Пятница, 26.04.2024, 23:31
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июнь » 27 » Талышская проблема
Талышская проблема
00:15

Analitika.at.ua. Талыши – иранский народ, проживающий в юго-восточной части Республики Азербайджан и в северной, прибрежной части иранской провинции Гилян, - стали в советский период одной из жертв имперского политического произвола и, с санкции Москвы, были обречены на исчезновение с политической и демографической карты. Советские руководители выбирали наилучший для себя вариант в спорах между государствообразующими нациями в союзных республиках и более малыми этносами в пользу первых. Политическое руководство Азербайджана осуществляло национальную дискриминацию и ассимиляцию малых этносов, практически, в соответствии с «допущениями», спускаемыми из Москвы. Данная дискриминационная и ассимиляторская политика, одобряемая Москвой, привела к тому, что в период распада Советского Союза Россия не имела надежных союзников среди этнических меньшинств в союзных республиках, на которые она могла бы опереться в отстаивании своих стратегических позиций по периметру бывшей государственной границы СССР. Геополитика, проводимая гениальным И.Сталиным и другими ведущими советскими политиками, в конце концов, привела к катастрофе не только для советского государства, но и для русской нации. Россия лишилась важнейших стратегических регионов и геополитических точек, к которым также относятся те территории, которые российско-большевистская империя подарила так называемой Республике Азербайджан – Нахичеванская область, Талышские провинции, Апшеронский полуостров и нефтеносные шельфовые пространства вблизи Апшерона.

 

Талыши в советское время оказались в наиболее унизительном и ущербном положении, даже в сравнении с другими этносами, которым было отказано в государственности. В научной литературе к талышам в Советском Союзе относили не более 80 – 90 тысяч человек, населяющих незначительную территорию между Талышскими горами и Каспийским морем (всего лишь около 2,0 – 2,5 тысяч кв. км.). Между тем, талышей всегда характеризовала высокая рождаемость, и к началу 90-тых годов талыши, а также родственные им ираноязычные народы провинции Муган составляли не менее 1,5 млн. человек, составляющие абсолютное большинство на территории к югу от Куры и Аракса до границы с Ираном. Территория Талышстана составляет не менее 9,0 – 11,6 тысяч кв.км. Учитывая, что к началу 21 столетия официальная численность населения Республики Азербайджан (от 6,8 до 7,3 млн. чел.) не отражает действительности и в данной Республике проживает не более 3,5 - 3,6 млн. человек, что стало результатов массовой эмиграции населения (3,4 млн.), соотношение численности этнических групп также изменилось. Для талышей всегда был характерен невысокий уровень внешней миграции. По сведениям талышей-интеллигентов, проживающих в Ст. Петербурге, Республику Азербайджан покинуло не более 150 – 170 тысяч талышей. Таким образом, талыши и близкородственные им ирано-язычные народы в Республике Азербайджан составляют не менее 35% населения. Нужно также учесть, что сотни тысяч талышей и ирано-язычных проживает в Баку и в Апшеронском регионе, однако они в значительной мере ассимилированы.

 

Оказавшись в Советском Азербайджане в дискриминированном положении, не имея возможности даже называть себя талышами, представители этого народа вынуждены были принять правила игры и стремились стать более «качественными» азербайджанцами, чем турки-азеры. По свидетельству представителей интеллигенции Азербайджана, талыши вели себя более националистично, отстаивая национальные интересы Азербайджана, и пытались продемонстрировать свою нетерпимость к русскому и иному населению в Республике Азербайджан. Это давало возможность надеяться на престижное положение, государственные посты и образование. По тем же свидетельствам, талыши, также, как и лезгины и дагестанцы отличительно говорили на тюркском языке, их характеризовала групповщина и спайка по этническому признаку.

 

В 70-80-х годах, возможно, незаметно для властей Советского Азербайджана, происходил ренессанс талышского этнического самосознания. В Баку отмечались отдельные чайханы, кафе и просто места в парках, где собирались для общения талыши. В конце 80-х годов в Баку и в талышских провинциях появилась некоторая самиздатовская литература, которую распространяли некоторые талышские интеллигенты, происходившие из репрессированных в советское время семей. С началом политических выступлений армян в Нагорном Карабахе в 1988 году в талышской среде возникли первые группы, выдвигающие общественные и политические требования, но довольно робко и непоследовательно. Часть талышей, надеясь на приобретение выгод в период появления азербайджанских политических организаций, включились в данные организации, проявив подчеркнутую лояльность азербайджанским интересам. Но в период полномасштабной войны в Карабахе, когда тысячи молодых талышей сгонялись в азербайджанскую армию и гибли в ходе военных действий за чуждые им интересы, талыши столкнулись с задачами защиты своих национальных интересов.

 

Возникновение в 1991 году Талыш-Муганской Республики стало важнейшим этапом национально-освободительного движения талышского народа. Это стало неожиданностью для руководства и политической элиты Республики Азербайджан. Несмотря на быстрое подавление талышского восстания, в Баку длительное время наблюдалась растерянность, и данное состояние продолжалось до прихода к власти Г.Алиева, который испытанными и хорошо знакомыми ему КГБ-шными методами загнал талышское национальное движение в глубокое подполье. Многие общественно-активные талыши выехали из Республики Азербайджан, став политическими беженцами.

