Analitika.at.ua. В гостях у «Ноева Ковчега» – независимый продюсер и кинорежиссер Каринэ Плуховская (Погосова). Каринэ Плуховская родилась в Одессе, жила в Москве, где вместе с мужем создала независимую кинокомпанию, которая снимала художественные и документальные фильмы, рекламные ролики и клипы для российских артистов. В 1999 году семья переехала в Торонто. О своей нынешней профессиональной деятельности - о будущем документальном фильме, посвященном истории армяно-азербайджанских отношений, Каринэ рассказала газете.
– Начнем разговор с Вашего прошлого. У Вас было успешное дело здесь, в Москве, почему же Вы уехали в эмиграцию?
– В первую очередь из-за детей - ситуация в 90-е годы в Москве была очень сложная: политическая нестабильность, много криминала. Мои родители настаивали на отъезде из России еще в 80-е годы, но мы не решались, потому что верили, вот-вот наступят большие перемены: демократия, свободный бизнес, нам дадут возможность работать в своей стране и не переезжать на чужбину, где придется учить новый язык, заново делать карьеру. Однако наши надежды, увы, тогда не оправдались. Деньги, которые мы заработали в течение 10 лет, сгорели во время дефолта в 1998 году. Нам уже ничего не оставалось, как покинуть Россию.
– И какие перемены Вы увидели в России после десятилетнего отсутствия?
– Много как и положительного, так и отрицательного. Конечно, заметно, что люди стали жить намного лучше, обеспеченнее, пробки на улицах, а значит, много машин - это говорит о высоком уровне жизни. Молодежь учит языки и стремится к профессиональному росту. Криминала стало заметно меньше. Однако есть и отрицательные стороны страна не должна сидеть только на нефтяной трубе, это делает ее уязвимой. Россия должна поднимать производство, развивать сельское хозяйство и создавать новые технологии, ведь кризис сильно ударил по россиянам. Есть сложности с правами человека, со свободой слова. Живя за границей, мы читаем российскую прессу, которая в основном освещает деятельность правящей партии. В российской прессе много негативных статей о мигрантах, и эти статьи, в основном, разжигают ненависть к приезжим. Такого рода статьи не могут не вызывать озабоченность.
– Вы более 10 лет в Канаде. Расскажите, чем и как живет армянская община Канады, сколько армян в этой стране?
– В Канаде нас 140 тысяч. Армяне в основном сосредоточены в Монреале и Торонто. Община помогает новым иммигрантам лучше узнать страну, помогает с трудоустройством. Армянская община Канады очень разнообразна: есть переселенцы из России, Украины, Грузии, Армении, Турции, Ирака, Ирана, Ливана, из других стран Ближнего Востока. Многие армяне в Канаде имеют малый бизнес, есть среди них и много видных людей, врачей, юристов, деятелей культуры, программистов, физиков, ученых.
– Расскажите, пожалуйста, про один из культурных центров в Торонто, с кем Вы сотрудничаете.
– Культурно-просветительные центры есть, что традиционно, при всех армянских церквях, но я хочу рассказать об обществе «Айреник», действующем при армянской апостольской церкви Святой Троицы. Наши армяне собираются там, чтобы обменяться мнениями, узнать новости. Часто проводятся культурные мероприятия, получившие название «Ереванские вечера», с накрытием традиционных армянских столов и подготовкой тематических концертов; устраиваются выставки работ армянских художников, проживающих в Канаде; издается журнал (кстати, насколько мне известно, первый и единственный армяно-русский журнал в Канаде) под одноименным названием «Айреник». Конечно, как и большинство армянских центров за рубежом, общество «Айреник» занимается и благотворительной деятельностью, вовлекая в нее «многослойную» армянскую общину Торонто.
– Проводится ли в Канаде государственная политика по отношению к армянам?
– То, что Канада признала геноцид 1915 года, говорит о том, что община находится в центре внимания канадских властей. В признании геноцида армян есть и вклад общины. Когда в Торонто был создан музей, посвященный холокосту, наша община обратилась к властям страны с просьбой, чтобы в экспозицию включили также материалы о геноциде армян. Мы хотим показать, что это тот же холокост, только название иное, и что геноцид армян произошел намного раньше холокоста.
