Analitika.at.ua. В любом случае, как бы бескровно ни произошла смена власти в Египте, не исключено, что во время предстоящих выборов может быть разыгран уже апробированный сценарий, когда оппозиция уже заранее обвиняет власти в фальсификации
30 июня оппозиционная египетская газета сообщила, что в ближайшее время президент Египта Хосни Мубарак после 28-лет президентства подаст в отставку, предложив вместо себя на эту должность сына, зампреда правящей Национал-демократической партии Гамаля Мубарака. Новость, скажем так, довольно неожиданная, если учесть сложившиеся традиции «восточной демократии». Уход Мубарака, если он действительно состоится, может изменить конфигурацию Большого Ближнего Востока, правда в краткосрочной перспективе.
Вряд ли Гамаль Мубарак будет проводить отличную от отца политику, особенно в том, что касается отношений с Израилем. Предстоящая смена власти в Каире может развиваться по двум или нескольким сценариям, один из которых может быть направлен против урегулирования палестинской проблемы. Не следует забывать, что Египет является единственной арабской страной, с которой у Израиля есть дипломатические отношения. На протяжении последних 28 лет после убийства президента Анвара Садата Египет счел за благо поддерживать более или менее нормальные отношения с Тель-Авивом, не забывая при этом своих единоверцев. Но, правда и то, что Мубарак железной рукой подавлял деятельность всех исламистских группировок на территории своей страны.
Если принять в качестве варианта неизменность внешней политики Каира в отношении как соседей, так и основных союзников, то есть Франции и России, то можно сказать, что при таком раскладе изменения в регионе будут касаться исключительно палестинцев. Заметим, что по большому счету независимое палестинское государство не нужно никому и в первую очередь оно не нужно самим арабам – лишняя головная боль. Неизменность внешнеполитического курса Египта удобна и Израилю, особенно если учесть установившиеся с недавнего времени довольно близкие связи Мубарака с администрацией Белого дома, особенно после нашумевшей лекции Барака Обамы в Каирском университете. Но, как известно, слова словами, а политика политикой. Можно сказать, что Египет в некотором роде повторяет Сирию в вопросе передачи «престола» - так же в свое время поступил и покойный Хафез Асад. И друзья были те же самые – Россия, то есть СССР и Франция. Со смерти Асада-старшего прошло 9 лет и Сирия только сейчас пошла на некоторые изменения своей политики в регионе: будь то вывод войск из Ливана, попытки диалога с Израилем и восстановление отношений с США в полном объеме на уровне послов.
У Египта в этом плане забот, конечно, меньше, но кто может сказать, что станет со страной в случае смены президента. Обычно, и это уже правило, преемник жесткого лидера чаще оказывается в более невыгодной позиции. И именно это может послужить возникновению очередной напряженности в регионе, где уже кроме традиционных игроков будут задействованы Турция, Иран и может быть та же Сирия. При этом мы не считаем основных: США, ЕС, Россия и Израиль. В любом случае, как бы бескровно ни произошла смена власти в Египте, не исключено, что во время предстоящих выборов может быть разыгран уже апробированный сценарий, когда оппозиция уже заранее обвиняет власти в фальсификации. Иранские события должны стать примером для всего Ближнего Востока.
На сентябрь 2009 года в Египте назначены досрочные парламентские выборы. Президентские же выборы в Египте должны состояться в 2011 году, и в настоящий момент остается неясным, будут ли они также перенесены на более ранний срок или в период предшествующий выборам исполнять обязанности президента будет Гамаль Мубарак.
Мы можем стать свидетелями еще одной, на этот раз «финиковой» революции, по аналогии с «оранжевой» или «зеленой». Правда, исход этой революции в Египте может быть более пессимистичным, нежели в Иране. А может быть и нет, и все пойдет по уже устоявшемуся сценарию. США, а вернее, еврейское лобби, просто не допустят нестабильности на границе с Израилем и могут спустить недовольство египетской оппозиции на тормозах.
Есть еще один возможный сценарий, на который наталкивает нетрадиционный для Востока уход лидера государства из власти - конкретное решение палестинского вопроса в удобном для Израиля ключе. При этом Тель-Авив решает проблему, используя принцип «принуждения к миру», прецедент которого уже есть в международной практике. Вопрос только в том: что от этого выиграет Большой Ближний Восток: очередную войну и создание государства Палестины без Иерусалима или некоторое равновесие, своего рода кэмп-дэвидская сделка.
Карине Тер-Саакян
PanARMENIAN.Net |