Analitika.at.ua. В одной из своих работ по Ирану я писал: «В предвыборном Иране царит атмосфера дружелюбия и доброжелательности. И очень хотелось бы пожелать братскому народу сохранить эти чувства, как до самих выборов, так и после них. При любом исходе поистине демократичных выборов». Провокация против Ирана ожидалась, она, как говорится, давно уже назрела, и чувствовалась, что недруги этого государства постараются использовать предвыборные страсти. Вместе с тем, была надежда, что иранский народ не поддастся планируемой и неизбежной провокации. Надежда эта исходила как от веры в коллективную мудрость народа Ирана, так и от собственных впечатлений от предвыборных митингов в этой стране.
Вообще, митинги и агитация в предвыборном Иране заслуживают отдельного разговора, ибо никогда ранее мне не приходилось видеть столь доброжелательного и уважительного отношения друг к другу «болельщиков» разных кандидатов в президенты. Без всякого преувеличения можно сказать, что первая декада июня 2009 года продемонстрировала всему миру примеры истинной, не выдуманной и не унифицированной космополитичной, а истинно национальной демократии.
В какой еще стране можно увидеть сцену, когда к многолюдному предвыборному штабу одного из кандидатов в президенты подъезжают на мотоцикле два человека и начинают скандировать имя «своего» кандидата? И, тем более, в какой еще стране подобных «смельчаков» встретят добродушным смехом и необидными шутками? При этом совершенно не имеет значения, у штаба какого из кандидатов происходит это действие. Подобные «живые картинки» можно было наблюдать как среди сторонников Махмуда Ахмадинеджада, действующего президента Ирана, так и среди сторонников его основного оппонента – Мирхоссейна Мусави.
Вот типичная картина тех дней. Улица Бохунар, 2 часа ночи. Большая шумная группа, человек пятьсот, сторонников Ахмадинеджада спускается по улице, скандируя имя президента: Ахмадинеджад! Ахмадинеджад! Навстречу им идет не менее внушительная группа сторонников Мусави, столь же рьяно выкрикивающая имя своего избранника. Две группы останавливаются друг перед другом. Драка, массовое побоище, кажется мне, неизбежны. А они улыбаются!
Ахмадинеджад! Ахмадинеджад! – скандируют первые. Ахмади – bye, bye! Ахмади – bye, bye! – в той же интонации и столь же громко кричат вторые. Минут 15 продолжаются упражнения в тренировке голосовых связок, после чего обе группы со смехом проходят сквозь друг друга.
Оказавшиеся в «митинговой пробке» водители машин, независимо от того, чьи фотографии украшают их транспортные средства, терпеливо улыбаются. Некоторые из них высовывают из окон портреты кандидатов, другие не выдерживают, выскакивают из машин и присоединяются к митингующим. Пробки невообразимые, резкие звуки клаксонов разных тональностей и тембра перекрывают голоса митингующих, практически все несут в руках плакаты и транспаранты, портреты своих избранников: все перемешано, противоборствующие «лагеря» оказываются на одном и том же пространстве, вокруг тысячи зрителей, в основном, женщины и дети. И все это сопровождается улыбками и веселыми комментариями…
Бесконечно далека эта картина от того Ирана – мрачного и запуганного, темного и забитого – который привычной рукой рисует западная пропаганда. Иран излучает тепло и добродушие. При этом, заметьте, речь идет о столичном мегаполисе. В провинциях, как, наверное, в любой стране мира, люди еще более благожелательны и добродушны.
Иранская демократия – органичная и неотъемлемая составляющая национального менталитета иранцев – настоянного на выработанном в течение тысячелетий мировоззрении и образе жизни. Сегодня, спустя тридцать лет, гораздо легче понять общенациональный порыв иранцев, результатом которого стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Деятельность шаха, безусловно, имела как положительные, так и отрицательные стороны, но его стремление изменить образ жизни иранцев, внедрить в стране западную модель демократии, не могло не вызвать активного неприятия среднестатистического иранца. Именно он, рядовой иранский труженик, стал главным противником шахского режима. И именно ему, рядовому иранскому труженику, предстояло 12 июня выбрать президента страны. В десятый, после Исламской революции, раз.
