Analitika.at.ua. Интервью с руководителем центра арменоведения научно-образовательного фонда "Нораванк", кандидата филологических наук Рубеном Мелконяном
- Г-н Мелконян, на конференции, проходившей недавно в Стамбуле за закрытыми дверями, обсуждалась тема армяно-турецких отношений. Я знаю, что вы не вправе разглашать имена участников, но в то же время известно, что с турецкой стороны присутствовали, в частности, представители высшего эшелона власти. Какие основные пункты в контексте армяно-турецких отношений были озвучены в ходе конференции и какое лично у вас сложилось впечатление от этой встречи?
- Неоднократно озвучиваемое армянской стороной заявление о готовности Армении к нормализации отношений с Турцией без предварительных условий турки воспринимают с недоверием, считая, что в самой формулировке "без предварительных условий" уже заложено предусловие. Что касается позиции турецкой стороны, то вспомним, что в контексте нормализации двусторонних отношений она сама предъявляла следующие предусловия: прекращение процесса международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи, решение карабахского вопроса и признание Арменией существующих территориальных границ Турции. Казалось, что в результате так называемой "футбольной дипломатии" (учитывая также давление международных структур) можно было ожидать неких позитивных перемен в турецкой политике, однако по большому счету Турция и по сей день не отказалась от своих предусловий. Ничего не изменилось - разница лишь в том, что лобовая атака сменилась искусными маневрами и турки предъявляют Армении те же предусловия, только в более скрытом виде. Прошедшая конференция показала это совершенно отчетливо.
По поводу карабахского вопроса мы услышали несколько мнений с турецкой стороны. Наиболее резкое заявление заключалось в том, что, пока армяне не отдадут Карабах, о диалоге между нами вообще речи быть не может. Другие требования были в духе "отдайте несколько освобожденных районов" или "мы понимаем, что связывать карабахский вопрос с армяно-турецкими отношениями не очень правильно, но так как он влияет на ситуацию в регионе, то его необходимо решить, а потом уже обсуждать тему нормализации армяно-турецких отношений". Если проанализировать подобные заявления, то можно заметить, что ничего нового в них нет - та же старая песня с припевом "сначала решим вопрос Карабаха, потом будем разговаривать".
- А как насчет признания Геноцида? Вряд ли турки не осознают, что армянская сторона никогда не откажется от требований признать Геноцид армян…
- Они это прекрасно осознают - в этом вопросе турки более чем реалистичны. Но осознавая, они в то же время отвечают, что Турция не признает Геноцид армян. Возможно, когда-нибудь Турция сделает заявление, дескать, она сожалеет о жертвах в годы Первой мировой войны - как армян, так и турок, и курдов и т.д. Однако определения "геноцид" Турция не примет никогда - это озвучивается совершенно ясно. А посему нам предлагают отставить в сторонку вопрос о Геноциде и продолжить переговоры. Но и здесь есть скрытое предусловие.
- И заключается оно в создании комиссии, состоящей из историков…
- Вот именно - мол, пусть историки обсуждают проблемные вопросы. А еще турки выступают с требованиями оказать давление на Спюрк - с тем чтобы прекратить влияние армянского лобби в вопросе признания Геноцида разными странами. В этой связи я бы хотел сказать вот о чем: несколько месяцев назад огромный резонанс в Турции вызвала акция, организованная представителями турецкой интеллигенции… 30000 турок подписались под заявлением, в котором они просили прощения у "братьев- армян" за катастрофу 1915 года и "мец егерн". Думаю, эта акция логически прекрасно уложилась в турецкую дипломатию "предварительных условий", проводимую в контексте вопроса о Геноциде. Вспомним, что спустя некоторое время один из инициаторов "акции прощения", известный представитель турецкой интеллигенции Баскн Оран заявил, цитирую: ''Турецкое государство и правительство должно молиться за нас, потому что весь мир обратил внимание на нашу акцию. В парламентах разных стран прекратились обсуждения резолюций по признанию геноцида армян. Слово "геноцид" вышло из международного оборота, его заменил термин "мец егерн". И вместо помощи турецкие власти хотят завести уголовные дела на организаторов акции". Одним словом, очевидно, что даже представители турецкой интеллигенции в немалой степени находятся под влиянием турецкой государственной политики и выполняют определенную функцию. То есть речь идет о привычной турецкой дипломатии, только еще более искусной. Тот же Баскн Оран никогда не признает Геноцид армян - он неоднократно об этом заявлял. Как видим, и Барак Обама 24 апреля произнес в своей речи слова "мец егерн", и если сложить воедино все кусочки мозаики, то можно понять, что основания для подмены терминов готовились давно.
- А что вы скажете о третьем предусловии турецкой стороны, касающемся требования признать границы Турции?
- Скажу, что Турция очень агрессивно ведет себя в этом вопросе. Аргумент заключается в том, что если армяне хотят открытия армяно-турецкой границы, то в первую очередь они должна признать эти самые границы и территориальную целостность Турции. То есть речь идет о признании Карсского договора - об этом говорилось на конференции. А признание Карсского договора будет означать, что мы не имеем каких-либо территориальных требований к Турции. Для армянства это удар, который может обернуться исключительно негативными последствиями. Между тем есть пункты, связанные с тем же договором и не соблюдаемые самими турками - о том, что границы должны быть открыты, железная дорога должна функционировать и т.д. То есть, требуя от Армении признать Карсский договор, Турция сама же его нарушает. Думаю, предусловие, связанное с признанием Арменией территориальных границ Турции, выдвигается сегодня турками на первый план. Вообще для турецкой общественности и турецкого государства территориальный вопрос - самый болезненный, куда болезненнее, чем сама по себе проблема признания Геноцида армян…
- Земельный комплекс?
