Analitika.at.ua. На фотографии – Анри Верной с Фрунзе Мкртчяном и Тамарой Ованнисян
В эти дни на киноэкранах Франции демонстрируется фильм Лорана Тьюэля “Круг первый” с известным актером Жаном Рено в главной роли. Герои фильма – члены семьи Малакян. Эта фамилия заимствована у известного режиссера французского кино Анри Верноя – Ашота Малакяна, который увековечил свое имя в истории приключенческого и детективного французского кино.
Жизненная одиссея Верноя похожа на судьбы тысяч его соотечественников. Он родился 15 октября 1920 года в турецком городе Родосто, в состоятельной семье. В начале 1920-х годов республиканская Турция продолжала политику своих предшественников по истреблению армян, поэтому семья Малакян была вынуждена покинуть страну. 15 сентября 1924 года маленький Ашот вместе с родителями и двумя тетушками вступил на землю Франции. В дальнейшем, в первых же эпизодах своего фильма “Майрик” (“Мама”), Верной переносит зрителя в те далекие времена… “Сынок, это не наша земля, не забывай об этом”, - сказал ему тогда отец. “Ничего не поделаешь, на французской земле мы - вечные гости”, - вспоминал в дальнейшем Верной.
В Марселе отец – Акоб Малакян, открыл шляпную мастерскую, где его жена и две сестры работали день и ночь во имя будущего их единственного сына. Ашот с детства пел в армянской церкви Марселя, посещал французский детский сад и католическую школу, учился в школе искусств и ремесел Мелисан, два года получал образование в коммерческой школе и, по желанию родителей, в высшей технической школе получил специальность инженера. Во время войны работал учителем, затем занимался журналистикой, по марсельскому радио вел воскресную передачу о кино. Он записывал и передавал в эфире марсельского радио армянскую церковную музыку. Он основал приложение к газете “Марсельез” – еженедельную газету “Оризон”, полностью посвященную кино и театру.
Желание стать режиссером возникло у Ашота Малакяна еще в 14-летнем возрасте, когда он посмотрел фильм американского режиссера Рубена Мамуляна “Королева Кристина”. Увидев на экране фамилию соотечественника, он убедился в том, что сломленный геноцидом армянин тоже может заниматься киноискусством и завоевывать международные киноэкраны… Между тем отец Малакян, услышав о желании сына, заявил, что Ашот вообразил себе невесть что и он больше не позволит ему ходить в кино.
В 1948 году Ашот Малакян поставил свой первый фильм – “Певец армянской скорби и свободы”, который рассказывал о похоронах писателя Аветиса Агароняна. Сам Верной разделил свою творческую жизнь на три периода: первые 23 короткометражных фильма, которые должны были создаваться для усовершенствования его мастерства в кино; второй период – создание так называемых “актерских фильмов”, когда центр тяжести фильма ложился на плечи звездного актера; третий период – фильмы, которые требовали всей полноты ответственности кинорежиссера.
“Я рассказчик историй в картинках. Этим я обязан отцу. Отец всегда рассказывал о варварстве турок и я с замиранием сердца слушал его: “Отец, расскажи еще раз, расскажи еще”, - просил я его. Теперь я придерживаюсь этого принципа – уметь рассказывать как отец, чтобы зритель хотел снова и снова слушать меня”, -говорил Верной. Этот принцип он применял в своих лучших фильмах – “Стол для малодушных”, “Запретный плод”, “Ступенька к солнцу” (фильм получил первый приз на Каннском кинофестивале), “Враг народа номер один”, “Гостиница Париж-Палас”, “Максим”, “Корова и военнопленный”, “Дело одной ночи”, “Президент”, “Обезьяна зимой”, “Мелодии бельэтажа”, “Сто тысяч долларов под солнцем”, “Двадцать пятый час”, “Сицилийский клан”, фильм “Змея”, рассказывающий о советском КГБ (1970) , “Ужас над городом”, “Труп моего врага”, “Тысяча биллионов долларов” и в других. Верной снял шесть фильмов с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, пять фильмов – с Жаном Габеном, три – с Аленом Делоном и два – с Энтони Куином.
