Analitika.at.ua. Созданная в 1992 году система противовоздушной обороны Армении является гарантом безопасности наших воздушных рубежей, а ее интеграция в объединенную систему ПВО ОДКБ позволит повысить эффективность решения общих задач по противовоздушной обороне. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с начальником войск ПВО Вооруженных сил Республики Армения полковником Николаем Бабаяном.
– В 1994 году впервые после начала военных действий между Арменией и Азербайджаном было официально объявлено о том, что небо Армении надежно защищено установками ПВО. Как происходило зарождение отечественной системы ПВО и насколько наше небо надежно защищено сегодня?
– Войска ПВО в нашей стране зарождались в тяжелых условиях. После распада Советского Союза Азербайджан предпринял открытую агрессию против НКР и РА, в ходе которой широко использовал авиацию - десятки самолетов и вертолетов, оставшихся от 4 авиационных полков, дислоцированных на его территории еще в советское время. Воспользовавшись тем, что в составе Сил Самообороны Нагорного Карабаха не было серьезных средств противовоздушной обороны, ВВС Азербайджана стали совершать интенсивные налеты с нанесением ракетно-бомбовых ударов по населенным пунктам НКР: жилым домам, промышленным объектам и коммуникациям жизнеобеспечения с очевидной целью заставить армянское население покинуть свою Родину. В этих условиях создание войск ПВО стало важнейшей необходимостью, что, в первую очередь, было связано с обеспечением безопасности Нагорного Карабаха. В создавшихся условиях руководством Республики Армения и НКР были предприняты срочные меры, и к концу августа 1992 года в составе Сил Самообороны Карабаха уже появились первые серьезные средства ПВО. Буквально на следующий же день при попытке нанесения бомбового удара по Степанакерту были сбиты сразу два азербайджанских самолета.
Это был знаменательный день, потому что вместе с потерей своих самолетов военные летчики противника безвозвратно потеряли и уверенность в своей безнаказанности. За период военных действий с 1992 по 1994 г. противник потерял более двух десятков самолетов и вертолетов. Точка в боевых действиях была поставлена 23 апреля 1994 года, когда при попытке Азербайджана «отметить» День памяти жертв геноцида армян новыми бомбардировками был сбит МиГ-25. Потеряв в ходе налета на Степанакерт свой самолет, остальные повернули обратно, отказавшись от выполнения боевой задачи. Результаты боевых действий наших войск ПВО в этот период сыграли существенную роль в вынужденном принятии Азербайджаном решения о подписании 12 мая 1994 года Договора о перемирии. И именно тогда было объявлено, что небо Армении и Нагорно-Карабахской Республики надежно защищено. Стоит заметить, что с этого момента и до сегодняшнего дня не было зафиксировано ни одного случая нарушения государственной границы в воздушном пространстве.
– Объединенная система ПВО, куда вошли 10 государств, была создана чуть позже - в 1995 году. Какова главная цель этой структуры?
– Объединенная система ПВО государств Содружества была создана 10 февраля 1995 года. В нее вошли 10 государств: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. Наиболее тесное взаимодействие в рамках ОС ПВО установилось с Российской Федерацией. Главной задачей является охрана внешних рубежей СНГ в пределах границ Республики Армения. Управление и координация действиями дежурных сил осуществляются боевыми расчетами обеих сторон по подчиненности с Объединенного командного пункта противовоздушной обороны и авиации ВС РА . В свое время он был создан для управления силами и средствами ПВО и авиации Армении. Однако сегодня термин «объединенный» приобрел второй смысл: объединение усилий Армении и России для решения общих задач противовоздушной обороны. По плану проводится комплекс совместных мероприятий, где отрабатываются вопросы взаимодействия дежурных сил и средств в случае нарушения Государственной границы или режимов полетов, а также в отношении воздушных судов, оказавшихся в форс-мажорных обстоятельствах: потеря ориентира, угон самолета и т.д. Кроме того, в настоящее время ведется большая работа по развитию Объединенной системы ПВО в формате стран – участниц Организации Договора о коллективной безопасности.
