Analitika.at.ua. Интервью с депутатом от фракции АРФ "Дашнакцутюн" Ара Нраняном
- Впервые в новейшей истории партия проводит столь масштабное экономическое исследование и передает результаты правительству и общественности. Чем была вызвана необходимость подобного исследования, ведь открытие армяно-турецкой границы состоится без оглядки на экономическую целесообразность?
- О возможных последствиях открытия армяно-турецкой границы есть самые разные исследования. То, о котором пойдет речь, наиболее объемное из них, ибо охватывает практически все важные сферы. Это не финансово-экономическая оценка, а реальная картина двух экономик (армянской и турецкой), сравнительный анализ, описание проблем, с которыми мы можем столкнуться и соответствующие рекомендации. В документе содержится столь объемная информация, что специалисты могут сами прийти к соответствующим выводам. Наша цель - довести эту информацию до правительства и общественности. Исследования были проведены независимыми специалистами по поручению Бюро АРФ "Дашнакцутюн".
- Если не ошибаюсь, в числе экспертов был и гражданин - сотрудник госорганов Турции?
- В работе помогал эксперт Комитета по экономической конкуренции Турции. Всего в группе работали 4 специалиста под руководством Давида Локяна. Документ открыт для ознакомления. Эксперты изучили турецкую систему регулирования импорта и экспорта, сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. В свое время Армения стала членом ВТО на тех условиях, что на весь ассортимент может быть распространена максимальная таможенная пошлина не более 15%. В Турции ограничение распространяется лишь на 50% товаров, причем оно выше наших 15%, а на остальные 50% ограничений нет, что позволяет применять, например, по пиву 300%-ную таможенную пошлину, по вину - 400%-ную, защищая тем самым местный рынок.
В Турции действует мощная система защиты местного производства, а потому на турецкий рынок с трудом пробиваются даже самые конкурентоспособные европейские товары. Средняя составляющая турецкой таможенной пошлины - 10%, в Армении - 2,9%, в Турции максимальная таможенная пошлина превышает 200%, в Армении подобных показателей нет. В сфере сельхозпродукции Турция проводит еще более жесткую протекционистскую политику: средний показатель там 46,7%, в Армении - 6,9%.
Вся система сельского хозяйства базируется на госдотациях: за обработку каждого гектара земли турецкий крестьянин получает $90 в виде дотации. Дотация выдается и в счет использованного горючего, налога на землю в Турции не существует. При этом производительность у армянских крестьян выше, однако таможенные пошлины не позволят нашей сельхозпродукции проникнуть на турецкий рынок и конкурировать с их продукцией. Импорт технологий и поточных линий в Турции не облагается ни налогом на добавленную стоимость, ни таможенной пошлиной. В нашей стране тоже есть законы об антидемпинговой политике и защите внутреннего рынка, но я не припомню случая, чтобы они применялись на практике, тогда как в Турции они действуют, и в любом случае она может ограничить импорт со ссылкой на демпинг.
Турецкие товары постепенно снискали добрую славу в Европе и СНГ
- А что можно сказать об экспорте, ведь турецкие товары далеко не всегда могут похвастать качеством?
- Турецкие товары постепенно снискали добрую славу в Европе и СНГ, объем экспортируемых товаров за последние годы увеличился и качество их не вызывает нареканий. Если турецкое предприятие - экспортер желает открыть магазин в какой-либо стране, то 50% расходов на открытие такого магазина дает государство. Действует система страхования экспорта, о необходимости которой дашнакцаканы говорили годами. Дабы экспорт был менее рискованным и банки охотнее предоставляли кредит на экспорт, нужна доступная система страхования: предприниматель должен иметь возможность страхования по доступной цене, чтобы сократить риски при экспорте. В Турции действует система льготных кредитов, направленная на поощрение экспорта. Соответствующий банк кредитует в том числе и ориентированный на экспорт средний и малый бизнес. А вот по части участия иностранного капитала есть ограничения. Воздушный, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт - в этих сферах доля иностранного капитала не должна превышать 49%, то есть 51% должен оставаться в руках турецких резидентов. В сфере морских перевозок действуют ограничения типа - капитаном судна должен быть гражданин Турции, большая часть экипажа должны быть турки. Только в случае международных перевозок допускаются в команду иностранные специалисты.
Хочу упомянуть о промышленных зонах. Одну из них в Манисе я посетил. Городок с 600-тысячным населением, но в его зоне производится продукция, объемом в половину ВВП РА. Там находится европейский "Индезит" (второй по величине в Европе), там производятся последние модели "Аристона". "Вестел" (кондиционеры и телевизоры) тоже производились в промзоне этого небольшого городка. Там действуют льготные условия, государство не требует выплаты налога на добавленную стоимость. Там автономные системы водоочищения, собственная электростанция. Благодаря этой политике малые турецкие города имеют совсем иной облик, нежели наши. Там нет на каждом шагу ярмарок и барахолок. В этих малых городах люди не стоят часами под палящим солнцем, зарабатывая себе на хлеб. Их возят на цивилизованные предприятия на автобусах... Малые турецкие города похожи на города...
Мы имеем дело с разными экономическими идеологиями
- Когда-то и в Армении были градообразующие предприятия (Артик, Чаренцаван, Камо и т.д.), но аодовская власть разорила и сровняла эти промкомплексы с землей... Что надо делать, чтобы вернуть достойную жизнь нашим малым городам?
