Analitika.at.ua. 26 июня в Ереване состоялась международная конференция «Восточное партнерство и перспективы демократического строительства на Южном Кавказе», организованная Институтом Кавказа и Южнокавказским бюро Фонда Генриха Бёлля. Основной темой дискуссии стали перспективы развития нового проекта ЕС «Восточное партнерство». Инициированная на майском саммите ЕС в Праге программа «Восточное партнерство» направлена на укрепление сотрудничества с ЕС шести бывших советских республик – Белоруссии, Украины, Молдовы, Армении, Азербайджана и Грузии.
Программа предусматривает экономическое и политическое сближение с ЕС, включая облегчение визового режима, сотрудничество в сфере энергетики вплоть до подписания всеобъемлющего договора о свободной торговле, а также возможности для стран-участников проекта получить статус ассоциативного члена ЕС.
Участники конференции оценили значимость данной программы для стран Южного Кавказа, обсудили основные препятствия на пути ее реализации в регионе и представили политические рекомендации для ее дальнейшего развития.
Ирис Кемпе, директор Бюро Фонда Г. Белля на Южном Кавказе, отметила необходимость обсуждения нового проекта ЕС «Восточное партнерство» со странами-участниками, поскольку сохраняющаяся конфликтность и проблемы эффективного демократического развития на Южном Кавказе имеют непосредственное отношение к реализации программы «Восточное партнерство».
До сих пор в рамках сотрудничества с ЕС в Южнокавказском регионе осуществляется Европейская политика соседства, однако цели «Восточного партнерства» более амбициозны. Александр Дулеба, директор исследовательского центра Ассоциации по внешней политике Словакии, отметил, что принципиальным отличием данного проекта от Европейской политики соседства является возможность подписания для шестерки стран-участников программы договора об ассоциации, что ранее исключалось. «Восточное партнерство» открывает новые возможности сотрудничества с ЕС, в частности возможность подписания всеобъемлющего договора о свободной торговле, открытия рынка труда ЕС для государств, задействованных в программе, использования фондов ЕС для транскордонного сотрудничества вне границ ЕС.
Однако насколько успешно будут осуществлены данные цели в рамках программы «Восточного партнерства»? Отвечая на этот вопрос, участники конференции обратили внимание на некоторую недоработанность данного проекта. Пока не ясно, как конкретно будут реализоваться все аспекты программы, каким должен быть вклад в развитие программы шестерки включенных в нее стран, и каковы ожидания обществ этих стран от данного проекта.
Ричард Гиракосян, Директор армянского центра национальных и международных исследований, считает, что для того, чтобы программа «Восточное партнерство» имела большие шансы на реализацию, ЕС необходимо учесть позицию Ирана, а также реакцию России при осуществлении данного проекта. Последняя является наиболее важной для Армении, вовлеченной в программу Восточного партнерства. Что касается энергетического сотрудничества, Армения не должна быть более исключена из развития региональных энергетических проектов.
Александр Искандарян, Директор Института Кавказа, поставил вопрос о том, насколько в краткосрочной перспективе будет возможен успех в процессе демократизации стран, вовлеченных в проект, что является одним из важнейших аспектов, предусматриваемых программой. В свою очередь, Ирис Кемпе отметила, что программа «Восточное партнерство» является хорошим стимулом для развития внутренних реформ в шести странах-участниках проекта.
А. Дулеба среди недостатков данной программы отметил отсутствие определенного конечного статуса шестерки стран, вовлеченных в проект. Норайр Бабаджанян, член правления «Armenian-British Connect», считает, что такого рода проекты должны основываться на правовых документах, которые ЕС не разработаны, более того страны-члены ЕС не выработали единой позиции по отношению к программе «Восточное партнерство», которая представляет собой лишь декларацию, не приводящую к каким-либо конкретным обязательствам. Говорить о развитии свободной торговли в регионе пока не приходится: так, Турция и Азербайджан не подписали Конвенцию ООН по морскому праву, предусматривающую предоставление право выхода к морю, для стран, его не имеющих, и ЕС этому не способствует. Исходя из сложившейся ситуации, скорей всего, «Восточное партнерство» выльется в двустороннее сотрудничество ЕС со странами-участницами проекта.
Вопрос реализации программы «Восточное партнерство» тесно связан с урегулированием конфликтов на Южном Кавказе. Сергей Минасян, руководитель отдела политических исследований Института Кавказа, считает, что ЕС, выступая за стабилизацию в регионе, тем самым замораживает ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в конфликтных зонах, в частности вокруг Ю. Осетии и Абхазии. В условиях сохраняющихся противоречий в грузино-российских, армяно-азербайджанских отношениях трудно представить и продвижение экономического сотрудничества стран Южного Кавказа с ЕС.
Подводя итог обсуждения, А. Искандарян отметил, что в рамках новой программы ЕС «Восточное партнерство» в краткосрочной перспективе шестерке стран можно двигаться к секторальному договору, дальнейшей экономической интеграции, политическим консультациям, к прогрессу в визовом режиме, к разрешению вопроса членства в ЕС.
Диана Айвазян
DeFacto.am |