– Я знаю, что Вы вернулись в Москву для работы над документальным фильмом. О чем Ваш новый фильм и как возник этот замысел?
– Тема фильма – армяно-азербайджанские отношения. Он начнется от истоков и истории конфликта, включая геноцид 1915 года. Я попытаюсь объективно представить ситуацию, сложившуюся в начале прошлого столетия в населенных армянами регионах Азербайджана. Также в фильме будут показаны сумгаитские события, погромы армян в Карабахе и в Баку с 1987 по 1990 год.
Как, например, в таком многонациональном городе, как Баку, при попустительстве властей СССР и тогдашних руководителей Азербайджана могли произойти погромы армян?
По сути, думаю я, во времена советской власти дружба между армянами и азербайджанцами была принудительной. Перестройка оказалась спичкой, поднесенной к конфликту, в итоге разгорелся колоссальный пожар. Пострадало очень много армян, и забывать об этом нельзя! Как и нельзя забывать о геноциде армян 1915 года.
Вопрос также в том, как мы будем существовать дальше, поскольку Армения и Азербайджан географически находятся рядом, и чем может обернуться это соседство для будущих поколений.
– Вы разговаривали с участниками и жертвами конфликта? В фильме будут их воспоминания?
– Да, в Москве я разговаривала с людьми разных национальностей – очевидцами тех событий. Это и русские, которые на паромах вывозили армян в те ужасные дни, это свидетели резни в Баку, русские, евреи и азербайджанцы, которые рассказывали мне о трагических событиях, о том, как, деля прежде хлеб и соль с армянами, многие азербайджанцы впоследствии убивали их, занимали квартиры армян, выкидывали беззащитных людей на улицу, избивали до смерти. Все это происходило на глазах мирового сообщества. Я сделаю все, чтобы фильм о резне армян в Баку посмотрели как можно больше людей и чтобы они поняли, почему мы добиваемся признания геноцида 1915 года, почему мы не хотим, чтобы повторилась трагедия армян.
– Вы собирали материал для фильма в Москве, встречались здесь с общиной?
– Да, конечно! В России живут множество армян, в том числе многие мои знакомые и родные. Они со страхом читают, как российская пресса отзывается о мигрантах. Такие газеты, как «Известия» или «Комсомольская правда», публикуют отзывы россиян, которые пишут о том, что мигрантов нужно выселять. Это дико! Я была поражена, что русские люди не знали о том, что армяне - их единоверцы-христиане. Откуда это отсутствие культуры, воспитания, умения уживаться с людьми разных национальностей в такой многонациональной стране?! Пресса должна толерантно относиться к этническим меньшинствам, к мигрантам; считаю, что все националистические организации в России должны быть запрещены или контролироваться государством. В Канаде все люди, независимо от национальности, цвета кожи и религиозного исповедания, терпимы друг к другу. Это и есть по-настоящему демократическое общество, где все равны и имеют равные права и обязанности перед своей страной. В Канаде нет титульной нации, все, кто там проживает, являются просто канадцами, которые живут и трудятся на благо этой страны. Также меня удивило то, что в таком мегаполисе, как Москва, всего одна армянская церковь и еще одна только строится, а, например, в Торонто три большие армянские церкви. Эта проблема армянской общины Москвы, надеюсь, скоро будет решена.
– Наша газета много внимания уделяет этой проблеме, помогает общине и новым переселенцам сориентироваться здесь, в России.
– Я прочла номер, мне стало очень интересно, поскольку статьи разнообразные и дают полное представление о деятельности армянских общин в мире, об Армении. Конечно, радует, что у газеты 100-тысячный тираж. История, экономика, новости из жизни армян - все это читается с удовольствием и интересом. Я даже думаю, было бы интересно навести мосты между журналом «Айреник», издающимся в Торонто, и вашей газетой.
Беседу вел Григорий Анисонян
noev-kovcheg.ru |