Analitika.at.ua. 12 июня в Иране состоялись очередные президентские выборы, в результате которых на пост президента страны был переизбран М.Ахмадинежад. В статье рассматриваются предвыборные и поствыборные процессы, делается попытка отметить те основные развития, которые могут иметь место в Иране.
Предвыборная борьба
Предвыборная президентская кампания в Иране имела некоторые особенности. Пожалуй, самым важным было то, что во внутреннюю политику Ирана «вернулись» реформаторы. Основная борьба на последних президентских и парламентских выборах проходила между различными ветвями консерваторов, а главной политической целью реформаторов стало сохранение собственного участия в системе государственного управления.
«Возвращение» реформаторов в активную политику в основном можно обусловить двумя основными обстоятельствами:
Сами консерваторы участвовали в президентских выборах с одним основным кандидатом – М.Ахмадинежадом. Его возможные политические оппоненты из лагеря консерваторов (речь, в первую очередь, идет о председателе Меджлиса Ирана Лариджани и мэре Тегерана Калибафе, которые могли составить серьезную конкуренцию действующему президенту) в выборах не участвовали. В таких условиях основным конкурентом М.Ахмадинежада должен был стать представитель лагеря реформаторов, что и произошло.
Реформаторы, в свою очередь, смогли представить общественности нового, но в то же время довольно известного кандидата. Бывший премьер-министр Ирана Мир Хосейн Мусави последние 20 лет был далек от политики и не был непосредственно связан с политической командой М.Хатами, который, получив широкую поддержку избирателей, не смог обеспечить реальных политических и экономических перемен в стране.
Эти два основных обстоятельства сыграли определяющую роль в реорганизации сил реформаторов, создали хорошую основу для начала реальной борьбы за президентское кресло.
Предвыборная гонка в Иране была жаркой с первого же дня официального старта. М.Х.Мусави, сплотив вокруг себя огромную армию городской молодежи, развернул, пожалуй впервые в истории Ирана, самую активную и широкомасштабную предвыборную борьбу. Она включала организацию массовых демонстраций, агитацию «из дома в дом», осуществление широкомасштабной агитации посредством электронных информационных средств, подготовку и распространение анализов экономического и политического характера, распространение информации посредством проживающих за рубежом иранцев, осуществление ими агитации среди родственников. На всех встречах М.Х.Мусави сопровождала супруга, что было «новшеством» в Иране и получило в обществе положительный отклик.
В свою очередь, агитация М.Ахмадинежада также вызвала огромный политический резонанс. М.Ахмадинежад в предвыборной борьбе не только повторил почти все свои скандальные заявления об Израиле, но и выступил с жесткими и оскорбительными заявлениями в адрес бывших президентов Ирана. Во время теледебатов с М.Х.Мусави он обвинил его, равно как и экс-президентов Ирана А.А.Хашеми-Рафсанджани и М.Хатами, в экономическом падении страны и процветании коррупции. Эти обвинения стали предметом основных обсуждений последней предвыборной недели и вывели на всеобщее обозрение огромный букет противоречий, нашедших место во внутриполитической жизни Ирана. М.Хатами заявил, что не собирается отвечать на заявление человека, ведущего страну к краху, а Хашеми-Рафсанджани выступил с открытым письмом в адрес духовного лидера Ирана А.Хаменеи. Письмо Хашеми-Рафсанджани примечательно не только тем, что он назвал М.Ахмадинежада «лгуном» и противником исламской системы ценностей, но и обвинительным тоном в адрес А.Хаменеи. В письме, в частности, говорится: «Если система не может или не хочет высказаться против лжи, оскорблений и обвинений, прозвучавших во время теледебатов, то как мы можем считать себя последователями святой исламской системы? ... Потушите огонь, который уже виден, пресеките распространение огня».
Письмо Хашеми-Рафсанджани осталось безответным, и, по его словам, ему даже не было предоставлено время в телеэфире «для того, чтобы ответить на оскорбления Ахмадинежада». Отметим, что Хашеми-Рафсанджани сегодня не только руководит влиятельным Советом по целесообразности принятия решений, но и с 2006г. является руководителем Ассамблеи экспертов, состоящей из 86 человек, под юрисдикцией которой находятся выборы или отставка действующего духовного лидера, то есть истинного руководителя страны.
