Analitika.at.ua. Победа крымчанки Ксении Симоновой в телевизионном конкурсе «Україна має талант!» опровергает многие мифы об украинском обществе, которые настойчиво пытаются утвердить в массовом сознании.
Прежде всего, наше общество предпочитает серьезный разговор об общественных, исторических и даже философских проблемах развлечению, лишенному значимого содержания. Сам формат этого шоу, разработанный в США («Україна має талант!»), представляет собой кальку с американского конкурса «America’s got talent!» и вроде бы не предполагает обращения к серьезным темам. В других странах в аналогичных шоу побеждали талантливые певцы, фокусники, музыканты. Некоторые из них, подобно британской домохозяйке Сьюзан Бойл, обладающей необыкновенным по силе и выразительности голосом, даже приобретали на некоторое время всемирную известность.
Но мне, честно говоря, неизвестно, чтобы где-нибудь за пределами Украины победителем стал человек, не просто проявивший незаурядное художественное дарование, но выступивший с произведениями, представляющими огромную общественную важность, как это сделала наша землячка Ксения Симонова.
Кроме того, победа молодой крымской художницы, чьи анимационные картины о трагических и победных событиях Великой Отечественной войны и необходимости бережного отношения к старшему поколению вызвали живой эмоциональный отклик у миллионов людей, говорит о том, что украинское общество сохранило социальные ценности и представления, уходящие корнями в советскую эпоху и в традиционную восточнославянскую культуру. Это может показаться практически невероятным, учитывая, какому давлению со стороны власти сегодня подвергается украинский социум. Однако полностью провалились попытки лишить людей исторической памяти, заставить их отказаться от собственного прошлого и предать собственную историю и культуру в погоне за иллюзорными благами, которые украинский народ якобы обретет в восточнославянском пространстве. Украинское общество хранит память о собственном прошлом и не собирается от него отказываться.
Об этом красноречиво свидетельствуют результаты недавнего социологического опроса, проведенного компанией Research & Brading Group в 24-х областях Украины и Крыму. Согласно социологическим данным, две третьих жителей Украины (66%) интересуются историей своей страны и около половины (47%) проявляют интерес к истории других бывших советских республик.
Это потрясающий и во многом неожиданный результат, говорящий о том, что общество продолжает размышлять о своей судьбе, испытывает живой интерес к духовным проблемам, несмотря на то, что его всеми силами хотят сосредоточить на погоне за удовольствиями и материальными благами. Именно на это все последние годы была направлена вся мощь машины шоу-бизнеса, захватившей все украинские телевизионные каналы и превратившей в развлекательные шоу даже политические программы.
Однако не стоит слишком обольщаться надеждами. Если реклама потребительского образа жизни пока не достигла своей цели, это не значит, что перелом не может произойти в ближайшем будущем. В этом смысле особенно опасен период тяжелого социально-экономического кризиса, который Украина переживает тяжелее, чем другие страны мира. Если человека лишить духовной и моральной поддержки, если ценности, которые утверждает в своей политике государственная власть, не могут стать опорой для личности, то необходимость выживания обязательно заставит сосредоточиться исключительно на материальной стороне жизни.
Как свидетельствует уже упоминавшийся социологический опрос, украинское общество во многом сохранило те оценки исторических событий, которые утвердились в советское время. Это значит, что они не были результатом воздействия советской пропаганды (в противном случае они были бы уже давно заменены современными пропагандистскими мифами), как пытаются уверить апологеты нынешнего строя, а стали итогом внутренней духовной борьбы общества. Поэтому мировоззрение украинского общества полностью противоречит тем представлениям, которые пытается навязать массовому сознанию украинская правящая верхушка. Добиться своей цели она может, лишь разрушив духовную основу общества. Впрочем, это вполне отвечает ее интересам, поскольку людьми, не имеющими твердых нравственных ценностей и духовных приоритетов, намного легче управлять, их проще грабить, их можно заставить примириться с любым геополитическим курсом.
Именно этим и объясняется настойчивое стремление нынешней власти оболгать подвиг советского народа, победившего фашизм, извратить события Великой Отечественной войны, дать им толкование, дискредитирующее советское государство. Отношение к этой великой и трагической освободительной битве, как свидетельствуют социологические данные, объединяет все регионы Украины. Нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года, негативно оценивают 82%. Акт капитуляции Германии перед Советским Союзом 9 мая 1945 года вызывает позитивную оценку у 80%. Противоположной оценки и в том, и в другом случае придерживаются 8%.
Эти 8% украинских граждан и есть та социальная база идеологического и организационного возрождения фашизма, который националистические круги в украинской власти мечтают превратить в инструмент разрушения восточнославянского пространства. Понятно, что о победе сторонников нацизма демократическим путем в такой ситуации не может быть и речи, – их слишком мало. Однако они намного более активны и лучше организованы, чем противники нацизма. Силы разрушения в ситуации общественного кризиса, который продолжается в нашей стране с начала 90-х, оказываются более консолидированными, чем силы созидания. Кроме того, не следует забывать, что нацисты (в отличие от антифашистов) пользуются поддержкой власти, которая в последнее время не стесняется, открыто выступать на их стороне.
