Analitika.at.ua. Хроника Третьей Республики – это хроника поисков внешнего покровителя. Кто-то искал его в Анкаре, кто-то - в Париже, кто-то – в Москве, кто-то - в Страсбурге. И никто – в Ереване. И это несмотря на то, что процесс становления самой республики сопровождался колоссальным выбросом внутренней энергии, который, между прочим, предопределил единственное реальное достижение последних двадцати лет – создание Нагорно-Карабахской Республики. Как однажды – победу над Сардарапатом…
Впрочем, почему только хроника Третьей Республики? Вся наша национальная история (за редкими исключениями) - история поиска внешней ориентации. Не внутренней…
"Не столь катастрофично нести потери, если при этом наставляешься, приобретаешь опыт, трезвость, - писал Нжде. - Но не быть способным к переоценкам – катастрофа… Мы должны подвергнуть переоценке не только реальную природу событий, но и в особенности субъективные стороны нашей духовной жизни. Действительно, почему проиграл и оказался брошенным своими друзьями армянский народ?
… Мы проиграли, потому что, вместо того чтобы целиком использовать духовные силы нации, стали искать покровителей. Завтра при таких умонастроениях мы исчезнем окончательно".
В последнее время все чаще ловишь себя на той мысли, что наш народ окончательно утратил способность трезво оценивать мир вокруг себя и мир внутри себя. Все роковые ошибки прошлого, в том числе недалекого прошлого, стоившие армянам утраты не только независимой государственности, но и независимого, а следовательно – смелого мышления, веры в собственные силы, а значит - в достойное будущее, с математической точностью повторяются и сегодня. И такое положение дел не может не настораживать. Ориентир на внешних арбитров, упование на благосклонность и поддержку последних приобрело в настоящее время совершенно угрожающие масштабы. И это касается не только девушки в Страсбурге…
Кстати, о столице европейских парламентариев. "Европейские нации и государственные деятели устали от бесконечно тянущегося армянского вопроса, - писал Фритьоф Нансен. - Конечно, ведь в нем они терпели поражение за поражением. Одно напоминание о нем пробуждает в их спящей совести отвратительную историю о невыполненных обещаниях, обещаниях, для выполнения которых практически ничего не было сделано. В конце концов, это была всего лишь одна истребленная нация, хотя талантливая и маленькая, но не имевшая ни нефтеносных месторождений, ни золотых рудников. Горе армянам, когда-либо втянутым в европейскую политику. Было бы гораздо лучше, если бы имя "Армения" никогда не произносилось ни одним европейским дипломатом".
Таким был европейский взгляд на вопрос.
Армянский взгляд был представлен Гарегином Нжде: "К Европе у нас было христианское чувство, и по причине нашего странного мистицизма - нашей национальной болезни - наши собственные настроения мы приписали европейцам и глубоко верили, что все войны они ведут во имя нашего спасения. Этот самообман сделал нас политическими попрошайками, а поскольку мы к тому же были слабы, то и плаксами. Попрошайничество и плаксивость - психология целого периода, наше единственное политическое оружие. Однако плаксивость является доказательством духовной незрелости или трусости. Попрошайничество вообще отвратительно. Попрошайке помогают не только побуждаемые состраданием, но зачастую из брезгливости".
Кажется, ничего не изменилось с первой четверти прошлого века. По крайней мере европейские политики остались такими же, только значительно менее образованными. А какими стали армянские политики?
В аспекте преклонения перед западными эмиссарами ничего, конечно, не изменилось. Но есть одно существенное различие: армяне третьего тысячелетия разучились работать.
Кто нынче помнит о весенней сессии Парламентской ассамблеи в 2001 году, в которой впервые принимали участие делегации из Армении и Азербайджана? Практически сразу после вступления в Совет Европы члены азербайджанской делегации распространили документ "О геноциде азербайджанцев, совершенном армянами". Он был подписан 29 депутатами из 9 стран - Великобритании, Латвии, Норвегии, Польши, Болгарии, Македонии, Турции, Люксембурга и Албании (тогда как, согласно процедуре, и десяти подписей из четырех стран уже было достаточно, чтобы зарегистрировать этот документ в секретариате СЕ и распространить среди участников сессии ПАСЕ в качестве официального документа СЕ). Армянская делегация ничем не отметилась.
На своей второй (летней) сессии азербайджанские парламентарии распространили сразу четыре документа. В первом была затронута экологическая ситуация в Нагорном Карабахе и "семи оккупированных армянами районах вокруг НК". В документе говорилось об уничтожении заповедников, отравляемых реках, опасности, исходящей от Армянской АЭС, и возможном захоронении ядерных отходов на "оккупированных территориях". Свои подписи под этим документом поставили 16 депутатов от 8 государств.
Второй документ касался "разрушения и незаконного присвоения армянами азербайджанских культурных ценностей на оккупированных территориях". Подписи под ним поставили 18 депутатов от 8 государств.
Согласно процедуре СЕ, каждый депутат ПАСЕ имеет право на депутатский запрос. Член азербайджанской делегации Гюльтекин Гаджиева не преминула воспользоваться и этим правом: она подготовила письменный запрос по поводу признания Арменией территориальной целостности Азербайджана. Этот запрос был направлен в Комитет министров СЕ.
Четвертый документ, распространенный азербайджанскими парламентариями, был отредактированной версией апрельского документа "О геноциде азербайджанского народа". На этот раз свои подписи под ним поставили также делегаты из Испании, Румынии, Словении, Италии (всего более 40 подписей членов ПАСЕ из 13 стран).
Армянская делегация ничем, разумеется, не отметилась. И так на протяжении восьми лет.
Стоит ли после всего этого удивляться европейской неосведомленности по "армянскому вопросу", если даже эти европейские политики и остались такими же черствыми? И стоит ли так набрасываться на одну отдельно взятую девушку в Страсбурге, если до нее "бравые ереванские парни" занимались там лишь тем, что в перерывах между "сонными", как им казалось, заседаниями, прожевывали "Страсбургер" - главный бутерброд армянских парламентариев. По крайней мере они оставили после себя именно такое "наследие"…
Арис КАЗИНЯН
Голос Армении |