Analitika.at.ua. В минувшую пятницу в Нагорном Карабахе побывала делегация, в которой находились спецпредставитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, послы Армении и Азербайджана в России Армен Смбатян и Полад Бюль-Бюль оглы, представители парламентов и общественности двух южнокавказских государств.
Судя по словам обоих послов, миссия, которая вот уже второй раз приводит их в Нагорный Карабах, сугубо мирная, гуманитарная. «Мы не пытаемся изменить политический ход урегулирования карабахского конфликта и вмешиваться в переговоры президентов и министров иностранных дел, а хотим установить доверие между народами, дать возможность людям общаться друг с другом», - сказал по завершении встречи делегации с президентом НКР Полад Бюль-Бюль оглы. Признаемся, с учетом нынешнего состояния армяно-азербайджанских отношений, а если более конкретно – откровенной армяноненавистнической политики Азербайджана в отношении Армении и Нагорного Карабаха - цель более чем высокая и гуманная. И заявление азербайджанского посла о том, что «мы должны жить вместе, а значит, необходимо устанавливать взаимоотношения, проявлять взаимное уважение», можно, и даже нужно, только приветствовать. Однако что-то удерживает от такого приветствия, и это «что-то» - неверие в искренность слов и намерений представителя Азербайджана. Или недоверие, что в данном конкретном случае есть суть тождество.
А не верится послу-певцу вот почему. В общем потоке его «правильных» и «миротворческих» слов промелькнула также фраза, возможно, в суете слов не всеми замеченная, о том, что его, Полада Бюль-Бюль оглы, позиция совпадает с официальной азербайджанской позицией. Едва ли есть смысл подробно останавливаться на раскрытии сути позиции Баку по вопросу карабахского урегулирования. Она давно известна и время от времени открыто озвучивается представителями власти Азербайджана, прежде всего самим главой государства Ильхамом Алиевым. Поэтому, пожалуй, есть смысл привести слова президента Ильхама Алиева, сказанные им буквально за неделю до визита Бюль-Бюль оглы в Нагорный Карабах. «Война еще не окончена, завершился ее первый этап, и мы в любой момент должны быть готовыми вооруженным путем освободить нашу родную землю от врага», - заявил глава Азербайджана.
Думается, любой мало-мальски здравомыслящий человек задастся вопросом: как в подобных условиях посол Бюль-Бюль оглы, взявший на себя роль посла доброй воли, а в руки – пальмовую ветвь, собирается мирить народы? Не логичнее ли вначале, прежде чем с менторским тоном читать в Степанакерте наставления о мире и дружбе, учить этому самому миру свое руководство? Иными словами, сначала вычистить собственные авгиевы конюшни, на протяжении двух последних десяти лет захламленные словесным мусором армянофобии, и только потом призывать соседей к дружбе с собой.
Кстати, коль скоро речь зашла о тоне посла (правильнее сказать – о моветоне), выскажем еще пару соображений. В беседе с журналистами в словах Бюль-Бюль оглы явно сквозила некая заносчивость и даже спесь. Складывалось впечатление, что приехал он в вотчину своего знаменитого деда. И того взаимоуважения, о необходимости которого он говорил и которое воспевал в Степанакерте, не было даже в помине. Напротив, певец, ставший дипломатом, без всякой дипломатии сознательно пытался принизить Нагорно-Карабахскую Республику как государство, находя в этом своеобразное утешение для оскорбленного чувства азербайджанской стороны, никак не желающей мириться с реальностью существования независимого Нагорного Карабаха. И потому граница НКР для него - всего лишь линия соприкосновения, которую он беспрепятственно пересек, встреча с Президентом и официальными лицами НКР – это «встреча с представителями общественности Нагорного Карабаха», да и весь народ НКР для него – просто «представители Нагорного Карабаха». Нетрудно заметить, что все его поведение укладывается в рамки азербайджанской концепции, призванной низвести государственный статус НКР до уровня армянской общины Нагорного Карабаха. И не исключено, что позднее он со злорадством заявит своим соплеменникам, что просто проехался по Азербайджану – от Баку до Шуши. Словом, хотя Бюль-Бюль оглы изначально оговорился, что визит в Нагорный Карабах не носит политического характера, он сам без политики не обошелся.
Да и нам без нее пока никак не обойтись. А значит, надо азербайджанской стороне дать понять, что необходимо уважать народ и страну, которая в интересах мира и добрососедства открыла свою границу и приняла тебя. Дать ей понять, что есть такое понятие, как государственная граница. Ибо если в нашей Конституции законодательно закреплено, что до восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, находящейся под юрисдикцией НКР, то из этого следует, что и линия соприкосновения выполняет функции государственной границы. Нравится это кому-то или нет. И Поладу Бюль-Бюль оглы необходимо помнить, что по обе стороны этой границы по вине руководства его страны продолжают гибнуть люди, о сближении которых он фарисейски говорит. И что тот, по его выражению, «небольшой клочок земли», где он вроде намерен утвердить мир между двумя народами, является для карабахских армян Родиной. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Леонид Мартиросян, гл. редактор газеты «Азат Арцах», специально для «Де-факто» |