- Абсолютно верно - земельный комплекс. Он ясно присутствует как в политической, так и в повседневной риторике турок. В Турции глаза рябит от плакатов в духе "государство не может быть поделено, границы нерушимы". Их можно встретить на дорогах, в школах - где угодно. Самый настоящий комплекс - не иначе. Если ты уверен в том, что твои границы нерушимы, какой смысл об этом писать на каждом шагу? В любом случае понятно, что в плане предусловий, предъявляемых к Армении Турцией, ничего не изменилось. Более того, государство и разные государственные структуры ведут взаимодополняющую политику в этом вопросе. Например, президент Гюль по армянской тематике высказывается довольно мягко, премьер-министр Эрдоган, наоборот, крайне резок, министр иностранных дел Давутоглу в США или Европе делает реверансы в сторону Армении, а в Азербайджане говорит совсем другое. Мы с армянами должны подружиться, утверждает он в Америке. А недавно, будучи в Азербайджане, тот же Давутоглу, посетив одну из многочисленных действующих турецких школ, сказал буквально следующее: "Сегодня задача турецких учителей та же, что была в начале XX века у солдат Нури-паши…" А солдаты Нури-паши - как раз те самые, что устраивали погромы армянского населения в Карабахе, в Баку и т.д. Антиармянская пропаганда в Турции вовсю продолжается. В Кесарии, где должен состояться ответный футбольный матч между армянами и турками и куда, по всей вероятности, отправится президент РА Серж Саркисян, собрали 250 тысяч подписей тех, кто против проведения этого матча. И протест звучит в духе "я не хочу видеть убийц своих братьев (то бишь азербайджанцев) в своем городе…" В той же Кесарии на дверях магазина можно увидеть надпись, возвещающую, что "вход армянам воспрещен, вход для собак свободен".
- Как освещаются армяно-турецкие отношения в турецкой прессе?
- Турецкая пресса - одно из звеньев турецкой дипломатии, независимо от своей принадлежности к оппозиции, власти и т.д.. И все статьи, интервью, анализы в турецкой прессе в последнее время имеют одну направленность. Все они стремятся представить Армению этаким жалким, немощным государством, вымаливающим открытие границы, государством, где народ в основном либо забыл о Геноциде, либо не придает ему значения. Турцию же представляют в роли великодушного господина, который (так и быть), возможно, пойдет навстречу просьбам бедного соседа и, возможно, откроет границы. Еще одно: турецкая пресса самым наглым образом склонна перевирать факты, переворачивая их с ног на голову. Поэтому представители армянской стороны, общающиеся с турецкими журналистами, должны быть исключительно бдительны в своих интервью.
- Во время своей поездки вы встречались с представителями армянской общины в Турции - расскажите об этом…
- Об этом очень тяжело рассказывать. Наша диаспора в Турции стоит перед серьезнейшими проблемами. Официально там проживают порядка 60 тысяч армян, 95% которых живут в Стамбуле. Проблема языка - одна из самых ключевых. В армянской среде среди молодежи 19-24 лет знание армянского языка составляет всего 10%. Смешанные браки армян с турками или курдами составляют 50%. Положение армянских школ просто катастрофическое. По сравнению с 80-ми годами число армянских школ в Стамбуле сократилось вдвое - их теперь только восемнадцать. Эти школы признаны государством как армянские и в них разрешено вести преподавание на армянском языке. Но поскольку учителя (армяне) армянского не знают, то преподавание большинства предметов ведется на турецком. Учебников нет. Большинство родителей уже предпочитают отдавать своих детей в турецкие школы - какая разница, если и там, и там учат на турецком? Другая проблема связана с нашей церковью. Патриарх Месроп тяжело болен, он не в состоянии руководить паствой, и фактически армянская община оказалась обезглавленной. Почти никто не ходит в церковь, хотя до недавнего времени на патараг всегда собиралось достаточно народу. Проповедь в армянских церквах идет на турецком, поскольку люди не понимают армянского. Это очень тягостное зрелище. Еще одна серьезная проблема - неприятие друг друга внутри самой диаспоры. У нас этот вопрос тоже стоит остро - с совершенно абсурдным разделением людей на айастанцев, карабахцев, ахпаров и т.д.. А в Турции стамбульские армяне не желают принимать тех, кто приехал из сельских районов. Нет сплоченности в диаспоре, и в этих условиях спасти общину может только одно - скорейшие выборы нового патриарха, который смог бы заменить Месропа и начать активно работать с паствой. Иначе мы просто потеряем свою общину в Турции. Сегодня наиболее активно в плане стремления интегрироваться в армянскую среду ведут себя сасунцы (в основном это поколения исламизированных армян), живущие в настоящее время в Стамбуле. Они хотят отдавать своих детей в армянские школы, хотят влиться в армянскую общину, но община их не принимает. Все это проблемы, требующие решения - думаю, наше Министерство спюрка могло бы в немалой степени этому способствовать.
Зара ГЕВОРКЯН
Голос Армении |