Analitika.at.ua. Интервью руководителя Центра развития и сотрудничества, члена оппозиционной Республиканской партии Грузии Пааты Закареишвили агентству АрмИнфо
- Г-н Закареишвили, чем, по Вашему мнению, обусловлена джавахкская проблема, что Вас особенно беспокоит в этом контексте?
- Ситуация в Джавахетии меня очень сильно беспокоит, что вполне естественно, так как я долгое время занимаюсь вопросами интеграции и конфликтами в Грузии. Меня очень беспокоит, что мы не смогли интегрировать в Грузию абхазское и осетинское население, не смогли заинтересовать их в этом направлении. В этом контексте я и рассматриваю ситуацию в Джавахетии, и в отличие от других, достаточно часто езжу туда и имею представление о том, что там происходит. Я бы не сказал, что ситуация в Джавахетии чрезвычайно тяжела с этнической точки зрения, скорее проблемы этого региона кроются в тяжелой социально-экономической ситуации, которые, естественно, наводят тень на межэтнические отношения. Я смело могу сказать, что антиармянского вектора в грузинской внешней и внутренней политике точно нет, хотя я и являюсь оппонентом Саакашвили и в очень многих вопросах его критикую. Однако, поскольку этот регион находится в очень сложных географических условиях, зима держится там достаточно долго, а земля неплодородна, все общие социально-экономические проблемы Грузии отражаются там намного более тяжело, чем в других регионах. В случае Джавахетии ситуация требует намного большего внимания правительства к этому региону, чем по отношению к другим, чего в Грузии, к сожалению, не происходит и к этому региону уделяется даже меньше внимания, чем к другим. Это меня беспокоит больше всего, так как Джавахетия нуждается в усиленном финансировании, в результате у джавахкцев появляется необоснованное, но при этом вполне справедливо ощущение того, что это происходит из- за ее этнического состава. Я их вполне понимаю.
- В Армении и в самом регионе вопрос о выходе Джавахетии из состава Грузии не ставится, предъявляются лишь социальные требования и требования о соблюдении прав человека. При этом, в Азербайджане постоянно пытаются связать джавахкскую и карабахскую проблемы. Какой видится эта проблема из Грузии?
- В Грузии не считают, что Азербайджан тем или иным образом может влиять на политику в отношении Джавахетии. Естественно, что помимо армян в Грузии проживает много азербайджанцев – это наше богатство, и я не говорю об этом лишь потому, что нахожусь в Ереване. Что там говорить, общее население Грузии состоит из ряда этносов подобных армянскому и азербайджанскому. И у Азербайджана есть свои проблемы связанные с азербайджанцами, проживающими в Квемо-Картли, при этом, этот регион не такой кризисный, как Джавахетия, так как там другой климат и соответственно иная урожайность. И вливать какие-то ресурсы в Квемо-Картли просто нет необходимости, в этом регионе у Грузии иные проблемы.
- Каким видится лично Вам наиболее приемлемый статус для Джавахка в составе Грузии?
- Максимальная децентрализация, чтобы местные власти могли свободно управлять своими ресурсами и проводить политику, согласованную с Тбилиси и при этом приемлемую для местного населения. Все-таки не секрет, что если Джавахетии и дать полное самоуправление, то без поддержки Грузии этот регион никогда не сумеет конкурировать с другими, достаточно богатыми регионами Грузии. К сожалению, наиболее бедным регионом Грузии является именно Джавахетия, поэтому именно этот регион нуждается в дополнительных вливаниях.
- Эта политика в отношении Джавахетии не проводится…
- К сожалению, это так. Мы должны признать, что эта ситуация требует изменения подхода к джавахкцам, и перевода региона на государственную дотацию.
- После августовской войны Грузия получила от США 4,5 млрд. долл. от этой суммы Джавахку ничего не досталось…
- Пока что нет. Однако, до этого в рамках американской программы Millenium Challenge по реконструкции автодорог и инфраструктуры в 2 млрд. долл. около 40% от этой суммы досталось именно Джавахетии. При этом очень важно, не то какие деньги выделяются, а то, как они тратятся, так как в регионе до сих пор часть дорог попросту разбита. В частности дорога от Тбилиси до Ахалкалака по-прежнему в ужасном состоянии, в то время, как деньги на ее реконструкцию уже потрачены. То есть здесь уже просматривается коррупция, так как выделенные суммы были действительно немалые, просто они были неэффективно потрачены.
- Одним из обязательств Грузии перед Советом Европы является возвращение депортированных турок-месхетинцев, какова ситуация в Джавахке в этом плане?