- Проблема не в одной-двух сферах. Она шире. Дело в том, что в лице Турции и Армении мы имеем дело с двумя разными экономическими идеологиями. Турция пошла по пути, по которому до нее прошли США и европейские страны. Это путь построения мощной независимой, высокотехнологичной национальной экономики. В Армении ситуация иная: армянская экономика чересчур идеологизирована. Как в советские годы строился коммунизм без оглядки на производительность и правильное хозяйствование - на первом месте была коммунистическая идеология - так и сегодня тем же манером мы в Армении строим неолиберализм. Реалии таковы, что принципы неолиберализма для нас гораздо важнее и первичнее, нежели реальный экономический интерес и построение национальной экономики!
Мы пошли путем поощрения импорта (он в 4 раза превышает экспорт), не стали развивать свою промышленность и окончательно ее развалили, у нас нет производственных предприятий малого и среднего бизнеса, нет механизмов экспорта, а при действующей кредитной системе гораздо легче получить кредит на покупку 100-тысячной иномарки, нежели 50 тыс. на основание малого или среднего производства, о колебаниях курса доллара, приведшего к ликвидации местного производства, и говорить не приходится. Экономический рост за последние годы базировался на строительстве и частных трансфертах... Армения перестала быть страной, производящей продукт.
Речь идет о необходимости изменения идеологии. До сих пор мы худо-бедно выходили из трудностей потому, что экономика Армении была закрытой системой и не обладала высокой степенью интеграции, однако чем больше она будет открываться миру, тем уязвимее станет. Открытие границы с Турцией неизбежно - это вопрос времени, неизбежна интеграция в мировую экономическую систему, и главный вопрос упирается в то, способны ли люди, отягощенные идеологией неолиберализма, изменить сложившуюся ситуацию? Приведу один пример: в Турции действует мощная система закупок и государство как крупнейший потребитель поощряет местного производителя. Все командировки за счет госбюджета обязательно (таков закон) реализуются посредством турецкой авиакомпании. Увы, наши управленцы от экономики по сей день похваляются тем, что одинаково относятся к местным производителям и импортерам. Такой вот абсурд!
Их правительство говорит своим олигархам: "Идите, завоюйте весь мир!.."
- Какие риски таит для нас открытие границ, к тому же нелишне вспомнить, что у нас немало тех, кто смотрит на перспективу с оптимизмом. Ваше мнение.
- У меня создается впечатление, что как сторонники, так и противники открытия границы руководствуются эмоциональными, поверхностными аргументами, тогда как имеется точный расчет. Возьмем три сферы: импорт, экспорт, транспорт. Стоимость транспортных перевозок в Турции велика, железнодорожные перевозки развиты слабо, основную роль играет автомобильный транспорт, который обходится дорого. Морские порты Турции стоят еще дороже. По линии экспорта я берусь утверждать, что на сегодняшний день нет того списка товаров, который Армения могла бы экспортировать в Турцию при наличии открытых границ! Даже Иран строит нам трудности по части экспорта армянских минеральных вод и сельхозпродукции, которые пользуются спросом, например, у армянской диаспоры. Но у нас нет возможности регулярно поставлять продукцию, ибо действуют жесткие ограничения, причем правительство наше при этом упорно не задается вопросом: почему мы импортируем из Ирана ежегодно на $100 млн продукции, а экспортируем всего на 20-30 млн?
Аналогичная картина сложится и с Турцией. С Ираном граница открыта, а экспортируем в несколько раз меньше, чем импортируем... Грузия имеет открытую границу с Турцией, но тоже не может экспортировать свои товары, ибо тоже не в силах конкурировать с ее мощной экономической системой. В Турции действует система квот: когда у грузинских вин возникли проблемы на российском рынке, то Турция позволила ввезти некоторое количество этих вин, дабы поддержать соседнее государство. Это было больше политическое, нежели экономическое решение. Армения, имея открытые границы с Ираном и Грузией, практически ничего по большому счету не экспортирует и в случае открытия границы с Турцией ситуация будет такой же. По линии импорта не исключаю, что товары турецкого производства отчасти подешевеют в связи с сокращением расходов на транспортировку, но это вряд ли можно рассматривать как большой плюс для армянской экономики.
Если откроется граница, то в Армении нет соответствующих грузовых мощностей, нет автомобильной базы. Дороги переполнены турецкими и иранскими грузовиками, то есть сферу контролируют другие. До вступления Болгарии в ЕС Турция скупила в этой стране многие предприятия по обработке сельхозпродукции, которые затем обрекла на простой с целью устранить конкурента. Не берусь проецировать ситуацию на армянскую действительность, но пример весьма поучительный...
- Простите, но и без всяких турецких происков отечественный производитель пребывает без поддержки своего государства и под мощным прессингом своих же импортеров из числа высокопоставленных должностных лиц. В Турции экономика подчинена интересам олигархов или это сугубо армянское "экономическое чудо"?
- Турецкая экономическая модель абсолютно благоприятна для турок. Там есть и могучие олигархи, и коррупция, и... тем не менее это модель, которая позволяет им обогащаться, обогащая страну. Государство делает все, чтобы олигархи обогащались и обогащали государство, направляет их усилия в производственные зоны, поощряет инвестиции в отечественное производство, их правительство говорит своим олигархам: "Идите, завоюйте весь мир, мы создали для вас все условия!" Самый наглядный пример - Грузия: ее экономику Турция и частично Азербайджан уже скупили на корню. Грузия уже вынуждена строить свои политические отношения с Арменией по принципу: кто платит, тот и заказывает музыку. Ну а триумфальное шествие турецких брендов по всей планете - это тема отдельного разговора. И еще: если откроются границы, то армянский туризм перестанет существовать - курорты Турции, море и сервис сделают свое дело...
Марина МКРТЧЯН
Golos.am |