Опубликованные в США принципы урегулирования карабахского конфликта включают, в частности,
«возврат территорий, окружающих Нагорный Карабах под контроль Азербайджана, промежуточный статус Нагорного Карабаха, сопровождаемый гарантиями безопасности и самоуправления». Предусмотрен «коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом» и «определение конечного статуса Нагорного Карабаха в правовом порядке посредством законного волеизъявления, имеющего обязательный юридический характер».
Прежде всего, следует заметить, что эти принципы не являются чем-то новым.
Примерно тоже самое ранее неоднократно озвучивалось сопредседателями Минской группы. Обратим внимание, что документ составлен довольно расплывчато и неконкретно. Так, фраза "The Basic Principles call for inter alia..." позволяет предположить, что обнародованы лишь некоторые принципы, а
не все. Это с неизбежностью породит новые вопросы и подозрения в том, что от сторон конфликта опять что-то скрывают. Кроме того, само понятие "базовые принципы" можно толковать достаточно широко, и во что они трансформируются при подписании конкретных соглашений (если до этого дойдет дело, во что верится с большим трудом), сказать достаточно сложно. Формулируя перечень принципов, авторы документа совершенно очевидно стремились обойти острые углы, вызывающие ожесточенные споры противоборствующих сторон. Так, с одной стороны, в тексте документы отсутствует тезис о территориальной целостности Азербайджана, что вызовет негативную реакцию в Баку; с другой стороны, ничего не говорится о демилитаризации зоны конфликта и о сворачивании враждебной пропаганды, что не может устроить и Армению, и Нагорный Карабах.
По-прежнему акцент делается на то, чтобы преимущественно удовлетворить уже на начальном этапе требования официального Баку, следствием чего может стать соблазн "подтолкнуть" ход событий с помощью военной силы. Пункты относительно возвращения беженцев (как азербайджанских, так и армянских), равно как и фраза о проведении миротворческой операции нуждаются в более детальном раскрытии, в данном формате это скорее декларации. Не совсем понятно, что такое "законное волеизъявление" жителей Карабаха и что подразумевается под "гарантиями безопасности". Скажем, если в ходе предварительного этапа к последующим переговорам выяснится, что в эти "гарантии" будет входить одностороннее разоружение Армии обороны НКР с лишением ее тяжелой техники и дальнейшем ее складировании в специально отведенных местах под наблюдением внешних "миротворцев", то такие переговоры закончатся не начавшись.
В целом, представленный документ является хорошей основой для того, чтобы вести переговоры по имплементации "базовых принципов" еще в течение десяти или двадцати лет. Подписание каких-либо соглашений, основанных на представленных широкой публике расплывчатых формулировках, малореально, а искусственное форсирование находящегося в тупике переговорного процесса чревато ненужными никому осложнениями. Думается, что США и ЕС более интенсивно работают над нормализацией армяно-турецких отношений, пытаясь отделить этот вопрос от урегулирования карабахского конфликта, которое является пока делом скорее дальней перспективы.
Марат Акопян, Информационно-Аналитический Центр Analitika.at.ua.