Воскресенье, 26.09.2021, 17:23
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июль » 14 » Комментарий: "мадридские принципы" в Москве
Комментарий: "мадридские принципы" в Москве
00:06

Analitika.at.ua. Если многие эксперты относили предстоящую 17 июля встречу президентов Армении и Азербайджана к ряду очередных встреч, не предполагающих никаких резких перемен, то заявление президентов России, США и Франции на саммите «большой восьмерки», сотрясло прессу в виде всяческих комментариев.

 

В заявлении президентов в частности говорится: «Мы поручаем посредникам представить президентам Армении и Азербайджана дополненный вариант программы установления мира, принятой в 2007 году в Мадриде. Мы призываем президентов Армении и Азербайджана решить небольшое число оставшихся между ними разногласий и привести к окончательному виду соглашение по базовым принципам, что наметит всеобъемлющее урегулирование».

 

Переговоры вокруг «мадридских принципов», которые проходят между Арменией и Азербайджаном еще с 2007 года, не раз становились предметом спекуляций и дезинформации. Тем не менее нужно отделить несколько важных положений, которые успели вывести из себя некоторых азербайджанских «независимых экспертов». В частности, азербайджанский политолог Вафа Гулузаде отметил: «Это абсолютно голословное заявление, цель которой – только оправдать себя, а не повлиять каким-то образом на переговоры, от которых пострадал азербайджанский народ. Такими заявлениями сопредседатели Минской группы выдумывают какие-то абсурдные принципы, называя их то мадридскими, то пражским процессом, которые не позволяют наказать агрессора и восстановить справедливость».

 

Действительность, однако, говорит о другом: в  «мадридскиx принципаx» занимают важное место принцип определения будущего окончательного статуса Нагорного Карабаха путем проведения референдума. Важность этого принципа более чем ясна для армянской стороны, стоит только вспомнить прошедший 10 декабря 1991 года референдум с участием международных наблюдателей, на котором 99,89% населения Карабаха проголосовало за независимость НКР. Не удивительно, что этот вопрос за последние годы стал для Азербайджана мозолью, на которую периодически наступают то Армения, то международная общественность, напоминая о необходимости его окончательного решения.

 

Кстати, по этому случаю один из высокопоставленных дипломатов МИД Армении сообщил Арминфо следующее: «Как мадридские предложения 2007 года, так и их дополненный вариант включают фактическое закрепление независимости Нагорного Карабаха». По словам армянского дипломата, кроме фактического признания независимости НКР, в заявлении сопредседателей Минской группы закрепляется право народа Карабаха на самоопределение путем референдума.

 

Тем не менее, переговоры вокруг урегулирования конфликта включают также экономические и коммуникационные аспекты. Что касается разрешения экономических и транспортных проблем, то в мадридских принципах об этом говорится следующее: «Разблокирование всех торговых и транспортных путей, а также сохранение коридора, соединяющего Армению и Карабах». То есть роль Лачина, соединяющего Армению и Карабах, здесь более чем центральная. В действительности частью разногласий вокруг экономического фактора является то обстоятельство, что возможность сотрудничества Азербайджан видит только после разрешения карабахского конфликта, а до этого продолжает выдвигать различные транспортные и энергетические программы в обход Армении.

 

В плане неофициальных контактов представителям азербайджанской власти и интеллигенции следует обратить внимание на следующий принцип: «Уважать прекращение огня 1994 года, воздерживаться от применения силы, прекратить наращивание военного бюджета, а также милитаристской риторики». Можно представить, какие сверхчеловеческие усилия потребуются от азербайджанских властей и ключевых лиц, чтобы соблюдать этот принцип, особенно в том случае, когда они не забывают периодически «хвастаться» своими военными ресурсами, а главный командующий ВС Азербайджана И. Алиев по одному случаю даже отметил, что военный бюджет Азербайджана равен всему бюджету Армении, а в ближайшие годы даже значительно превысит его. Сразу же вспоминается народная пословица – «Волку евангелие читали, а он сказал: «Поторопитесь, стадо уходит».

 

Кстати, не остается в стороне от событий получивший в последнее время большую актуальность народный институт демократии, официальная формулировка которого в рамках «мадридских принципов» звучит следующим образом: «Поддерживать неофициальную дипломатию и обсуждения вокруг компромиссных решений, стимулировать организацию подобных обсуждений советниками стран и облегчить общение между армянами и азербайджанцами». Визит делегации, состоящей из армян и азербайджанцев, в Степанакерт, Ереван и Баку помещается в рамки такого формата. Нужно отметить, что понятие «народная дипломатия» предполагает урегулирование конфликтов между государствами исключительно мирным путем, а также создание и укрепление атмосферы доверия. Понимает ли азербайджанская сторона значение этого – видно из воинственных и неконструктивных заявлений азербайджанских членов делегации.

 

В переговорах вокруг урегулирования конфликта одной из самых сложных проблем, о которой так часто говорит Азербайджан, является вопрос возвращения беженцам их домов. Характерно, что Азербайджан рассказывает всем международным организациям сказку об 1 млн. беженцев, в том случае, когда их реальное число не превышает 450 тыс. человек. Интересно, что в числе других 500 тысяч Баку считает армян, которые стали объектом этнических чисток в Азербайджане в 1988-90 гг.

 

Тем не менее, сопредседатель Минской группы ОБСЕ Ю. Мерзляков считает, что только 4 из мадридских принципов вызывают разногласия сторон. Кстати, в качестве некоторого разъяснения по этому вопросу можно считать комментарий главы МИД Армении Эдварда Налбандяна: «Важно, что статус Карабаха должен решаться путем выражения воли народа, которая должна иметь силу правового принуждения. Важно, что говорится об обязательном наземном сообщении и гарантиях безопасности. Это важные элементы, о которых Армения неоднократно заявляла, в качестве важнейшей основы для урегулирования карабахского конфликта».

 

Очевидно, что заявление президентов США, России и Франции не могут оставаться без последствий. А как будут развиваться события дальше, станет ясно после встречи президентов Армении и Азербайджана.

 

Aysor.am

Категория: Политобозрение | Просмотров: 862
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru