Analitika.at.ua. Вторая декада июня ознаменовалась важнейшим, можно сказать, даже эпохальным событием в контексте осуществления права наций на самоопределение, которое, как ни странно, осталось практически незамеченным нашими аналитическими и политологическими кругами. Крупнейший в мире остров – Гренландия, расположенный в Арктике, получил самоуправление, которое является очередным шагом на пути к независимости.
До того, как перейти к политико-правовым аспектам данного события, рассмотрим вкратце историю этого острова.
Площадь Гренландии – почти 2,2 млн. квадратных километров. Среди европейцев впервые остров был обнаружен исландским моряком Гунбьёрном около 875 года. В 982 году исландец норвежского происхождения Эйрик Рауда (Рыжий) произвёл первое обследование острова и назвал его Гренландией, что означает зеленая земля (тогда часть острова была покрыта густой растительностью). В 983 году на юге Гренландии были основаны норманские (исландские) колонии, просуществовавшие до XV века. В XI веке население Гренландии, в том числе и коренное - эскимосы, приняло христианство (в 1126 году в Гренландии было основано первое епископство). С 1262 года до 1536 года Гренландия фактически принадлежала Норвегии, после чего она начала постепенно переходить к Дании. В 1721 году Дания начала полномасштабную колонизацию острова. В 1744 году установила государственную монополию на торговлю с Гренландией, которая просуществовала до 1950 года. В 1953 году Гренландия из колонии Дании превратилась в составную часть Датского королевства.
Гренладния имеет важнейшее стратегические значение, которое делает ее ключевым компонентом в геополитике Арктики, и не случайно, что многие страны пытались завладеть ею. В начале ХХ века США и Канада заявили о своих правах на некоторые части острова. В 1930-х годах Норвегия предъявила претензии на ряд восточных областей Гренландии, но Международный суд при Лиге Наций решил спор в пользу Дании. В апреле 1940 года, после оккупации Дании Германией, правительство США заявило о распространении на Гренландию доктрины Монро. 9 апреля 1941 года посланник Дании в Вашингтоне подписал с американским правительством соглашение об обороне Гренландии. США приступили к созданию на Гренландии военных баз. Интересно, что после окончания Второй мировой войны США предложили Дании продать им всю Гренландию за 100 миллионов долларов, но датчане отказались. После вступления Дании в НАТО (апрель 1949 года) между датским и американским правительствами 27 апреля 1951 года было подписано новое соглашение, по которому Дания и США осуществляют совместную оборону острова. Уже в 1971 году США имели в Гренландии 2 военные базы и другие военные объекты. 6 августа 2004 года США и Дания подписали соглашение, модернизирующее Договор 1951 о защите Гренландии. В первую очередь речь идёт о модернизации американской базы Туле в рамках создаваемой США системы противоракетной обороны.
Население острова на сегодня составляет 56,7 тыс. человек, около 50 тыс. из них родились на острове. Большая часть населения (около 47 тыс. человек) живут в городах, крупнейшим из которых является столица острова – Нук, население которого составляет 15 тыс. человек. Свыше 9/10 населения сосредоточено на юго-западном побережье Гренландии. 80% населения острова составляют инуиты (крупнейшая по численности группа эскимосов Гренландии), 12% - датчане. На острове также дислоцировано до 4 тыс. военнослужащих США. На сегодняшний день официальными языками острова являются гренландский (диалект эскимосского) и датский. Основная религия — христианство.