Ход и результаты выборов
Уже в 11 часов 12 июня министерство внутренних дел Ирана, ответственное за проведение выборов, выступило с заявлением, в которое говорилось, что анализ большого потока избирателей свидетельствует о том, что участие граждан в выборах может достичь 90%.
Уже утром почти во всех провинциях Ирана заметно было активное участие, в результате которого срок окончания выборов продлевался 3 раза, в общей сложности на 5 часов.
Большой поток граждан дал повод для сомнений и даже вызвал уверенность у международных аналитиков, журналистов и иранской оппозиции в том, что шансы М.Х.Мусави на победу резко растут. Основной причиной такого мнения и распространяемых в международной прессе выводов было то, что, как правило, общество показывает высокую активность в ожидании перемен, связывая надежды с победой политической оппозиции. Уже в 18:00 предвыборный штаб Мусави заявил, что проведенные ими опросы свидетельствуют о том, что их кандидат наберет 60% голосов. Это, в свою очередь, еще более взбудоражило общество, в основном поддерживающую Мусави городскую молодежь, которая уже в ночь на 13 июня вышла на центральные улицы городов и скандировала «Аллах акбар» – слова, ставшие неофициальным предвыборным лозунгом Мусави.
Однако обнародование результатов выборов зафиксировало совершенно иную картину. Согласно результатам, Мусави получил всего 34%, а действующий президент – 63% голосов избирателей.
Поствыборные развития
После обнародования предварительных результатов выборов М.Х.Мусави заявил, что выборы сфальсифицированы в пользу действующего президента. 13 июня в Тегеране началась первая большая демонстрация, проходившая с лозунгами «Смерть тирану». Уже вечером начались столкновения между демонстрантами и полицейскими, сопровождавшиеся поджогами автомобилей и магазинов. В результате столкновений, по некоторым неофициальным данным, было ранено несколько сотен человек. В ночь на 14 июня полиция и спецслужбы начали задерживать представителей оппозиции, руководителей политических партий и молодежных организаций, поддерживающих М.Х.Мусави. В общей сложности за ночь было задержано 300-500 человек, а М.Х.Мусави. по неофициальной информации, был перевезен из своей квартиры в другую и взят под домашний арест.
14 июня Мусави направил письмо в наделенный высшими законодательными функциями Совет стражей, требуя признать выборы недействительными. Вечером того же дня Мусави принял духовный предводитель Ирана А.Хаменеи, в свою очередь сообщивший ему, что результаты выборов не будут объявлены недействительными. В ночь на 15 июня в города Тегеран, Исфахан и Мешхед вошли бронетанковые войска полиции. Несмотря на это, утром 15 июня на улицах Тегерана начались очередные демонстрации.
По неофициальной информации, в ночь на 15 июня был задержан и взят под домашний арест также экс-президент Ирана М.Хатами. Однако 15 июня Хатами вместе с Мусави присоединился к собравшимся в центре Тегерана демонстрантам.
Вечером 15 июня появились первые сведения о жертвах столкновений, что в дальнейшем подтвердила полиция.
Возможные развития
Сегодня трудно предсказать, в каком русле будут развиваться поствыборные процессы в Иране. Однако неправильно было бы предположить, что Мусави ведет народ к «бархатной революции». Такая возможность исключается в основном потому, что:
государственная система Ирана достаточно хорошо организована и готова жестко отреагировать на любую попытку государственного переворота;
Мусави не политический маргинал и в ходе своей предвыборной борьбы не ставил перед собой цели свергнуть государственную систему.
Обращение Мусави в Совет стражей с требованием признать выборы недействительными и его встреча с духовным лидером показывают, что он идет по пути решения задач конституционным и законодательными путем. Очевидно, что таким способом Мусави вряд ли удастся добиться положительных результатов, однако это в определенной степени смягчит напряженную политическую ситуацию в Иране. В случае, если акции протеста и столкновения с полицией не перейдут границы дозволенного и не приведут с многочисленным жертвам, они весьма выгодны Мусави и его сторонникам, поскольку в результате может сформироваться крупное политическое движение, которое на следующих парламентских и президентских выборах выступит гораздо лучше и организованнее.
Нейтральная позиция США к ходу и результатам прошедших выборов показывает, что Вашингтон уже смирился с фактом переизбрания М.Ахмадинежада и, по словам президента Обамы, готов продолжить политику налаживания и улучшения связей с Тегераном.
Севак Саруханян
noravank.am |