активизации европейской внешней политики в Центральной Азии. Смерть Туркменбаши и избрание нового лидера в Туркмении создали надежды на то, что вскоре Туркменистан может присоединиться к проекту. В 2008г. активизировались контакты между Баку и Ашхабадом, а туркменский президент впервые посетил Азербайджан. Это, возможно, создало иллюзии по поводу того, что проект Транскаспийского газопровода, без которого туркменский газ в Азербайджан и «Набукко» попасть не сможет, вскоре реализуется. Но дальнейшие события показали, что прорыва в направлении Центральной Азии ЕС и США не достичь.

 

В прошлом году в проект «Набукко» опять «вернули» Иран. Избрание Б.Обамы президентом США и провозглашенный им курс на нормализацию отношений с Тегераном стали политическим сигналом того, что с Тегераном можно снова начать вести переговоры по «Набукко». С начала 2009г. Турция в лице премьера начала активно лоббировать присоединение Ирана в «Набукко». Р.Т.Эрдоган даже заявил в Брюсселе, что без Ирана газопровод не будет иметь никакого смысла.

 

И действительно, присоединение Ирана к проекту может стать основой для его реализации. Но переговоры с Тегераном по «Набукко» на официальном уровне еще не начаты, и далеко не факт, что, начавшись, они приведут к положительному и быстрому результату. Иран – переговорщик очень сложный, и опыт последних лет показывает, что ни по какому вопросу Иран особой скоростью принятия решений не отличается. Переговоры по строительству газопровода Иран-Армения шли около 8 лет, а переговоры по газопроводу Иран-Пакистан-Индия начались в 1995г. и пока, кроме подписания декларации, ни к чему не привели. Официальные заявления со стороны министра нефти Ирана об интересе страны к «Набукко» в плоскости реальной политики ничего не значат. Примечательный и яркий пример: в начале марта министр нефти Ирана заявил о готовности Ирана начать переговоры по присоединению к «Набукко», а в конце марта тот же министр заявил, что для Ирана более приоритетным является строительство газопровода Иран-Ирак-Сирия и строительство в Сирии заводов по сжижению природного газа, в то время как «“Набукко” не представляет особой важности для Ирана.

 

Декларация о строительстве

 

Возвращаясь к подписанному в Праге документу, мы сможем констатировать, что под Декларацией о строительстве «Набукко» нет подписей ни Ирана, ни Казахстана, ни Туркменистана, ни Узбекистана. Два подписавших декларацию газодобывающих государства, Азербайджан и Египет, существенной роли в мировой добыче газа не играют. Но не только. Подпись Азербайджана под декларацией имеет еще одну важную особенность. Все дело в том, что из Азербайджана в Турцию уже ведет Южно-кавказский газопровод, без существенных проблем доводящий до Турции азербайджанский газ. Имея пропускную способность в 25-30 млрд. м3 в год, Южно-кавказский газопровод без всяких проблем справится с прокачкой всего перспективного азербайджанского газа в Турцию. А из этого следует, что подпись представителя Азербайджана под Декларацией и присоединение Баку конкретно к «Набукко» ничего нового и существенного ни проекту, ни европейской энергетической безопасности не дадут. Обобщая вышеизложенное, сделаем несколько выводов:

«Набукко» в общем и целом проект антироссийский по своей политической сути.

Проект довольно неопределенный, за последние годы он всячески изменялся и, скорее всего, будет еще меняться,

В общем и целом проект «Набукко» на настоящем этапе вряд ли можно назвать удачным, а подписанная Декларация не изменит ничего существенного в мировой энергетической безопасности.

Вместе с тем, очевидно, что в ближайшие годы лоббирование присоединения к проекту

 

Ирана и стран Центральной Азии интенсифицируется, что естественным образом:

вызовет сильнейшее противодействие со стороны России,

даст существенный импульс политическим отношениям в регионе,

продолжит влиять на сам проект, видоизменять его, возможно, более конкретизирует его.

 

Армянские перспективы

 

Именно вышеизложенные факторы должны быть взяты за основу для обсуждения перспектив присоединения Армении к «Набукко», а их игнорирование делает всякие прогнозы и проекты по нашему участию в строительстве газопровода чересчур субъективными и оторванными от реалий. И, что немаловажно, ни в коем случае нельзя прямо и грубо увязывать проблему присоединения Армении к газопроводу с нормализацией армяно-турецких отношений. Открытие границы с Турцией действительно тесно связано с будущим энергетической политики нашей страны. Установление нормальных межгосударственных отношений с Турцией даст положительный импульс развитию энергетического сектора Армении. Налаживание экспорта электроэнергии в Турцию создаст необходимую основу для реализации крупных проектов по развитию энерговырабатывающих мощностей в Армении: строительство новой мощной АЭС, достройка 5-го блока Разданской, модернизация Ереванской теплоэнергостанций, полноценное использование газопровода Иран-Армения, строительство ГЭС и т.д. Но говорить о том, что Армения автоматически включится в проект «Набукко», неверно. Для участия в данном проекте нужна особенная концентрация сил, так как чисто географически Армения не самая удобная страна для экспорта газа в Европу. Однако политическая активность и политические факторы все же могут сыграть свою, к тому же важную, роль. Речь в данном случае идет об армяно-иранском межгосударственном сотрудничестве и иранской политике диверсификации маршрутов экспорта природного газа. Не исключено, что при стечении обстоятельств и при активной политике Армении газопровод Иран-Армения может быть расширен до объемов, позволяющих реэкспортировать иранский газ в Турцию или же в Грузию для дальнейшего его попадания в газопровод «Набукко». Может показаться, что такая политика будет противоречить духу армяно-российского стратегического партнерства, но в то же самое время для самой России, если уж Иран примет решение присоединится к «Набукко», будет важно, чтобы хотя бы часть иранского газа экспортировалась через армянскую газотранспортную систему, которая принадлежит ЗАО «АрмРосгазпром». Не говоря уже о том, что именно эта компания будет обеспечивать расширение пропускной способности газопровода Иран-Армения, строить новые трубопроводы, которые так или иначе будут находиться на ее балансе.

 

Мы считаем, что на нынешнем этапе можно говорить и думать о перспективах присоединении Армении к газопроводу «Набукко». Естественно, есть шанс, что перспектива присоединения для нас никогда не станет реальной, но активная политика может привести к положительным результатам.

 

Армения достигла высокого уровня стабильности энергетической системы, что стало результатом реальной и длительной работы как правительства, так и крупнейшей энергетической компании республики – «АрмРосгазпрома». Сегодня надо поддерживать эту стабильность, создать условия для притока иностранных инвестиций в страну и, что вполне реально, думать об армянских инвестициях в энергетические активы за рубежом. Вместе с тем, в условиях, когда страны Центральной Азии лишены прямых энерготранспортных связей с мировыми рынками, а Иран остается в основном закрытой для иностранных инвестиций страной, приобретение энергетических активов в этих государствах более возможно, чем тогда, когда все изменится. А Армения, на наш взгляд, обречена на приобретение такого рода активов, так как без них долгосрочная устойчивость энергетической системы республики может оказаться под угрозой.

 

Севак Саруханян

Noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1099
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru