Четверг, 28.03.2024, 10:48
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июнь » 30 » Иран – Армения: Период Рафсанджани (1989–1997)
Иран – Армения: Период Рафсанджани (1989–1997)
00:19

Analitika.at.ua. К моменту установления в феврале 1992г. дипломатических отношений между Арменией и Ираном история взаимоотношений наших двух родственных народов насчитывала более двух с половиной тысяч лет. Впрочем, в новейший период установления армяно-иранских официальных связей в регионе сложилась принципиально новая обстановка.

 

Распад Советского союза сопровождался боевыми действиями на Кавказе, в том числе кровопролитной Карабахской войной. Москва тогда оказалась несостоятельной на предмет предотвращения войны, и в целом складывалось впечатление, что после 200-летнего политического присутствия Россия постепенно покидает регион. Турция, которая столетиями воевала с Ираном и Россией за контроль над Кавказом, резко активизировала свои усилия с целью занять "опустевшее", казалось бы, место.

 

По положению на 1992г. Армения находилась в состоянии войны с Азербайджаном и конфронтации с Турцией, которые в итоге заблокировали все четыре железнодорожных выхода из республики, пролегающие по их территориям. Северный сосед - Грузия - изнемогал под бременем собственных проблем: гражданской войны и боевых действий на абхазском и югоосетинском направлениях. В результате был перекрыт абхазский отрезок Транскавказской железной дороги, связывающий Армению с Россией. Азербайджанское население Грузии, которое абсолютно не контролировалось федеральным центром, активно участвовало в блокаде Армении: оно постоянно и планомерно взрывало свои участки старого советского газопровода, снабжающего обесточенную республику российским топливом.

 

Именно в таких условиях и были установлены дипломатические отношения между Арменией и Ираном. К этому времени Нагорный Карабах находился в огненном кольце противника, а активные боевые действия перекинулись на территории 11 из 37 районов полностью заблокированной Армении. В 50 км к югу от Еревана дислоцировались части турецкой армии, готовые в любой момент перейти в наступление. Против армянского населения воевали группировки из Чечни, Пакистана и Афганистана.

 

Едва ли подлежит сомнению тот факт, что если бы не сбалансированная политика Тегерана в регионе, то новая армянская государственность столкнулась бы с несопоставимо более тяжкими проблемами. Исламская Республика Иран категорически воспрепятствовала усилиям Азербайджана и Турции объявить на весь мусульманский мир джихад армянам и придать Карабахской войне религиозный окрас. Именно в этот сложнейший период армянской истории 42-километровый отрезок совместной границы и стал единственно стабильным выходом Армении во внешний мир. Почти 400-километровая трасса, связывающая блокадный Ереван с иранской таможней, получила неофициальное название - "Дорога жизни".

 

Об изначальной готовности Тегерана поддержать северного соседа свидетельствует подписание в 1992г. первого документа о поставках иранского газа в Армению. Тем не менее активные военные действия, которые велись тогда по всему периметру армяно-азербайджанского фронта, не позволили согласовать некоторые важные вопросы, в том числе маршрут прокладки трубопровода. В 1995г. Ереван и Тегеран подписали новое межправительственное соглашение, представляющее собой доработанный вариант прежнего с уточненным маршрутом перспективного газопровода. Но и этот текст остался лежать в архиве, в том числе и по причине того, что предметом внешнеполитического торга в переговорном процессе по карабахскому урегулированию стал приграничный с Ираном Мегринский район Армении, по которому и должна была пролегать труба.

 

Огромное значение в процессе обеспечения стабильного выхода Армении во внешний мир имело строительство моста на приграничной реке Аракс. Работы были начаты еще в 1994г., в завершающий период активной фазы Карабахской войны. Открытие этого важнейшего коммуникационного коридора в 1996г. стало первым крупным и вместе с тем реализованным совместным проектом, призванным смягчить жесточайшие реалии блокады и найти просвет в темных коридорах армянского геополитического лабиринта. Немаловажное значение имела и первая линия электропередачи Иран - Армения, введенная в эксплуатацию в 1995г. Она способствовала выходу армянской энергосистемы из состояния паралича и полной изолированности. Эта линия была построена еще до запуска в ноябре того же года второго блока Мецаморской атомной станции, приостановленной в феврале-марте 1989г. после Спитакского землетрясения.

 

На первый взгляд подобная позиция Тегерана выглядит странной, особенно с учетом того, что в Иране проживает около 30 млн азербайджанцев, которые, в отличие от родственных им турок-суннитов, конфессионально близки к иранцам. Однако для понимания логики армяно-иранских отношений необходимо исходить из того, что в силу ряда причин Иран объективно не может быть заинтересован в усилении позиций Азербайджана.

 

В 1941г. под руководством первого секретаря Советского Азербайджана Мирджафара Багирова на территории одноименной иранской провинции была уже создана влиятельная партия с главным лозунгом: "Да здравствует Багиров - отец единого Азербайджана!" Позже там была провозглашена "Демократическая Республика Азербайджан" со своим правительством и 70-тысячной армией. Азербайджанский язык был объявлен государственным, а новое правительство наладило выпуск собственных денег. Только вмешательство США и Великобритании спасло тогда Иран от расчленения.

 

В период распада СССР история почти повторилась. Показательно, что старт президентскому правлению Рафсаджани совпал с весьма неприятным инцидентом, который, возможно, повлиял на логику развития армяно-иранских отношений. В последний день 1989г. (именно в этом году Рафсаджани и был избран президентом Ирана) тысячи "северных азербайджанцев" снесли заграждения на советско-иранской (тогда еще) границе и перешли реку Аракс. Идейным вдохновителем столь радикального способа "встречи Нового года" выступил председатель парламента Нахиджевана, будущий президент Гейдар Алиев, который за две недели до этого провозгласил 31 декабря "Днем солидарности азербайджанцев всего мира". Демонтаж иранской границы и сегодня вспоминается в Баку как "символ азербайджанского единения". Спустя четыре года, уже в ранге главы государства, Алиев сделал этот день официальным праздником.

 

Вне зависимости от того, является ли Азербайджан советским или суверенным, его руководители - проводники геополитической разработки по расчленению Ирана. Эта традиция заявила о себе и в период обретения Азербайджаном независимости в самом начале 1990гг. Тогда многие политики в Баку открыто высказывались за необходимость объединения "двух Азербайджанов". Этот пункт был включен в предвыборную программу влиятельнейшей партии - Народного Фронта, которым руководил Абульфаз Эльчибей. Будучи ставленником Турции и непосредственным предшественником Гейдара Алиева на президентском посту, он после своего избрания в 1992г. главой республики вновь заявил: "Объединение двух Азербайджанов - моя заветная мечта и цель". Таким образом, азербайджанский механизм давления на Иран был использован и в период правления Рафсанджани, что, видимо, оказало влияние на принципы построения взаимоотношений на оси Ереван – Тегеран.

 

Продолжение следует.

 

Арис КАЗИНЯН

Golos.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 995
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru