Analitika.at.ua. Интервью с доктором политических наук Аркадием Варданяном
- Возвращение в большую политику Левона Тер-Петросяна и его участие в президентских выборах значительно оживило внутриполитическую ситуацию. Вы не находите, что тем самым началось и оздоровление политической жизни в стране?
- Возвращение к активной деятельности первого президента поначалу вызвало большой энтузиазм не только в Армении, но и среди наших соотечественников за рубежом. Я тоже воспринял это как доброе предзнаменование. Казалось, кому же лучше исправлять допущенные в свое время ошибки, как не самому их автору. Однако от него так и не последовало ни покаяния, ни признания в том, что нынешняя власть, обвиняемая во всех смертных грехах, - это последствия его собственного политического наследия. Более того, предвыборная риторика Левона Тер-Петросяна, чрезмерно перенасыщенная восхвалением отдельных одиозных личностей периода его президентства, и присутствие в его ближайшем окружении дискредитированных кликуш и конформистов породили опасение, что перспектива его возможного прихода во власть чревата возрождением порочной практики хмбапетства, основанной на аодовском принципе "мер дем хах чка". Никто ведь не забыл, что эта циничная доктрина легла в основу разграбления постсоветского материально-технического потенциала, присвоения государственной недвижимости, прихватизации целых отраслей торговли и производства по принципу "все только своим". Не стерлось из памяти и то, что именно в аодовский период страну была вынуждена покинуть наиболее образованная, инициативная и репродуктивная часть нашего общества. С учетом этих обстоятельств есть серьезные основания сомневаться в искренности деклараций, которые уже много месяцев звучат из уст лидеров АНК. С одной стороны, громогласно заявляется, что страна оказалась во власти бандократии, что государством управляют полуграмотные и злобные разбойники. С другой - этим же разбойникам в момент наиболее высокого протестного накала предоставляется длительный тайм-аут со странным обоснованием: оппозиция якобы не желает препятствовать властям в разрешении судьбоносных политических проблем.
Что же получается? Называя конкретных людей разбойниками, вы по сути признаете за ними право на ведение переговоров по глобальным темам внешней политики и одновременно заявляете, что любое подписанное ими соглашение не будет иметь никакой силы? Для кого? Для лидеров оппозиции? Для народа? Для Спюрка? Но вспомним свежий исторический пример с отделением от Сербии и международным признанием Косово. Добились ли сербы хоть чего-нибудь, заявляя, что для них это не имеет силы? Избавилась ли Сербия от мониторинга Гаагского международного трибунала? Помогла ли им громкая поддержка России? Ответы на все эти вопросы отрицательны. Трудно представить, что такой искушенный политик, как Левон Тер-Петросян, в своих тактических и стратегических построениях мог бы игнорировать подобные параллели. Вряд ли можно усомниться и в том, что он прекрасно понимает: его митинговые угрозы властям в связи с предполагаемым внешнеполитическим фиаско - не более чем сотрясение воздуха...
- В чем же, по-вашему, смысл такой тактики?
- В тактике и в ключевых декларациях оппозиции, возглавляемой Тер-Петросяном, очень трудно найти сколько-нибудь приемлемую логическую последовательность и взаимосвязь. Упомянутые тайм-ауты - не единственное тому подтверждение. Так, один из главных декларируемых постулатов - строго конституционный характер борьбы за смену власти. Однако этой мыслью, громко провозглашаемой на каждом очередном митинге, завуалированы сразу два проявления очевидного лукавства. Во-первых, если власть, как убеждают своих сторонников лидеры АНК, незаконна и абсолютно криминализована, то бороться с ней конституционным путем в том виде, в каком это делается по сей день, априори непродуктивно и бессмысленно. Это все равно, что делать ставку на боксера-легковеса в поединке с гораздо более тяжелым представителем боев без правил. Выступать с таким призывом перед доверяющей тебе аудиторией - значит сознательно вводить ее в заблуждение. Во-вторых, постоянные акции протеста подавляющего большинства народа, сопровождаемые всеобщим гражданским неповиновением, - это тоже конституционный способ борьбы за власть. И то, что возглавляемая Тер-Петросяном оппозиция акцентированно отказывается от его применения, говорит лишь об одном: для этого у нее не было достаточного потенциала ни в феврале прошлого года, нет ни сейчас и - тем более - не предвидится в обозримом будущем. Наглядное подтверждение тому - прошедшие выборы ереванского градоначальника с рекордно низким участием граждан. Таким образом, значительная часть наиболее политизированного в стране столичного электората своим безразличием продемонстрировала, что не доверяет искренности уже порядком наскучивших митинговых призывов.
- Не хотите же вы сказать, что весь этот затянувшийся ажиотаж - лишь дурно поставленный детективный спектакль?
- Вполне возможно. Во всяком случае происходящее все больше и больше обрастает какой-то театральностью. Но если в добротном детективе интрига развивается по нарастающей и ведет к апогею развязки, то здесь на фоне бессменных декораций и при однообразной игре неискренних актеров вялотекущий сюжет постепенно скатывается к банальной бессмыслице.
