Analitika.at.ua. Ближний Восток на протяжении нескольких десятилетий является не остывающей «горячей точкой», где не раз полыхали военные конфликты между арабскими государствами и Израилем. Основным вопросом арабо-израильского противостояния была и остаётся палестинская проблема. При этом ближневосточный конфликт и его палестино-израильская составляющая влияют на политическую ситуацию не только в своём регионе, но и на мировую политику в целом.
Официальный визит российского президента Дмитрия Медведева в Арабскую Республику Египет 23 июня 2009 г. должен послужить возрастанию роли России в урегулировании ближневосточного кризиса. Наряду с расширением российско-египетского сотрудничества и вывода его на уровень стратегического партнёрства, что было достигнуто в результате переговоров Д.Медведева с президентом АРЕ Хосни Мубараком, российский президент сделал важные заявления, направленные на преодоление палестино-израильского противостояния. На встрече с председателем Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Мусой Д.Медведев подтвердил, что «решение палестинской проблемы является ключевым пунктом в урегулировании ближневосточного конфликта. Это решение должно быть справедливым и иметь конечным результатом создание демократического жизнеспособного палестинского государства со столицей в восточном Иерусалиме, сосуществующего в мире с Израилем».
При этом, как подчеркнул президент РФ, не должны предприниматься односторонние действия, могущие привести к обострению конфликта. Речь идёт о необходимости заморозить строительство израильских поселений на территории, предназначенной для создания палестинского государства, а также прекратить обстрелы израильской территории военизированными палестинскими организациями. Дмитрий Медведев заявил, что не должно быть замедления переговорного процесса и подтвердил готовность России провести в Москве большую международную конференцию по ближневосточному урегулированию, которая стала бы важным этапом на пути разрешения палестинской проблемы. Принципиальное согласие на участие в Московской конференции дали все заинтересованные стороны, включая руководство Израиля.
Россия стояла у истоков разрешения палестино-израильского конфликта. СССР поддержал резолюцию ГА ООН № 181/II от 29 ноября 1947 г. о создании на территории Палестины, находившейся в тот период под мандатным управлением Великобритании, двух государств - палестинского и израильского.
Передача Великобританией в 1947 г. вопроса о будущности Палестины в ООН состоялась ввиду неспособности британских властей к тому моменту контролировать ситуацию: с одной стороны, из-за обострившегося противостояния между арабской и еврейской общинами, в том числе по причине увеличившейся еврейской иммиграции и колонизации Палестины; с другой стороны, из-за эскалации антибританской и антиарабской террористической деятельности созданных в период 20-30-х гг. еврейских военизированных формирований Хагана, Этцель, Леви и др.
Решение о разделе Палестины на арабское палестинское и израильское государства было оптимальным. Однако выполнено это решение не было. Израильское государство в одностороннем порядке было провозглашено 15 мая 1948 г., тогда как арабское палестинское государство так и не было создано - и по причине противодействия израильской стороны, и отчасти из-за позиции арабских стран, считавших резолюцию ООН несправедливой и ущемлявшей права арабского народа Палестины. С этого момента начинается история арабо-израильского конфликта, породившего четыре войны, в ходе которых Израиль оккупировал большую часть территории, предназначавшейся решением ООН для создания палестинского государства. С целью освобождения оккупированной Палестины было сформировано Палестинское движение сопротивления, пользовавшееся неизменной поддержкой России (СССР).
С 2000-х гг. на авансцену борьбы с израильской оккупацией выдвигается ХАМАС (Движение исламского сопротивления). В силу возникших между ФАТХ и ХАМАС противоречий и воздействия внешних факторов с 2006 г. между ними началось вооружённое противостояние, что серьёзно осложняет решение палестинской проблемы.
Международные конференции с целью решения палестино-израильского конфликта и создания палестинского государства созывались неоднократно. Значительную роль в этом неизменно играла Россия.
В соответствии с решениями конференции в Осло (1993) на части территории Палестины, предназначенной по резолюции ООН для палестинского государства, в 1994 г. была создана Палестинская национальная администрация (ПНА) на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа.
В 2003 г. «Квартетом международных посредников» (США, ЕС, ООН, Россия) был принят план «Дорожная карта». Этот план предполагал создание Палестинского государства в результате двусторонних палестино-израильских переговоров при участии «квартета» на основе ранее принятых ООН решений и формулы «земля в обмен на мир» (уход Израиля с оккупированных им арабских территорий в обмен на мирный договор с арабскими странами), а также арабской мирной инициативы, одобренной ЛАГ.
Арабские страны - АРЕ, Саудовская Аравия, Йемен, Судан - выступали посредниками в контактах между ФАТХ и ХАМАС, активно способствовали восстановлению единства Палестинского движения. Россия со своей стороны также призывала к скорейшему прекращению внутрипалестинского противостояния. С этой целью в Москве проводились встречи российского руководства с лидерами как ФАТХ, так и ХАМАС.
Восстановление арабо-палестинского единства является важнейшим условием конструктивного участия палестинской стороны в переговорном процессе, в том числе на будущей Московской конференции, а новая активизация роли России в ближневосточном урегулировании должна помочь справедливому решению палестинской проблемы, оздоровлению обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом.
Борис ДОЛГОВ
fondsk.ru |