Тактика нацистов проста. Они заставляют общество мириться с проявлениями вандализма (такими как организованное на днях осквернение памятника В.И. Ленину в Киеве), надругательством над исторической памятью (вопиющим примером этого стала свастика появившаяся в канун Дня Победы на здании Русского драматического театра в Симферополе), призывами к нарушению гражданских и культурных прав. Представители нацистов в парламенте уже неоднократно выступали с законопроектами, требующими запрещения русского языка как языка образования и СМИ. Каждый раз, когда народ молчаливо соглашается терпеть выходки нацистов, они идут чуть дальше, последовательно разрушая духовную основу общества, расчищая дорогу для установления олигархической диктатуры.
Украинская власть сознательно подыгрывает нацистам, спекулируя на трагических событиях нашей истории, используя их для искажения общественного сознания, утверждения исторических мифов, дезориентирующих общество, делающих его беззащитным перед политическими манипуляциями. Так, воздействуя на естественное чувство сострадания к жертвам массового голода начала 30-х годов, Ющенко и его окружение сумели представить социальное бедствие, охватившее многие регионы Советского Союза, как сознательный геноцид украинского народа, организованный советской властью. Сегодня этой точки зрения придерживаются 39% украинских граждан, одобряющих факт признания Верховной Радой массового голода 1932-33 гг. актом геноцида украинского народа. Правда, 29% украинцев возражают против такого решения. Однако власти явно удалось создать идейную лазейку не только для дискредитации советского прошлого, но и для роста напряженности в отношениях между Украиной и Россией.
К сожалению, значительных успехов добился режим Ющенко и в деле реабилитации в массовом сознании гитлеровских пособников из ОУН-УПА, из которых в последние годы официальная пропаганда старательно лепит национальных героев. Уже 20% украинского общества одобряет деятельность ОУН-УПА, что в два с половиной раза больше числа идейных сторонников фашизма, одобряющих нападение Германии на Советский Союз. При этом 44% украинских граждан негативно относятся к украинским националистам, выступившим на стороне Гитлера и лишь впоследствии порвавших с ним из-за обиды на пренебрежительное отношение (никаких идеологических противоречий с руководством Третьего рейха у ОУН-УПА не было). Однако националистам удалось расколоть украинское общество по данному вопросу, представив идейных союзников нацизма борцами за независимость Украины. И даже в том случае, если к власти в нашей стране придут политические силы, выражающие общественные интересы (оснований надеяться на то, что это произойдет в ближайшее время, к сожалению, немного), еще долгое время будут ощущаться тяжелые последствия спровоцированного режимом Ющенко общественного раскола.
Но власть пока не смогла добиться своей главной цели – опорочить в глазах украинского общества советское прошлое и заставить украинских граждан поддержать отдаление Украины от России. Большая часть украинцев (69%) позитивно оценивает референдум о независимости Украины, проведенный 1 декабря 1991 года, но значительное число украинских граждан (29%) сомневается в его необходимости. Кстати говоря, вопрос референдума был сформулирован таким образом, что создавалось впечатление, что и в случае положительного решения Украина сохранит близкие, союзнические отношения с Россией и другими бывшими советскими республиками.
Также к Великой Октябрьской социалистической революции большая часть украинцев (35%) относится позитивно. Это свидетельствует о социалистических идеалах, несмотря на развязанную антикоммунистическую истерию, сохраняющих свою актуальность и притягательность для общественного сознания. При этом 54% украинцев сожалеют о распаде СССР (оценки данного события, конечно же, разнятся в зависимости от региона, но число противников развала союзного государства остается большим даже на Западе страны). Позитивно разрушение Советского Союза оценивают лишь 24% украинских граждан, что практически совпадает с числом тех, кто одобряет деятельность ОУН-УПА.
Но, главное, общество продолжает ориентироваться на идеалы и образы советского прошлого. Украинцы по-прежнему гордятся тем, что Советский Союз был ведущей мировой державой, боровшейся за глобальное лидерство, определявшей расстановку сил на международной арене. Так, заключение Варшавского договора, оформившего военный союз стран социализма, позитивно оценивают 40% украинских граждан. Сторонников противоположной точки зрения в четыре раза меньше – 11%.
Практически все общественные, политические, культурные деятели, вызывающие общественное одобрение, непосредственно связаны с советской эпохой и реализацией социалистических идеалов: Юрий Гагарин (83%), Георгий Жуков (60%), Леонид Брежнев (52%), Никита Хрущев (38%), Владимир Ленин (38%), Владимир Щербицкий (35%), Николай Щорс (34%). Это, кстати говоря, существенно превышает общественную поддержку деятелей, которых современная власть пытается превратить в борцов за «национальное освобождение», вроде Симона Петлюры, получившего 20%.
Несложно понять, какие идеалы стоят за образами этих общественных деятелей. Научный и технический прогресс, соединенный с возможностью для выходца из малообеспеченных слоев общества добиться признания и высокого социального статуса (Юрий Гагарин). Социальная стабильность и эффективное экономическое развитие, ведущие к повышению качества жизни (Леонид Брежнев, Владимир Щербицкий). Осуществление идеалов социальной справедливости и прогрессивного общественного развития (Ленин). Таким образом, духовные приоритеты украинского общества в своей основе остаются неизменными. Важно, чтобы они как можно скорее получили воплощение в деятельности политических сил, выражающих общественные настроения и отстаивающих народные интересы. Иначе истинные ценности, которые вопреки политике нынешней власти сумела сохранить Украина, будут подменены ложными мифами, ведущими в исторический и геополитический тупик.
Леонид Грач, народный депутат Украины, первый секретарь Крымского рескома КПУ
fraza.ua |