Пятница, 29.03.2024, 12:54
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июль » 8 » Москва - Вашингтон: Перезагрузка или наоборот?
Москва - Вашингтон: Перезагрузка или наоборот?
00:07

Analitika.at.ua. Когда несколько месяцев назад Хилари Клинтон уже в должности госсекретаря США вручила президенту РФ Дмитрию Медведеву кнопку перезагрузки (restart) отношений, уже тогда стало понятно, что в русско-американских отношениях что-то пойдет непредвиденным образом. И проблема совсем не в том, что под переданной Клинтон кнопкой вместо слова «перезагрузка» было написано «перегрузка». Просто это подсказывает здоровая логика. Представления Вашингтона и Москвы об устройстве мира продолжают оставаться различными, а в некоторых случаях и взаимоисключающими. И на этом фоне вчера в Москву с первым официальным визитом прибыл президент США Барак Обама.

 

По сути, перечислить все те разногласия, которые сегодня существуют между Россией и США, значит назвать события, имеющие место почти во всех точках мира, в отношении которых эти две сверхдержавы демонстрируют совершенно различные подходы. Это и Ближний Восток, и отношение к ядерной программе Ирана, и произошедший в Гондурасе переворот. Словом, у Медведева и Обамы есть для обсуждения довольно большой список проблем.

 

Вместе с тем, независимо от итогов встречи, чрезвычайно важна та подготовительная дипломатическая работа, которую стороны осуществили в течение буквально последних нескольких дней. Ее важность состоит, с одной стороны, в акцентировке разногласий, с другой - в предъявлении «противной» стороне первоочередных задач. В этом смысле становится понятно, что Вашингтон выделяет три направления, в которых Белый дом не намеревается идти на уступки. Это расположение в Европе американских противоракетных систем, ядерная программа Ирана и Южный Кавказ со всей палитрой противоречий. Причем, в случае последнего особое место занимает неприемлемость нового русско-грузинского вооруженного столкновения и урегулирование армяно-турецких отношений, что стало принципиальной проблемой для администрации Обамы. Теперь по порядку.

 

Хотя не вызывало сомнения, что даже после ухода Буша-младшего размещение противоракетных установок в Европе останется из приоритетов новой американской администрации. Причем, в данном случае нужно оставить в стороне сказки о глобальной безопасности в Европе и раз и навсегда принять, что это всего лишь стратегическая уловка, в случае удачного применения которой США приобретут серьезное преимущество на поле «соперника». Несмотря на все уверения, что система не будет выставляться против России, яснее ясного, что все это не имеет ничего общего с ракетными системами, разрабатываемыми Тегераном или Пхеньяном. Это прекрасно понимают и в Москве и, пожалуй, в этом причина того, что большинство экспертов в один голос утверждают, что если Вашингтон продолжит свои усилия в этом направлении, то ситуация может выйти из-под контроля точно так же, как это произошло в 60-е годы во время «Карибского кризиса». И, с первого взгляда, это совершенно не заботит американскую администрацию. Во всяком случае, судя по тону и содержанию сделанных накануне официальных заявлений, Вашингтон не видит в данном вопросе возможности уступок и, тем более, отступления.

 

Примерно такая же ситуация создалась и в связи с Ираном, с той разницей, что в данном случае Вашингтон не очень склонен к открытой конфронтации, что имеет свои причины и мотивацию. Начнем с того, что наряду с выводом американских войск из Ирана Барак Обама не торопится ухудшать отношения с Тегераном, тем более что последний может не только серьезно попортить крови еще остающимся в Ираке американским военным, но и в состоянии превратить афганский фронт в настоящий ад, притом без прямого вмешательства в события, происходящие в этой стране.

 

Именно в этом плане более интересным и вместе с тем чрезвычайно опасным становится противостояние Иран-Израиль, в котором США играет роль «доброго полицейского», а Тель-Авив, пользуясь спокойствием американской администрации, выступает со все более и более угрожающими заявлениями. Скажем, вице-президент США Джо Байден накануне полностью развеял те сомнения, что параллельно с московской встречей Вашингтон пытается прибегнуть к новым способам шантажа. Заявив, что США не могут ничего сделать в том случае, если Израиль все же решит бомбить ядерные объекты Ирана, Байден не только намекнул, что США в любой момент могут дать зеленый свет израильским военно-воздушным силам, но и дал понять, что в связи с Ираном Белый дом разыграл еще не все карты.

 

Что касается кавказских проблем, то здесь ситуация довольно запутанная в том смысле, что еще невозможно четко понять проводимую новой американской администрацией политику. С одной стороны, первое впечатление такое, что Грузия выведена из вашингтонского списка приоритетов в том смысле, что нет «прежнего энтузиазма», связанного с грузинской демократией. Однако, с другой стороны, трудно предположить, что американцы в Грузии уступят то, что было приобретено с таким трудом. Речь идет о режиме Саакашвили, который превратился в раздражающую Москву красную тряпку, что, понятно, весьма выгодно Вашингтону. Если в августе прошлого года русские со спокойствием дракона выжидали неизбежной ошибки с грузинской стороны, то сейчас ситуация изменилась: в выжидающей роли Вашингтон.

 

Кстати, создалась довольно непонятная ситуация в связи с армяно-турецкими отношениями. С одной стороны, непонятно, насколько близки или отличны подходы Москвы и Вашингтона к этому вопросу. Во всяком случае, если судить по публичным выступлениям, в этом вопросе существует завидное единогласие. Однако, с другой стороны, даже невооруженным взглядом видно, что в вопросе открытия армяно-турецкой границы Вашингтон проявляет особое усердие, и это понятно. Расчет США состоит в том, что в случае установления нормальных отношений между Арменией и Турцией станет возможно параллельно достичь и урегулирования карабахского конфликта по той простой причине, что лишившись самого мощного средства воздействия на Армению, Азербайджан вынужден будет хотя бы частично согласиться с итогами проигранной войны и отказаться от абсурдной мечты возвращения Нагорного Карабаха. В случае успеха это, однозначно, будет выглядеть как победа американской дипломатии, что, в конце концов, приведет к тому, что в регионе существенно ослабнет российское влияние. И можно предположить, что именно по этому вопросу согласовывали по телефону свои действия президенты Турции и США непосредственно перед приездом Обамы в Москву.

 

Ромик Арутюнян

azatamtutyun.am

Категория: Политобозрение | Просмотров: 954
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru