Analitika.at.ua. Строки из старой веселой песенки вспомнились в связи с новой инициативой азербайджанских парламентариев: подготовить Кодекс культуры для граждан Азербайджанской республики. Самое время, скажу я вам, более того, решение о подготовке такого кодекса сильно запоздало. Будь оно своевременно подготовлено, обсуждено в Милли меджлисе и принято в первом, втором и последнем чтениях, не было бы сегодня в Азербайджане многочисленных чушек, амшари и прочих недоокультуренных членов общества. Не жаловались бы пассажиры маршрутных такси на исходящий от немытых тел попутчиков невыносимый запах испорченного сыра вперемешку с конским потом. Не чистили бы собственной слюной базарные торговцы помидоры, яблоки и другие фруктово-овощные дары природы. А покупатели обслюнявленной продукции хотя бы догадывались мыть их перед употреблением.
Нет, это должен быть не кодекс, с его сухими черствыми строками. Это должен быть трактат или, что лучше, огромных размеров фолиант с красочными картинками и рисунками, наглядно демонстрирующими общепринятые признаки культуры или последствия бескультурья.
Однако азербайджанский Фолиант Культуры следует составлять весьма продуманно и осторожно, дабы ненароком не настроить людей друг против друга. Например, сцены по соблюдению гигиены рекомендую рисовать без текущей из краны воды: многие бакинцы и гянджинцы давно уже забыли, как это бывает. Не следует также рисовать зажженные светильники: некоторые жители азербайджанской глубинки продолжают пребывать в неведении относительно предназначения рядовых лампочек Ильича и аляпистых люстр.
Особый раздел следует посвятить деятелям культуры, особенно многочисленным певцам, певичкам, всяким там мехманщикам и мугаматистам. Им, несущим культуру в массу, давно пора объяснить грани между площадной бранью и дискуссией. Необходимо составить для них словарь хотя бы из трех десятков слов, и ни в коем случае не включать в него любимые выражения народных артистов Азербайджана Флоры Керимовой и Фаика Агаева.
Наиболее сложным разделом, безусловно, будет раздел для депутатов Милли меджлиса. И не только потому, что составлять Фолиант Культуры придется именно им. Как, скажите на милость, объяснить Ганире Пашаевой и Гюльтекин Гаджиевой, что нижнее белье предназначено не только для щегольства и демонстрации патриотизма, но и для гигиены? Или как осторожно, так, чтобы не задеть его патриотических чувств, намекнуть депутату Игбалу Агазаде, что справлять малую нужду надо в писсуарий, а не вокруг него?
Да, сложную задачу поставили перед собой некоторые меджлисменовцы Азербайджана. И ведь что обидно, писателей, и тех не приобщить к благородному делу. Вот, например, Эльчин Гасанов, народный писатель чушек, как он сам себя именует, вроде должен сеять вечное, доброе и разумное, а он подсматривает в замочные скважины за одинокими женщинами. Похабщину неприкрытую, но прибыльную, тиражирует.
Могли бы помочь священнослужители, на пятничных хутбах объяснить пастве о значении культуры для древнейшего азербайджанского народа, но те заняты. Мечети рушат, дома у людей отбирают, Ильхама славословят. Остроумно славословят, ничего не скажешь, но некультурно. Я бы даже сказал, топорно. Хотя, о чем это я? Ведь именно топор является главным культурным достоянием закавказских турок. Как, впрочем, и незакавказских. Поэтому и предлагаю украсить обложку азербайджанского Фолианта Культуры именно этим видом национального оружия.
Наконец, считаю исключительно важным пропаганду азербайджанской монументальной скульптуры. Созвучно-то как звучит: культура – скульптура. Только ваять, чеканить, выстукивать и лепить надо не какую-нибудь девушку с веслом, а самого настоящего Гейдара Алиева. Он для того и родился, чтобы быть увековеченным в граните и бронзе, базальте и мраморе, известняке и гипсе. Ради этого грандиозного плана по увековечению азербайджанского общенационального вождя всех времен можно на время и вражду позабыть, попросить у соседей туфа глыбу. Уверен, розовощекий Гейдар многим азербайджанцам напомнит о счастливых и даже не столь отдаленных временах.
В общем, сложная, прямо-таки невыполнимая работа предстоит азербайджанским культурологам. А начинать надо. Поэтому, последний мой совет: начните, соседи с малого. Научите своих ханум тому, что поется в старом шлягере. Научите также своих мужчин, это очень важно, не замечать, если какая-нибудь из ханум пренебрежет этим правилом, и все таки оставит на занавеси ядовитого цвета пятна.
Сагател БАКВЕШИНЯН
Voskanapat.info |