Экономическая жизнь на острове сосредоточена на узкой, свободной от материкового льда прибрежной полосе, занимающей примерно 15% общей площади Гренландии (около 340 тыс.кв. км). Около четверти трудоспособного населения занято в рыболовстве. Основными статьями экспорта являются рыбопродукты - 85 %, прежде всего переработанные креветки, по производству которых Гренландия занимает ведущее место в мире. Но остров экспортирует и минералы, в частности цинковые и свинцовые руды, на долю которых приходится почти 12 % от общего объема экспорта. На острове находится и одно из крупнейших в мире месторождений стратегически важнейшего минерала – криолита, который также экспортируется. В импорте же преобладают продукты питания и товары широкого потребления (свыше 24 %), машины и оборудование (19%), транспортные средства (около 15%). В Гренландии развито и животноводство, особенно мясошерстное овцеводство и оленеводство. Тем не менее, экономика Гренландии в значительной степени зависит от датских субсидий - они составляют 30% валового внутреннего продукта острова. Однако главные экономические надежды администрация Гренландии связывает с потенциальным переключением всех платежей США за использование территории острова в военных целях, особенно в ходе развернувшейся по инициативе США и НАТО «борьбы за Арктику».
Процесс осуществления Гренландией своего права на самоопределение начался в 1970-е годы. В 1979 году датский парламент предоставил Гренландии широкую автономию. Эта автономия не была фиктивной, у острова появились весьма широкие права. Например, в 1985 году Гренландия вышла из состава Европейского Сообщества (организации-предшественника Европейского союза), в то время как Дания осталась в нём. В 2006 году между Гренландией и Европейским союзом было подписано соглашение о всеобъемлющем партнерстве, направленном на развитие острова. Эта соглашение стало своего рода политической декларацией, в которой стороны – Гренландия (без Дании) и ЕС обязались всемерно развивать двусторонние отношения в самых разных сферах. К примеру, в соответствии с соглашением Гренландия ежегодно получает 25 млн. евро для развития сферы образования, предоставляя ЕС взамен права на рыбную ловлю. В соглашении также было указано о тесных исторических, политических, экономических и культурных связей между Гренландией и Евросоюзом.
Конечно, в определенной степени это означало, что Гренландия осуществляет и внешнеполитическую деятельность, которая является прерогативой Дании. Тем не менее, даже в осуществлении контроля над внешнеполитической деятельностью подход Дании был весьма либеральным. Например, одним из механизмов контроля над внешней политикой является контроль за деятельностью комитета по внешней политике и безопасности парламента Гренландии. Ответственность за это возложена на двух депутатов парламента Дании. Но эти депутаты сами из Гренландии и являются представителями коренных народов!
Тем не менее, Гренландия не была намерена довольствоваться той степенью автономии, которая она имела и начала активно работать в направлении расширения своего государственного статуса. 25 ноября 2008 года в Гренландии прошёл референдум по вопросу расширения автономии провинции Гренландия от Дании. За расширение самоуправления высказались 75,54 % принявших участие в голосовании, против - 23,57 %, при явке 71,96 % из 39 тысяч жителей острова, обладающих правом голоса. Референдум состоялся по рекомендации совместной датско-гренландской комиссии, созданной в 2004 году.
20 мая 2009 года Датский парламент принял закон о расширенной автономии Гренландии, что позволяет властям Гренландии самостоятельно распоряжаться природными ресурсами и напрямую подчинит им судебную систему и органы правопорядка, а также расширит их влияние на внешнюю политику Дании, касающуюся Гренландии. До расширения автономии, местные власти напрямую управляли только системами здравоохранения, школьного образования и социального обслуживания населения.
21 июня 2009 года провозглашена расширенная автономия Гренландии. Официальным языком на острове становится гренландский. Кроме того, местная администрация берет на себя ответственность за полицию и судебную систему острова. За Данией остается контроль над ее обороной, внешней и денежной политикой. Денежной единицей останется датская крона. Формальным главой государства пока еще останется королева Маргрете II.
Интересно, что в торжествах по поводу самоуправления Гренландии приняли участие датская королева Маргрете Вторая, премьер-министр страны Расмуссен, 17 послов иностранных государств. Спикер парламента Йозеф Мотцфельдт обратился ко всем присутствующим и поздравил их с великим днем в истории Гренландии. Затем королева Маргарете передала спикеру «Гренландский закон» – акт о предоставлении острову расширенных полномочий.
