Analitika.at.ua. Президенту Республики Дагестан
Муху Гимбатовичу Алиеву
Уважаемый Муху Гимбатович, обращаемся к вам как избранному президенту - гаранту защиты жизненных интересов дагестанских народов, их представителей не только на территории Дагестана, но и в любой точке мира, как это принято в цивилизованных странах и в соответствии с международными правовыми нормами о правах человека и народов. О проблемах защиты прав народа в республике Вам известно, поэтому в данном обращении мы всего лишь вскользь затронем проблемы этнических дагестанцев и, прежде всего аварцев, компактно проживающих на своей исторической родине – Закатальском Округе бывшей Российской Империи.
Только в Закатальском районе, расположенной на территории современной Азербайджанской Республики, проживают около 120 тысяч человек. Более половины из них составляют аварцы, которые являются автохтонами бывшего Закатальского Округа Российской Империи. В этом же районе живут близкородственный аварцам народ – цахуры, и пришлый на данную территорию после 1950-х годов в рамках демографической экспансии, организованной официальным Баку, азербайджанский этнос. Эти мигранты, прибывшие в район во второй половине ХХ-го века, стали причиной межэтнических столкновений, начавшихся в 1988 г. с армянских погромов.
В тот же период в районе началось планомерное уничтожение материальных памятников, не принадлежащих азербайджанцам. Первой жертвой азербайджанских националистических организаций стали могилы в большей части вынужденного покинуть этот регион христианского и еврейского населения.
Христианское кладбище в Закатале расположено на землях аварского селения Лъебел-уба, что расположено через речку от райцентра – города Закатала. Аварская община давно еще предоставила под кладбище этот участок земли на границе с городом, у речки Хъала-ор, как раз разделяющей земли города и села. Всего на кладбище находилось более 200 могил. На данный момент из них целыми остались 5-10 могил. На остальных или сломаны надмогильные плиты, или сами плиты украдены и использованы для строительства. Несколько наиболее националистически настроенных азербайджанцев Закаталы даже использовали плиты для строительства туалетов, что здоровый в нравственном отношении человек ни понять, ни принять не может. Непонятно, насколько может быть сильна ненависть «человека» к представителю другой национальности, чтобы творить такое? Есть данные даже о том, что во время армянских погромов, «под шумок», на данном кладбище были даже вскрыты несколько могил в поисках драгоценностей. Достоверно известно также, что останки из нескольких могил были выброшены в речку Хъала-ор. Из числа сломанных надмогильных плит, названия на которых еще можно прочитать, сохранились следующие:
1. Мусаэльян Мария Константиновна, 1926-1968 гг.
2. Софиян Сергей Николаевич, 1944-1983 гг.
3. Сильдирян Цовик Асатурович, 1937-1986 гг.
4. Давтян Сатеник Исаевна, 1884-1970 гг.
5. Золотов Юрий Ильич, 1945-1963 гг.
6. Горбань Лидия Ивановна, 1917-1980 гг.
7. Шевченко Мария Лаврентьевна, 1910-1985 гг. (жена).
8. Шевченко Михаил Аксентьевич, 1910-1983 гг.(муж).
9. Шафранская Юлия Генриховна, 1954-1976 гг.
10. Епифанцева Фаина Романовна, 1919-1984 гг.
11. Епифанцева Т.В., 1958-1960 гг. (см. на фото).
12. Зотин Иван Владимирович, 1907-1983 гг.
13. Зотина Анна Харитоновна, 1915-1979 гг.
14. Приходько Дмитрий Иосифович, 1914-1979 гг.
15. Меликян Светлана Гургеновна, 1954-1984 гг.
16. Баранникова Любовь Митрофановна, 1909-1987 гг.
17. Хатиашвили Ольга Степановна, 1922-1985 гг.
18. Аванесова Розалия Шавиковна, 1939-1987 гг.
19. Андреасов Ехсапет, 1850-1940 гг.
– 24. Рядом еще 5 разрушенных могил Андреасовых.
Аварцы села Лъебел-уба, пытавшиеся остановить вандалов подверглись полицейским репрессиям. Высокопоставленные аварцы были вызваны к главе района, а затем и в Баку. «Зачем вы защищаете могилы этих собак – армян и русских?» - заявляли им азербайджанские чиновники. За уничтожение данных памятников условное наказание понесли лишь два азербайджанских подростка, хотя в этой акции участвовали лидеры азербайджанских криминальных группировок, составленных из числа азербайджанских колонистов ХХ-го века. Ниже мы даем и конкретные данные организаторов этих акций:
1. Байрамов Али Идрис оглу, 1928 г. рождения. Живет в Закатале, по адресу: улица Севиль Газиевой, дом №28, домашний телефон – 5-34-24. Один из идеологов азербайджанского национализма в Закатале. Азербайджанец, приехавший из Грузии (терекемеец) в 1960-х гг., которого приютили аварцы, в доме которых он прожил первые 2-3 года в Закатале. В дальнейшем он начал активную пропаганду миграции терекемейцев в Закатальский округ, организовал из их числа криминально-мафиозную группировку «Гара-чёп», которая сначала занималась антиармянской пропагандой. В дальнейшем «Гара-чёп» приняла самое активное участие в армянских погромах 1988 г., на чем нажила немалое состояние, поскольку армяне были одной из самых зажиточных общин округа. По приказу Байрамова, терекеменцы приняли активное участие и в разрушении вышеуказанных могил на христианском кладбище. В дальнейшем с приходом к власти Гейдара Алиева «Гара-чёп» переключилась на антиаварскую пропаганду и при поддержке спецслужб АР начала физическое устранение аварских активистов, на чем и сейчас специализируется, наряду с наркотрафиком в Россию и Грузию. Сейчас терекемейская криминальная группировка контролируется семьей Аджаловых, которые владеют Закатальским пивзаводом.