- Грузия действительно взяла на себя это обязательство. Однако 80% от того небольшого числа турок-месхетинцев, которые решили вернуться в Грузию, расселяются на остальной части республики, а не в Джавахетии. То есть, Грузия предоставила им другие места для начального проживания, но они годами там живут и уезжать никуда не собираются. Вообще не в интересах Грузии создавать дополнительную проблему в Джавахетии. Кроме того, обязательства, взятые перед СЕ, надо выполнять, потому что турки-месхетинцы последние жертвы Второй мировой войны и возвращать их нужно, но не создавая проблем ни им, ни жителям тех регионов куда их заселяют. Кроме того, в основном турки-месхетинцы заселяются в Имеретии и Гурии, так что не думаю, что эта проблема затронет джавахкцев.
- Вы изложили свою точку зрения в отношении ситуации в Джавахке, насколько укладывается в ее рамки арест Ваагна Чахаляна?
- В этой проблеме нужно серьезно разобраться. Потому что, делая упор на местные кланы, Саакашвили тем самым проводит неприемлемую и страшную по своим последствиям внутреннюю политику. К сожалению, и внутри армянского сообщества в Джавахетии есть какие-то противоречивые отношения между местными кланами и эта политика Саакашвили, когда он стремится управлять регионами клановым методом, создавая проблемы внутри общества, является самой грязной и неправильной. Подобную форму управления я могу охарактеризовать лишь как средневековую, и несоответствующую демократическому управлению. Что же касается конкретно Чахаляна, то в его деле много неясностей, хотя с правовой точки зрения, как будто, для его ареста основания все же были. Насколько его арест был верен с политической точки зрения, я затрудняюсь сказать, так как я всегда против действий, которые могут вызвать политическую напряженность. В любом случае, нам нужно делать все, чтобы не создавать проблемы между Арменией и Грузией.
- Последние события в Джавахетии мало об этом свидетельствуют…
- Я с Вами полностью в этом согласен, так как грузинские власти ведут себя глупо не только в Джавахетии, но и по всей Грузии. То, что происходит с оппозицией, в отношении Абхазии, в отношении Осетии, это просто ужасно. Власти Грузии вообще не могут правильно управлять страной, в том числе Джавахетией, когда болен весь организм, один из органов не может быть здоров.
- В контексте Ваших последних слов, какими Вы себе представляете дальнейшие отношения с Абхазией и Южной Осетией?
- После ввода российских войск в Абхазию и Южную Осетию, ситуация очень тяжелая и просвета пока не видно, так как нет практически никаких переговоров, помимо женевского процесса. Кстати, Россия добилась ухода ОБСЕ из Южной Осетии, и 15 июня в ходе заседания Совбеза ООН было решено вывести из Абхазии и наблюдателей ООН. Для меня эти результаты просто катастрофические. В дальнейшем же я ожидаю, что хотя бы года через 4 мы сможем наладить какие-то отношения с Абхазией и Южной Осетией. Пока же Саакашвили у власти, я ничего не ожидаю, лишь продолжение процесса падения Грузии, которое нужно остановить любой ценой. При этом я хочу особо подчеркнуть, что Армения всегда с пониманием относилась к проблемам Грузии, в самые тяжелые для нашей страны годы, армяне никогда не предпринимали шагов, которые еще больше бы усугубили наше положение, наоборот армяне всегда на межгосударственном уровне поддерживали Грузию. Кроме того, я испытываю огромную благодарность в отношении армянского населения Джавахетии, которое ни разу не использовало, казалось бы, благоприятный момент и не замутило воду, когда его к этому подталкивали. Наоборот, воду всегда мутили в центре, а именно в Тбилиси. Поэтому, мне кажется, что общая тяжелая картина и в Джавахетии, и в Грузии, крепко привязана к властям и как только внутриполитическая ситуация в стране изменится, я уверен, что изменится и отношение центра к Джавахетии.
- Чувствуется ли в Джавахке «рука Москвы»?
- Я этого не исключаю. Но, при этом, если бы Россия, имея огромные ресурсы, почувствовала бы необходимость осуществления в Джавахетии определенного сценария, она бы его давно реализовала. Я считаю, что у нас ощутимо меньше проблем в Джавахетии чем могло бы быть.
- Может быть, это происходит благодаря властям Армении?
- Без сомнения. Так как в самый критический момент власти Армении и Грузии всегда находили общий язык. Более того, я думаю, что одной из главных тем переговоров в ходе визита Саакашвили в Ереван стал вопрос Джавахетии. Я уверен, что власти Армении заинтересованы в сохранении мира в регионе и в сохранении хороших отношений с Грузией. И именно власти Армении постоянно снижают напряжение в Джавахетии, взяв на себя больше ответственности, чем взяло бы какое-нибудь другое соседнее государство. Несмотря на то, что Армения соседствует с Джавахетией, львиную долю ответственности за ситуацию в Джавахетии должны были бы взять на себя именно власти Грузии, а не Армении, как это происходит сейчас. Это не очень приятно сознавать, но это факт.
Беседовал Давид Степанян |