Особый интерес представляет речь премьер-министра Гренландии Куупик Клейста на торжествах по случаю официальной церемонии по поводу новой стадии самоуправления. Он заявил, что в истории Гренландии наступила новая эра, и гренландцы уже стали признанным народом, равным другим народам. По словам Клейста, многие народы прошли сквозь большие лишения для достижения своего признания. Признание же Гренландии, по его ловам, стало результатом переговоров, взаимопонимания и взаимоуважения. Следует отметить, что К.Клейст возглавляет «Братство инуитов» - партию левосоциалистического толка, которая с момента своего образования в 1977 году выступает за полную независимость Гренландии.
Можно полностью согласится с мнением гренландского премьера. Действительно, Дания, будучи в авангарде мировой демократии, сделала все возможное, для того, чтобы гренландцы сами сделали свой выбор. Для Гренландии созданы все условия для достижения полной независимости. К примеру, в составе датского парламента была создана и до сих пор действует структура, под названием, Североатлантическая группа, основная цель которой работать в направлении достижения полной независимости Фарерскими островами и Гренландией. В некоторых странах этого попросту не поймут. Можно ли себе представить, например, чтобы в Мили меджлисе Азербайджана функционировала бы такая же группа, работающая в направлении достижения лезгинами, талышами, аварцами или татами государственной независимости? Ответ, конечно же, понятен.
Кстати, о том, что Гренландия движется в сторону полной независимости говорят многие. В этой связи представляет интерес заявление Мид Тредвелли, председателя Арктической исследовательской комиссии США в ходе слушаний 25 марта 2009 года в комиссии по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США по теме “Изменения климата и Арктика; новые вызовы национальной безопасности”. Он откровенно сказал, что Гренландия движется в направлении политической независимости от Дании, а ее экономика будет, несомненно, полагаться в основном на разведку, добычу и производство энергоносителей. При этом он рекомендовал американским властям не оставаться в стороне от этого процесса. Кстати, по прогнозам специалистов недра Гренландии достаточно богаты нефтью. Так, в 2001 году проведенная американцами геологоразведка показала, что запасы нефти только на северо-востоке острова могут составлять до 110 млрд. баррелей, или почти половину от запасов нефти Саудовской Аравии – крупнейшего в мире экспортера нефти.
Самоуправление Гренландии представляет весьма важный аспект в контексте осуществления народами своего права на самоопределение. Особый интерес в данном контексте представляет соотношение территории и численности населения Дании и Гренландии. Территория Дании – 43,1 тыс. кв.км, население – почти 5,5 млн. человек. Территория Гренландии – 2,2 млн. кв.км, население – 56,7 тыс. человек. Получается, что Дания добровольно готова предоставить независимость гражданам своей страны, численность которых немногим превышает 1% от общей численности населения страны (если же учитывать явку и число людей, проголосовавших против, то получится и того меньше – 0,38%), создав таким образом реальную основу для того, чтобы лишиться более 99,99 процентов собственной территории. При этом Дания не ставила условия проведения референдума на всей территории страны, а не только Гренландии. На фоне этого, даже попытки хоть как-то сравнить датско-гренландские взаимоотношения и урегулирование азербайджано-карабахского конфликта оказываются тщетными. Ну, что можно сказать после того, как буквально на днях президент Азербайджана, поздравляя военнослужащих Азербайджана с профессиональным праздником, заявил, что война еще не окончена и армия должна быть готова в любой момент отвоевать оккупированные земли? Далее он заявил, что Азербайджан имеет право вернуть захваченные армянами земли любой ценой и это его право, причем суверенное. Создается впечатление, что мы становимся свидетелями своего рода искажения времени и попадаем в доисторический период.
Философия решения датско-гренландских отношений действительно уникальна. За всю историю человечества такого, действительно, не было. Это - беспрецедентный случай. А еще точнее – беспрецедентный прецедент. Тем не менее, прецедент, который, естественно, окажет свое воздействие на решение вопросов, связанных с осуществлением народов своего неотъемлемого права на самоопределение, ярко демонстрируя цивилизованные подходы к решению вопросов такого рода.
Давид Бабаян
DeFacto.am |