– Что нового вынесли для себя наши войска ПВО в учениях «Рубеж-2008», которые проходили в Армении?
– Это был высокий уровень учений. Впервые за многие годы в рамках ОД КБ была спланирована ситуация, позволяющая в случае необходимости перебросить на территорию Армении соединения и части войск ПВО других стран – участниц ОД КБ. По итогам учений «Рубеж-2008» армянские военные получили высокую оценку за мастерство.
– В случае нападения или нарушения воздушной границы Армении каким будет реальный сценарий ответных боевых действий?
– У нас ведется круглосуточное боевое дежурство и постоянный контроль за воздушным пространством как радиолокационными станциями, так и системой постов воздушного наблюдения. Чтобы уничтожить цель, нам необходимо ее обнаружить, взять на автоматическое сопровождение, навести ракету и произвести стрельбу. То есть при обнаружении цели на подступах к соответствующим рубежам зенитно-ракетные средства приводятся в готовность номер один, огневые средства включаются, личный состав боевых расчетов занимает свои боевые посты в готовности к выполнению боевых задач, в том числе по открытию огня на поражение.
В системе боевой подготовки у нас проводятся тактические и командно-штабные учения. Все находящиеся на боевом дежурстве расчеты отрабатывают выполнение поставленных задач в различных условиях. При этом использование отечественных тренажерных систем позволяет полностью имитировать различные ситуации воздушной обстановки. С их помощью идет обучение по управлению огнем и разведкой, отрабатываются действия личного состава по отражению ударов воздушного противника.
– Николай Михайлович, Вы упомянули, что современные учебные тренажеры были созданы в Армении. В принципе это не вызывает удивления, если учесть, что еще в советское время многие наши предприятия были задействованы в военно-промышленном комплексе…
– Действительно, в советское время у нас был огромный научный и инженерно-технический потенциал. Это интеллектуальный ресурс, который – и я в этом глубоко убежден является одной из сильнейших сторон нашей нации. Начиная с 2000 года мы активно привлекаем научные и инженерно-технические коллективы к работам по модернизации имеющегося вооружения и техники, а также к созданию новейших образцов с учетом мировых достижений. Сегодня Армения достигла достаточно высоких результатов в этой области, которых, кстати, не смогли пока достичь наши соседи, предпочитающие закупку оружия.
– Если верить заявлениям президента Азербайджана Ильхама Алиева, то военный бюджет этой страны вырос до одного миллиарда долларов. Причем нефтедоллары идут на закупку нового вооружения. Настолько такой путь эффективен для армии с точки зрения ее боеспособности?
– Переоснащение армии лишь за счет закупки новейшей техники не под силу ни одному, даже самому богатому или милитаризованному государству. Во всем мире, чтобы обеспечить соответствие армии современным требованиям, стараются не только приобрести новую технику, но и модернизировать имеющуюся. Нынешнее развитие технологий происходит с огромной скоростью. При этом развитие средств ПВО и авиации находится в теснейшей взаимосвязи: с каждым новым поколением средств воздушного нападения соответственно появляются и новые средства ПВО . Однако от создания новых видов вооружения до момента их принятия в вооруженные силы проходит довольно много времени. В этом смысле наиболее оптимальный путь по техническому переоснащению армии состоит в комплексном подходе - сочетании перевооружения и модернизации имеющихся средств. Как показывает мировая практика и наш собственный опыт, подобная система технического переоснащения армии обходится значительно дешевле. В этой связи могу сказать, что на политику Азербайджана, которая заключается в огромных финансовых затратах на приобретение вооружения и техники, мы действуем в разумном и асимметричном формате: закупая в достаточных объемах новейшие образцы вооружения, главные усилия акцентируем на модернизации имеющегося вооружения, создавая тем самым заделы для разработки новых видов и образцов вооружения и техники отечественного производства.