Киноведение квалифицирует фильмы Верноя как “коммерческие”, или “народные”, режиссер и сам много раз говорил, что у него нет великих посланий к человечеству. Свою склонность к приключенческому и детективному жанрам Верной объясняет так: “Моя миссия не заключается в перевороте человеческого сознания, а в том, чтобы представить что-то хорошее максимальному числу людей. Зачем пренебрегать массами? Один миллион зрителей не означает один миллион глупцов. Там есть все классы, все слои”. На вопрос, как он определяет свои фильмы, режиссер ответил: “Как рассказчик. Если какая-то тема впечатляет меня, я рассказываю ее так, как я ее понял”. А детективы он считал драгоценными свидетельствами прожитого нами века…
Мысль о том, чтобы снять фильм на армянскую тему, долгие годы занимала Верноя. Он хотел экранизировать “40 дней Муса-Дага” Верфеля, но в дальнейшем отказался от этой мысли. Но ему было суждено снять фильм, основанный на собственной автобиографии. В 1986 году в Париже была издана книга Верноя “Майрик”, посвященная его семье и, в частности, обожаемой матери. Спустя годы, в 1991 году, Верной во Франции, Швейцарии и Тунисе на протяжении шести месяцев снимал фильм “Майрик”, а также фильм “Улица Паради, 588”, являющийся его продолжением. Это была 35-ая лента известного режиссера.
По признанию режиссера, армянская тема 45 лет зрела в нем. Его последние фильмы полностью отличаются от его предыдущих работ - они очень личные, полностью основываются на воспоминаниях детства. Однако Верной не принимал подобной характеристики, считая фильм “Майрик” данью уважения армянским семьям вообще. Съемки начались с молитвы “Отче наш”, а духовный предводитель армян Парижа – архиепископ Гют, благословил съемочную площадку. По словам Верноя, актеры принимали армянский вопрос очень близко к сердцу, как будто сами стали армянами. Режиссер выбрал Клаудию Кардинале на роль главной героини, так как эту роль должна была играть актриса, которая никогда не появлялась на экране без одежды. И Кардинале была одной из этих немногих. Она сыграла Аракси в возрасте с 30 до 85 лет. Сложной оказался выбор актера на роль маленького Азата, на которую он пробовал 150 детей из 375, и в конце концов выбрал 7-летнего Седрика Дусе, который напоминал переживаших геноцид армянских детей, которые, казалось, раньше времени стали взрослыми.
Первый показ фильма состоялся 25 ноября 1991 года в Марселе. Во Франции он одновременно демонстрировался в 800 кинотеатрах, почти все средства массовой информации писали о нем. “Я хотел завершить третий период своего творчества созданием фильма, который стоил бы всей моей жизни и, кажется, я его создал”.
Фильм “Майрик” смотрели тысячи зрителей в Европе (он никогда не демонстрировался на американском континенте), было много мнений за и против. Лучшую характеристику фильма “Майрик” дал министр культуры Франции Филипп Дуст-Блази: “Многие из нас почти ничего не знали о геноциде 1915 года. Фильм Верноя “Майрик” дал нам возможность коснуться трагических событий прошлого”. Только и всего. Фильм имел только рейтинговый успех. Поэтому Верной, отчаявшись от этой неудачи, раз и навсегда оставил кино.
Анри Верной был женат дважды. От первого брака у него двое детей – Патрик и Софи, от второго родились Севан и Гаяне. В 1980 году он приехал в Армению. Он участвовал в жизни армянской общины Франции, выступал с интервью и статьями о политике. Католикос всех армян Вазген Первый наградил его орденом Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) первой степени. Он был удостоен также ордена “Почетного легиона”, Большого приза французской академии 1992 года, ордена “Почетного Сезара” 1996 года, а 6 декабря 2000 года был избран действительным членом Французской академии, удостоившись чести называться одним из бессмертных…
Последние годы жизни Анри Верной провел в своем особняке на берегу Женевского озера, где занимался своим хобби – живописью и скульптурой. Он скончался 11 января 2002 года в Париже. Похоронен в Марселе. “Его фильмы будут смотреть наши внуки”, - писала французская пресса. В том же году мэрия Марселя приняла решение назвать одну из площадей города его именем…
Арцви Бахчинян
hayernaysor.am