 

Поражение Талыш-Муганской Республики имело несколько причин. Талышское население не было подготовлено к столь серьезному повороту событий, к вооруженному сопротивлению и в большинстве своем не было даже информировано о происходящих событиях. Часть талышских кланов проявило местничество и не приняло участие в восстании по личностным и эгоистическим соображениям. Руководители восстания не были хорошо известны в талышском народе, не имели достаточной военной и политической подготовки. Талыши не располагали тяжелым вооружением и необходимыми боеприпасами. Отсутствовала поддержка извне, так как не имелось понимания того, что необходимо установить внешние политические связи. Армянское руководство в Нагорном Карабахе не сумело понять перспектив талышского восстания и заняло выжидательную позицию. В России не существовало центра власти, способного принять соответствующие решения, а Иран надеялся на лучшие позиции в Республике Азербайджан, чем в талышских провинциях. Западное сообщество не было информировано о событиях в Талышстане, и, кроме того, Запад стремился не к возникновению этнических движений, а к утверждению независимости Новых независимых государств. Все это факторы должны стать предметом внимательного изучения талышскими деятелями.

 

К концу 90-х годов талышское национально-освободительное движение переживало новый подъем как на талышских землях, так и в эмиграции. Это было вызвано общим кризисом азербайджанской государственности и продолжающимися центробежными процессами. По свидетельству Паниранского движения в Иране и в Туркменистане, в Талышстане существует 16 общественных организаций, претендующих на политическую деятельность. Данные организации объединяют, в основном, молодежь, работников народного образования, здравоохранения, представителей религиозных структур. Имеются связи с талышскими группами в Баку, в Москве, в Ст.Петербурге, в Кельне и в Нью-Джерси. Талыши поддерживают связи с различными лезгинскими организациями. Имеются также связи с Союзом армян России и Патриотическим российско-армянским союзом военнослужащих, действующим в ряде городов России. Талышские организации и отдельные активисты имеют регулярные отношения с комитетами Государственной Думы России, с городской думой Ст.Петербурга, с властями Ирана. В Германии в среде талышских эмигрантов создана небольшая, но хорошо организованная группа, которая занимается распространением информации в парламентах европейских государств, в Европарламенте и в комиссиях Европейского союза. Важные связи установлены с правительством Туркменистана, где существует крупная (не менее 40 тысяч) и состоятельная талышская община. Важным партнером талышских организаций является Паниранское движение, действующее в 22 странах мира. Спецслужбы Азербайджана пытались внедриться в талышскую среду в России и даже создать марионеточную талышскую организацию, но безуспешно.

 

Талыши России и Украины создали международный фонд «Толыш», который имеет десятки счетов в ряде областей России и Украины. Средства фонда направляются на развитие талышской культуры и образования, но главным образом – на распространение информации и пропаганду талышской политической проблемы. В состав учредительского совета фонда входят 12 (по числу благочестивых имамов) авторитетных деятелей талышского народа. С помощью фонда создана служба безопасности, которая занимается защитой отдельных функционеров и имущества.

 

Большинство талышских организаций отрицают сепаратистские цели движения. Они утверждают, что выступают за сохранение культуры, языка и обычаев талышского народа, для чего необходима автономия в составе Республики Азербайджан. Но данные заявления не внушают доверия, так как цели талышей хорошо известны. Большинство талышских организаций добиваются создания суверенного государства, возможно, ассоциированного с Ираном или Россией. В самом Талышстане сложилась напряженная общественная обстановка, которая вызвана экономическими проблемами и дискриминационной политикой азербайджанских властей. Далеко не все талышское население готово воспринять идеи самоопределения и независимости. Наиболее радикально настроено население горной местности, где талыши практически не говорят по-азербайджански, а также местная интеллигенция – наиболее дискриминированная часть талышского населения. Талыши в Баку гораздо более лояльны к Республике Азербайджан, многие из них, несмотря на общественную активность, воспринимаются в Талышстане, как «пятая колона».

 

Талышские организации осуществляют свою деятельность в следующих направлениях: пропаганда и распространение информации; привлечение внимания Западных государств и Ирана к положению талышского народа в Республике Азербайджан; повышение общественного и национального самосознания талышей, распространение исторической и иной литературы; повышение общественной организованности в Талышстане и в Мугани; создание опорных баз развития талышского движения в России, в Туркменистане, в Украине. Талышские интеллектуалы утверждают, что через пять – семь лет Республику Азербайджан ожидает политический развал, и на ее месте будет создано четыре новых государства. Большая часть талышских интеллектуалов рассматривают такую политическую перспективу, как создание Талыш-Муганской Республики. Некоторые прагматики высказывают мнение о возможности создания конфедеративного или ассоциированного азербайджано-талышского государства, где два этноса будут иметь государствообразующий статус. Некоторые армянские авторы также прогнозируют создание на территории Республики Азербайджан более иранизированного государства, состоящего из ряда в высокой мере суверенных государственных образований – Нахичеван, Талыш-Муган, Лезгистан и Курдистан.

 

В условиях, когда Республика Азербайджан выдвигает все большие требования в отношении Иранского Азербайджана, Исламская Республика Иран приступила к использованию иранского этно-демографического и религиозно-политического потенциала в соседней стране. Иран на протяжении многих лет активно создавал в Республике Азербайджан проиранские политические силы, которые базируются на иранском населении. Это происходит не только в Талыш-Мугани, но и в Нахичевани. В результате Талышстан попадает в активную политическую зону не только ирано-азербайджанских отношений, но и интересов США. Наряду с использованием азербайджанского фактора против Ирана, США отмечают и дискриминированное положение этнических меньшинств в Республике Азербайджан. Американские исследователи в последнее время стали отмечать внимание на наличие целого ряда угроз для Азербайджана, исходящих из сферы межэтнических отношений. Но этнические проблемы отражают несостоятельность азербайджанской государственности, которая продолжает существовать на процентах от советского прошлого.

 

Игорь Мурадян, Иравунк Де-Факто

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1180
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru