Analitika.at.ua. То, что региональная стабильность и сотрудничество имеют центральное значение в отношениях между странами, известно многим. Тем не менее, эти отношения не ограничиваются только областью сотрудничества, поскольку политика в действительности предполагает целый пакет удерживаний и противовесов.
Последний визит президента Грузии в Армению относится наверное к части политики, связанной с сотрудничеством, что однако невозможно отделить от других процессов и факторов в регионе, среди которых значение Азербайджана, России, Турции и Ирана в регионе и распределение сил между ними.
Нужно отметить, что после приобретения независимости Арменией, когда страна стала интегрироваться в международные программы различных форматов, постоянно как во внутреннем поле, так и во внешнем (в виде восклицаний азербайджанских и турецких деятелей) можно было встретить мнения, по которым Армения остается вне ряда региональных программ. А о сомнительных отношениях межу Арменией и Грузией по сей день говорят все, кому не лень.
Именно в таких условиях, когда в Армениею приезжает президент Грузии, который встречает естественный, характерный для любой цивилизованной страны прием, начинается неописуемая атака в виде мнений и сплетен.
Справедливости ради нужно отметить, что резкие заявления ряда российских деятелей самых разных уровней также были естественными. Обычно государства с имперскими замашками, которые играли большую роль в мировой истории и играют по сей день, устраивают своеобразные сцены ревности, когда перестают «быть единственными и неповторимыми». Однако проблема здесь не чисто психологическая.
Происходящие события намечают интересные перераспределения в регионе. Ухудшение российско-грузинских отношений, особенно резкие позиции России после 5-идневной войны, поставили Грузию в положение, когда она стала понимать важность восстановления отношений с Россией, однако ситуация показывает, что Грузия не может самостоятельно разгладить эту морщину. Даже покровители Грузии – США и ЕС, насколько бы не были они заинтересованы в региональной стабильности, не протянули Грузии руку помощи, учитывая роль России и борьбу за рычаги влияния.
Возвращаясь к армяно-грузинским отношениям, нужно отметить, что адресованные к Армении резкие заявления Саакашвили, которые можно отнести к ряду недальновидных и экспрессивных действий, получают другую окраску, когда проблема начинает приобретать более предметный характер. При небольшом напряжении логического мышления в этих заявлениях можно увидеть непрямую просьбу о помощи в налаживании российско-грузинских отношений, с которой она обращается к Армении. Кстати, одной из проблем с Россией является закрытие пропускного пункты Верхнего Ларса со стороны Москвы. Об этой проблеме Саакашвили говорил в Ереване, отмечая, что Тбилиси в любой момент готов открыть Верхний Ларс, готова согласиться также на то, чтобы через пропускной пункт перевозились только армянские грузы.
Серж Саркисян в свою очередь отметил, что надеется на положительное разрешение этой проблемы в ближайшее веря. «Я думаю, что скоро нам удастся порадовать президента Саакашвили: мы делаем все от нас зависящее. Верхний Ларс очень важен для Армении, но он важен и для Грузии», - подчеркнул президент Армении. (http://www.armtown.com, 24 июня, 2009). То есть это один из тех пунктов, которые делают очевидным рост роли Армении в качестве важного игрока в регионе.
Другим составляющим этой роли является углубление экономического сотрудничества с Ираном, в частности, наличие ряда программ в области транспорта и энергетики. То есть сегодня уже намечается ситуация, в которой Армения оказывается на центральных позициях, имея серьезного экономического партнера в лице Ирана, разрабатывая политику с Тбилиси по другому вектору, продолжая наращивать сотрудничество со стратегическим партнером – Россией, а также приобретая статус «посредника» в российско-грузинских отношениях, к этому следует добавить и значение Армении как транзитной страны. Кстати не совсем гипотетическим может быть мнение о том, что газопровод «Набукко» может проходить не по территории Азербайджана, а по территории Армении – в направлении Армения-Иран-Турция, поскольку Азербайджан в числе других вопросов, связывает этот проект с карабахским.
Таким образом, можно констатировать, что очевидные шаги двух стран, направленные на налаживание армяно-грузинских отношений, создают почву для решения существующих между ними проблем. Одна из них – проблема армянства Джавахка – не может решиться в один день и требует разработки долгосрочной политики, ключ к успеху которой, несомненно, налаживание армяно-грузинских отношений, а также формирование и углубление своеобразной роли Армении в налаживании российско-грузинских отношений и в регионе в целом, сообщает Aysor.am. |