- Можно ли это воспринимать как неблагоприятный прогноз на будущее для оппозиции в нашей стране?
- Я не сторонник прогнозов и предпочитаю лишь по возможности объективно оценивать то, что происходит в реальной жизни. Степень влиятельности оппозиции и доверия к ней со стороны народа прямо пропорциональна уровню ее сплоченности и во многом зависит от честности, открытости и харизматичности руководителей. С этой точки зрения фигура лидера АНК представляется как минимум противоречивой, и прежде всего потому, что ему так и не удалось избавиться от груза прошлых прегрешений. Думается, дело тут не только в собственных заблуждениях Левона Тер-Петросяна, но и в стереотипах поведения его ближайшего окружения и в слишком однобокой, субъективной тактике ряда оппозиционных изданий. Вокруг личности первого президента усиленно создается ореол непогрешимости носителя истины в последней инстанции. Этим и объясняется плохо скрываемая заносчивость элиты АНК и пренебрежение к инакомыслию и инакомыслящим, если таковые не входят в число приближенных собственного гуру.
Достаточно вспомнить трения, возникшие между АНК и "Наследием" в процессе подготовки к выборам столичного муниципалитета. Несогласие в вопросе составления единого оппозиционного списка кандидатов в городской Совет не имело под собой никакой принципиальной базы, кроме личных амбиций Тер-Петросяна и его новоиспеченных сподвижников, кстати, давно и безнадежно потерявших авторитет в обществе. Очевидно, что в этом, как и во многих других случаях, "радикальная оппозиция" руководствовалась проигрышной в политике формулировкой "кто не с нами, тот не прав". В результате оппозиция лишилась определенной части совместного политического и организационного потенциала, а у оппозиционно настроенного электората еще более возросла апатия и, соответственно, уменьшилось желание участвовать в голосовании.
- Каким же на этом фоне вы видите дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в Армении?
- Сложившийся расклад реального потенциала власти и оппозиции, контрастно проявившийся на довольно вялом уровне оппозиционных настроений после ереванских выборов, фактически обнулил позитивные перспективы эпопеи с возвращением в политику Левона Тер-Петросяна. Это уже ясно всем или почти всем. Помимо прочих обстоятельств, через несколько месяцев первому президенту исполнится 65 лет, и, в соответствии с Конституцией, он лишается права претендовать на высший государственный пост. Если рассматривать вопрос исключительно с позиции временных параметров, то темпы продвижения его борьбы под лозунгом "Левон - президент" не только не обеспечат скорую отставку действующей власти, но и - тем более - недостаточны для подготовки и проведения досрочных президентских выборов.
Однако само по себе это отнюдь не означает, что оппозиция как таковая обречена на полное угасание и исчезновение из политической жизни. Оппозиция должна и будет обновляться, привлекая в ряды своих лидеров молодых, блестяще образованных, а главное - высоконравственных, искренних и открытых политиков, свободных от обязательств перед кем бы то ни было и от груза дискредитирующего прошлого.
- А допустит ли это уже сложившаяся и укрепленная система власти?
- Попытки уничтожить оппозиционную составляющую политического организма, как правило, заводят в тупик. Люди среднего и старшего поколения знают это на примере СССР. Казавшаяся могучей и нерушимой, советская империя развалилась как карточный домик во многом из-за волюнтаризма властвовавшей партии, жестоко подавлявшей любые проявления инакомыслия. В современном мире никто не сомневается в том, что конструктивная оппозиция - это единственный стимул самосовершенствования власти, тот самый детонатор, который не позволяет ей расслабляться и принуждает находить адекватные, а не волюнтаристские решения.
- Но каковы в этом контексте шансы на изменение внутриполитического климата в стране?
- Долговечность любого живого организма напрямую зависит от полноценности его внутренних органов. Экстраполируя эту мысль на государственную политику, можно сказать, что для успешного управления страной оппозиция столь же важна, как, скажем, легкие или почки для здорового человека. Кроме того, в устойчивости любой политической системы колоссальную, если не решающую, роль играет экономика. Игнорируя заложенные в ее природе объективные закономерности, невозможно добиться никакого позитивного развития. Тех, кто не может или не хочет руководствоваться этой очевидной истиной, ожидает безрадостная перспектива оказаться у разбитого корыта.
Непродуктивность экономической политики в нашей стране, все больше усугубляемая воздействием мирового финансового кризиса, - прямой результат гипермонополизации, заложенной и развившейся в первые же годы независимости. Именно здесь таится основная причина отсутствия здоровой конкуренции при равных для всех правовых условиях. Именно в этом главная преграда на пути возникновения среднего класса - признанного локомотива экономики в любой динамично развивающейся стране.
Не думаю, что действующая власть настолько близорука, чтобы не замечать, и настолько беспечна, чтобы не осознавать эти очевидные истины. Необходимость коренных социально-экономических и политических реформ диктует сама жизнь. И осуществить их в полной мере можно не только и не столько одной лишь перетасовкой малопродуктивной административной колоды, сколько принципиальным обновлением всего спектра государственного управления. Только так и проявится справедливость того, что не истина - в силе, а сила - в истине.
Владимир ДАРБИНЯН
Golos.am |