Вначале казалось, что эти выборы пройдут в спокойной обстановке, присущей всем предыдущим президентским выборам в Иране. Вечерне-ночные митинги иранцев только придавали уверенности в благополучном исходе. Но… Первый звоночек, предупреждающий о возможных эксцессах, прозвучал на теледебатах (новое для Ирана явление) кандидатов в президенты. М. Мусави в прямом эфире обвинил М. Ахмадинеджада в диктаторских методах правления. Этот политический «прием» из арсенала «цветных» революций стал продолжением отхода Мусави от традиционных для Ирана методов политической борьбы (началом этому процессу следует считать неосторожное заявление Мусави об этнических единицах Ирана). Собственно говоря, в этот момент всем стало ясно: борьба за президентское кресло грозит трансформироваться в нежелательную для Ирана борьбу национальной идеологии с идеологией космополитичной. В дальнейшем отношения между кандидатами продолжали накаляться, однако на настроениях жителей Ирана это практически не отражалось. Улыбок в стране меньше не стало, доброжелательность не исчерпалась, и это давало надежды на мирный исход выборов.
Иран. 12 июня
Выборы отличались невиданной активностью избирателей. Достаточно сказать, что ЦИК Ирана был вынужден несколько раз продлевать сроки окончания выборов, растянув их до полуночи. Но и после полуночи людям, находящимся на территории избирательных участков, было разрешено отдать свой голос одному из кандидатов в президенты. В общем и целом, на выборах приняли участие свыше 85% граждан государства, имеющих право избирательного голоса.
Обстановка в стране до самого вечера 12 июня оставалась спокойной. До того самого момента, пока кандидат в президенты М. Мусави не объявил о своей победе. До начала подсчетов голосов избирателей! Не дожидаясь заявления ЦИК. Более того, заявление Мусави о своей победе с внушительным отрывом прозвучало примерно за полтора часа до окончания выборов!
Этот, заимствованный из чужой политической культуры нечистоплотный политический прием, мгновенно превратил еще час назад миролюбивых людей в горячо протестующую массу.
Дальнейшее уже легко представить: люди, верящие своему избраннику, а это треть избирателей, почувствовали себя обманутыми. У них отняли веру!
Представляет интерес надпись на наиболее часто встречающемся у протестующих иранцев плакате. Надписи на иранском и английском вопрошают: «Где мой голос?» Это также известный в арсенале «цветных» революций прием: нет никакой возможности объяснить каждому из митингующих, что его голос «затерялся» в миллионах голосах, отданных за проигравшего кандидата. Мусави набрал немало голосов, в огромном Иране треть голосов составляет весьма внушительную цифру, и каждый отдавший за него свой голос, может найти его в числе других.
Иран после 12 июня
Митинги протеста быстро переросли в массовые беспорядки, которые удается подавлять лишь применением силы. Государство задействовало Стражей Исламской революции и иррегулярные формирования народных ополченцев «Басидж». Однако протесты не прекращаются, хотя и пошли на убыль. Создается ощущение, что лидерами проигравшей оппозиции управляют извне. К примеру, Мусави не согласился на пересчет голосов в 10 процентах избирательных округов, требуя отмены выборов и назначения новых. Понятно, что руководство Ирана согласиться с этим требованием и не может, и не вправе. Такое согласие означало бы поставить под сомнение как справедливость существующего строя, так и неверие в собственную победу.
Трудно представить, что Мусави не осознает бесперспективности своих требований. Хотя бы в силу их правовой невыполнимости. Однако он продолжает настаивать на своем. Подобное поведение может означать одно: Мусави сознательно идет на дестабилизацию обстановки в Иране. Но это же означает, что он надеется на поддержку извне, ибо в самом Иране у проигравшего кандидата в президенты нет достаточных ресурсов для открытого противостояния с властью. Данное обстоятельство привело к тому, что многие в Иране и за его пределами засомневались в самостоятельности поступков Мусави. На это указывает не только удивительная схожесть ситуации в Иране на ряд «цветных» революций в Сербии, Украине, Грузии, Киргизии, но и неприкрытая поддержка, оказываемая иранской оппозиции западными СМИ.
Лето 2009 года в Иране – это одно из редких поражений «цветной» революции. События в Иране – урок для Армении и других государств, не желающих оказаться в жерновах идеологической глобализации. Наиболее эффектным оружием против «цветных» революций является сплоченность народа.
Западные СМИ не пишут, а наши не знают, в дни наиболее крупных митингов в Иране Ахмадинеджад, действительный победитель на выборах, одним призывом собрал в Тегеране людей в несколько раз больше, чем собравшиеся в поддержку Мусави.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Voskanapat.info |