Analitika.at.ua. Прелюбопытнейший материал появился на сайте азербайджанского информационно-аналитического агентства Day.az. Азербайджанским коллегам категорически не понравились высказывания действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Греции Доры Бакояннис, по словам которой “не существует военного решения каких-либо конфликтов. Мирное урегулирование путем переговоров является единственным вариантом во всех спорах”.
Автору публикации “трудно согласиться с обобщением г-жи Бакояннис”, хотя он и признает, что “война действительно вещь пренеприятнейшая, можно сказать, отвратительная. Однако, как изрек однажды классик, это продолжение той же политики иными средствами. Последующий ряд рассуждений приводит автора к выводу, что “трудно понять логику тех, кто утверждает, что армяно-азербайджанский конфликт не имеет военного пути решения... У конфликта в Нагорном Карабахе всегда есть военный путь решения. Другое дело, целесообразен ли он, желателен ли, какой может оказаться исход? Однако это уже, извините, другой вопрос”.
Отнюдь нет. Это вопросы одного порядка, потому что именно от восприятия целесообразности (либо неприемлемости) силового метода зависит общая философия решения проблемы. Автор публикации полагает возобновление войны делом целесообразным, поскольку миротворчество нужных азербайджанской стороне результатов не приносит и поэтому “выводить военный способ решения конфликтов за рамки законности в середине спора, когда одна сторона достигла своих тактических целей и не намерена возвращаться к исходным позициям, мягко говоря, рановато”. Этот тезис не нов, его на днях в очередной раз озвучил президент Ильхам Алиев, поэтому, подозреваем, данная статья есть выступление в развитие ценных президентских указаний. Увы! Ценные указания развиваются, скажем прямо, не слишком изящно. Особенно в той части, где говорится, что “азербайджанская дипломатия участвует в переговорном процессе” и это “свидетельствует о сохранившихся пока что последних остатках надежды”. Но, с другой стороны, “тот факт, что азербайджанское государство вынуждено тратить миллиарды долларов на оборонные цели вместо использования их на социальные программы, свидетельствует о том, что надежды эти тают. А процесс таяния всегда имеет свой конец. И поэтому в Армении должны знать и помнить каждую минуту, что азербайджанцы никогда денег на ветер не бросают и впустую их не тратят. Может настать день, когда накапливаемый сегодня порох, не дай бог для кое-кого, пойдет в ход”.
Будем логичны. Сотни раз говорилось, что, будь азербайджанская военная машина уверена в своем реальном превосходстве над армянской стороной, война возобновилась бы в то же мгновение. Этого не происходит исключительно благодаря существующему паритету сил, потому что — и это правда — политическое решение проблемы пока не найдено. Что, однако, вовсе не означает, что оно не будет найдено никогда. Силовое равенство можно лишь приветствовать, ибо все в Азербайджане, конечно же, понимают, что в условиях паритета начинать войну — занятие более чем сомнительное. Военное счастье переменчиво, попытка, вопреки поговорке, способна обернуться пыткой — грандиозным конфузом на поле брани и полнейшей катастрофой на внутриполитической арене. Очередного сокрушительного поражения люди действующему режиму не простят. Так оно уже в Азербайджане случалось, может повториться. Далее, нам предлагают знать и помнить (да еще “каждую минуту”), что азербайджанцы — люди рачительные, зря денег тратить не любят и уж если пускают трудно заработанный манат на военные нужды, то — держись, супостат, “накапливаемый порох пойдет в ход — не дай бог для кое-кого”. Это для кого же, позволительно спросить? Какие такие грозные победы успела одержать доблестная азербайджанская армия? На фоне этих риторических вопросов угрозы, основанные на пресловутом “нефтяном бюджете”, выглядят абсолютно безосновательно. Попытаемся доказать это предметно. Азербайджан ежегодно добывает порядка 275-280 млн баррелей нефти. При нынешних ценах (68-70 долларов за баррель) это дает ориентировочно 20 миллиардов долларов в год. Весьма солидно. Но, с другой стороны, у Армении хотя и нет нефти, зато есть 7-миллионная диаспора. Многие представители которой, прямо скажем, люди не бедные, а напротив — довольно состоятельные. Отбросив социально несамостоятельный элемент в лице стариков и детей, получим четыре с половиной — пять миллионов человек. О патриотизме диаспоральных армян распространяться не станем, он общеизвестен. Если представить, что каждый зарубежный армянин пожертвует на нужды национальной армии 3 тысячи долларов в год (сумма, разумеется, усредненная, для иных такие деньги — мелочь на карманные расходы), то это уже составит 15 миллиардов. Цифры, как видим, вполне сопоставимые, особенно если учесть, что ведь и в самой Армении люди готовы многим пожертвовать для национальной безопасности. При этом цены на нефть имеют подлое обыкновение колебаться в самом широком диапазоне, между тем как градус патриотизма всегда на высоте. Поэтому не стоит слишком увлекаться “долларозакидательными” настроениями, никого в Армении и Карабахе этим не запугаешь. И вовсе не “тактических целей” достигла армянская сторона в Карабахе, а национально-исторических, вот что не вредно бы понять азербайджанским пропагандистам.
Впрочем, есть подозрение, что воинственная риторика последних дней обращена не столько к армянам, сколько призвана оказать воздействие на международных миротворцев, в частности сопредседателей Минской группы ОБСЕ (позицию которых назвали “импотентной”), и в особенности на Россию. Потому что, насколько можно судить, заявление российского МИД о том, что Москва готова “поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, но мы против навязывания участникам конфликта рецептов извне” крайне раздражает Баку. Здесь это сочли “верным путем к замораживанию конфликта”. Тем самым фактически признав, что не желают варианта, который “устроит все стороны”, а хотят получить то, что устроит только их самих. Такая логика и впрямь ничего общего со стремлением к миру не имеет. Это логика войны. Но не только в Ереване и Степанакерте, но и в Москве, Вашингтоне и Париже прекрасно знают, что военным путем Азербайджану Армению не победить ни при какой погоде. Кишка тонка. И еще очень долго тонкой останется. Так что все эти запугивания — холостой пропагандистский выстрел. Как говаривал несравненный Фазиль Искандер — “ляй-ляй конференция”, и не более того.
Армен ХАНБАБЯН
NV.am |