– Недавно в Интернете прошла информация о том, что «ПВО Армении включают в себя зенитно-ракетные войска и радиотехнические части, на вооружении которых находятся пусковые установки различных моделей советского производства: «Круг», «Оса», С-125, С-75, С-60. В составе российской группировки войск ПВО, дислоцированной на территории Армении, имеются истребители МиГ-29 и ЗРК-300В». Это что - утечка информации?
– Не секрет, что на вооружении войск ПВО имеется и зенитно-ракетное, и радиолокационное вооружение, а также системы управления и истребительная авиация. Что касается типов комплексов, то из перечисленного часть соответствует действительности, а часть нет. При этом соответствует действительности тот факт, что у нас на вооружении действительно имеются ЗР К советского производства. Однако, как я уже говорил, в результате модернизации данные комплексы приобрели значительно большие боевые возможности. Вместе с тем, в наших войсках ПВО имеются на вооружении и более современные зенитно-ракетные комплексы.
– Г-н Бабаян, на Ваш взгляд, что больше всего интересует вероятного противника в его разведывательной деятельности?
– Противника всегда интересовало и интересует все, что связано с армией. В частности, какие соединения и части находятся в составе войск ПВО , какие средства имеются на вооружении, их тактико-технические характеристики. Интересует уровень боевой готовности и морально-волевые качества личного состава, его профессиональная подготовленность, количественные данные и т.д. Естественно, в наших Вооруженных силах и, в частности, в войсках ПВО организованы и постоянно проводятся мероприятия по обеспечению режима секретности и предотвращению утечки секретной информации. И надо сказать, что результаты достаточно эффективны. В этой связи хотелось бы вернуться к нашумевшей истории, которую запустили азербайджанские СМИ , «о поставке из России в Армению большого количества вооружения». Если бы авторы этой фальшивки обладали реальной информацией, то «состыковали» бы ее с действительным положением дел и исключили явные противоречия. К чему, например, закупать ракеты к зенитно-ракетным комплексам, которых нет в наших вооруженных силах?
– Как известно, армянские летчики летают в сложных географических условиях на высотах до двухсот метров, то есть вне зоны видимости радаров. Может ли этот прием использоваться противником для беспрепятственного проникновения на нашу территорию?
– Во-первых, армянские летчики умеют летать и ниже, а наши радиолокационные средства начинают «видеть» не только с двухсот метров. Есть комплексы, которым доступно обнаружение воздушных объектов начиная с высоты в 15-20 метров. Однако в условиях горного рельефа задачи противовоздушной обороны действительно усложняются в связи с тем, что существуют области радиотеней, где затруднено или невозможно их радиолокационное обнаружение. Для обеспечения полного контроля за воздушным пространством у нас проводится комплекс мероприятий. Не выходя за рамки секретности, отмечу два направления. Первое – наличие в наших войсках ПВО мобильных средств, которые постоянно перемещаются, включая труднодоступные местности. И второе – это эффективно организованная система визуальной разведки, позволяющая обнаруживать цели там, где радиолокационные средства не могут их засечь. Так что попытки вероятного противника пролететь в местах, где, на его взгляд, он будет скрыт от нашей системы ПВО , не увенчаются успехом.
– В сентябре нынешнего года на российском полигоне «Ашулук» в Астраханской области пройдут учения Объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2009». Будут ли участвовать в них войска ПВО Республики Армения?
– Последний раз мы принимали участие в учениях «Боевое содружество» в 2005 году, где впервые наши боевые расчеты выполнили боевую стрельбу из ЗР С С-300. Боевая и профессиональная подготовка армянских военных была оценена на «отлично». В этом году Армения тоже планирует принять участие в учениях «Боевое содружество-2009», темой которых станет «Подготовка и совместное применение группировок войск и сил противовоздушной обороны государств – участников СНГ при антитеррористических действиях и в вооруженных конфликтах».
Наталья Оганова
noev-kovcheg.ru |