Analitika.at.ua. Искусственный оптимизм, которым пытаются приукрасить процесс мирного урегулирования карабахского конфликта как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, так и отдельные политические деятели, на самом деле не просто лишен основания, но и полностью укладывается в правила определенной игры. По сути, «есть оптимизм, но нет результата», и это имеет целью возложить всю ответственность за провал переговоров на плечи конфликтующих сторон.
На самом деле, говорить, что конфликтующие стороны действительно ответственны за неудачу в переговорах, было бы преувеличением в том плане, что усилиями посредников до сих пор пока еще не выявлены те общие грани, которые были бы приемлемы для обеих сторон. Проще говоря, Минская группа ОБСЕ не сумела найти ту формулировку, которая позволила бы сторонам прийти к соглашению, хотя бы путем взаимных уступок. Более того, МГ ОБСЕ фактически занята очковтирательством, поскольку изо всех сил сопротивляется, не желая принять тот факт, что карабахскую проблему можно урегулировать, если того желают все конфликтующие стороны.
По сути, прозвучавшие в последнее время заявления относительно карабахского конфликта отличаются подчеркнуто экзотическим содержанием. Во-первых, бывший российский сопредседатель МГ Владимир Казимиров заявляет, что армянская сторона уже должна готовиться к уступкам - имея в виду пять освобожденных районов. Почти такое же заявление прозвучало из уст нынешнего сопредседателя от РФ Юрия Мерзлякова - с той лишь разницей, что последний призывает обе стороны к «взаимным болезненным уступкам». Но самое интересное заключается в том, что сопредседателей «ломает» министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, который, характеризуя переговоры как предельно напряженные, утверждает, что стороны фактически бесконечно далеки от урегулирования конфликта.
И на фоне всего этого заявление Эльмара Мамедьярова, что возможно до конца года будет подписан какой-нибудь рамочный документ, не только напоминает бред, но и позволяет предположить, что на сей раз это заявление адресовано не «своему стаду», а армянской аудитории. Попробуем понять.
Блеф, согласно которому армянская сторона в результате переговоров согласилась на возвращение пяти или шести освобожденных территорий, на возвращение азербайджанских беженцев, на отложенный референдум относительно статуса Нагорного Карабаха - этот блеф абсурден и потому на нем весьма успешно спекулируют. По сути, это именно тот вариант, который приведет (во всяком случае - в Армении) к серьезнейшим политическим потрясениям и, наконец, к смене власти. Думать, что политические руководители Армении не понимают этого, значит просто обвинить их в невменяемости.
Вместе с тем азербайджанской стороне жизненно необходимо как можно дольше муссировать этот блеф - по той простой причине, что в результате этого в Армении будет нагнетаться атмосфера недоверия, что несомненно на руку Баку, поскольку тем самым ослабится роль армянской стороны в переговорном процессе. Скажем, руководство Армении также в какой-то степени способствует формированию этого недоверия - в том смысле, что избегает более или менее внятных разъяснений. В итоге основными источниками информации остаются два - азербайджанские СМИ и распространяемые ими (на основе дезинформации) предположения и выводы, публикуемые в армянских СМИ. Следовательно, что касается урегулирования карабахского конфликта, то остается только признать, что оно зашло в тупик, поскольку иного варианта просто не существует. Во всяком случае, пока в Азербайджане не произошло не только перестановки политической элиты, но и смены поколений, надеяться, что позиции армянской и азербайджанской сторон могут сблизиться - это скорее нонсенс. В качестве яркого примера сказанному можно привести процесс относительно воссоединения Кипра, который вновь начался после тридцатилетнего перерыва.
Р.Арутюнян
azatamtutyun.am |