2. Асадов Али Латиф оглу, 1959 года рождения. Кличка «Алишка иранский», по его происхождению из числа азербайджанцев, приехавших в Закаталу из северо-западного Ирана, а точнее из Тебриза в 1960-х гг. В конце 1980-х годов был зачинщиком и активным участником анти-армянских митингов в Закатале. В то время он работал учителем физкультуры в Закатальской школе-интернате. Начиная с лета 1988 г. он со сторонниками организовывал и вдохновлял митинги азербайджанских националистов, зажигая их своими «пламенными» речами о творимых дашнаками «зверствах» в Армении и Карабахе. Исходя из этого, призывал с площади близ старой крепости захватывать дома армян и убивать их владельцев. Он же и возглавил толпу, которая совершила первый армянский погром в Закатале в конце 1988 г. В настоящее время работает заведующим Закатальского районного архива, что в юго-западной части города, недалеко от моста на аварское село Лъебел-уба.
Следующим этапом утверждения азербайджанских националистов в Закатале стала антиаварская экспансия. В 1995 г. в Белоканском районе (соседний с Закатальским, район, где аварцы составляют более 80% населения, а все азербайджанцы приехали в район лишь в ХХ-м веке) не удалось установить памятник аварскому историческому деятелю ХVIII-го века Умахану Великому, а постамент подготовленный для этих целей взорвали. На его место, на площади перед Белоканским райотделом полиции, воздвигли памятник азербайджанскому деятелю начала ХХ-го века Нариману Нариманову, организатору первых антиаварских репрессий в Закатальском округе. Все это было сделано по указанию бывшего президента АР Гейдара Алиева.
В 2000-м году глава Закатальского района Рафаиль Меджидов издал приказ по сносу памятника знаменитому аварскому историческому деятелю ХIХ века Имаму Шамилю. Из-за активного противодействия аварской молодежи постановление не было исполнено. Однако в 2001 г. ночью памятник все-таки был взорван, а посадили за это – аварскую молодежь. Всего из-за волнений, вызванных подрывом памятника азербайджанскими спецслужбами, было посажено 22 аварца, из них несколько получили пожизненные сроки.
Более года назад в аварском поселке Кабахчоль Белоканского района по личному указанию главы района Асифа Мамедова, хотели также взорвать памятник местному аварцу, погибшему в Афганистане в 1980-х годах, но из-за противодействия местного населения его лишь перенесли. На его место поставлен памятник Гейдару Алиеву.
В 2007 г. в центре города Закатала по указанию главы района Асифа Аскерова был убран с постамента памятник аварке Севиль Газиевой, Герою социалистического труда, первой женщине – механизатору на территории Азербайджанской ССР. В результате протеста закатальской общественности, властями было заявлено, что памятник убрали «для ремонта», хотя никакой реставрации памятнику не требовалось. Истинная причина заключалась в том, что проспект, на котором стоял памятник незадолго до этого назвали в честь Гейдара Алиева, а это место в центре города идеально подходило под памятник бывшему президенту АР. Затем через некоторое время после косметического «ремонта», под давлением аварских активистов и общественности памятник вернули на постамент.
В 2007 г. три раза глава исполнительной власти Закатальского района Асиф Аскеров под личным контролем (!) заставил с помощью электросварки срезать щит, установленный близ села Тангыт (соседнего!) Кахского района в честь легендарного героя кавказских войн - аварского наиба Хаджимурада, Щит всего лишь указывал могилу, где было написано следующее: «Здесь похоронен герой одноименной повести Льва Толстого Хаджи Мурад». Два раза аварская молодежь восстанавливала щит, поэтому в третий раз Аскеров приказал заасфальтировать данное место, чтобы они не смогли заново его установить. Подверглась надругательству и могила Хаджимурада. С надмогильной плиты содрана овальная фотография Хаджимурада, заметны следы попыток разбить металлическим орудием саму мраморную плиту. Сейчас вокруг могилы Хаджимурада начали хоронить азербайджанцев, чтобы со временем сделать его азербайджанским кладбищем, а могилу наиба в один прекрасный, для азербайджанцев, день сравнять с землей.
Исходя из вышеизложенных фактов, мы просим Вас оказать всевозможное воздействие и давление на руководство АР, его представителей - глав Белоканского, Закатальского и Кахского районов, которые организовывают уничтожение всего неазербайджанского материального наследия, стирают с лица земли всё, что способно напомнить о проживании здесь других этносов и, прежде всего аварского, коренного на территории этих трех районов, народа.
Напоминаем Вам, что представители азербайджанской национальности в Дагестане имеют все права и свободы и никто их не тревожит по признаку национальной или религиозной принадлежности; они представлены во всех структурах власти, бизнесе, культурной и духовной сфере. Возникает вопрос - почему всего этого не могут иметь многотысячные аварский, лезгинский и цахурский народы в Азербайджанской Республике? Тем более, что они живут на своих исконных землях, а не являются пришлым элементом.
Ряд общественных организаций Республики Дагестан, Закатальского и Белоканского районов АР
mitq.org |