Analitika.at.ua. На прошлой неделе в разных странах были арестованы и ожидают выдачи США два бизнесмена из славянских стран, которых с нетерпением ждут манхэттенская и бруклинская федеральная прокуратуры. Оба приехали в Америку без гроша и потом заработали много миллионов долларов.
В Греции, на горе Афон был взят под стражу мой добрый знакомый, 53-летний православный монах Сергей Жолобецкий, эмигрировавший в США в 1977 году и бежавший в Украину из Нью-Йорка, где его обвиняют в хищении 11 миллионов долларов у Медикера - программы бесплатной медицинской помощи для неимущих (это было еще до повального нынешнего увлечения аферами с автомобильными страховками).
Его бывший партнер Роман Агинский в 1997 году признал себя виновным, получил три года и давно вышел, а Жолобецкий предпочел уйти в бега и, казалось, сделался недоступен для американского правосудия.
Но, как показывает опыт Натана Гозмана, обвинявшегося в убийстве боксера Сергея Кобозева и выданного в этом году Украиной, отсидеться там нельзя. Нельзя отсидеться и в Элладе.
Греция имеет договор с США об экстрадиции, поэтому, боюсь, мы снова увидимся с Жолобецким в Нью-Йорке.
Есть такой договор и у Багамских островов, где дожидается депортации 42-летний чех Виктор Кожени, на которого претендуют и чешская, и американская прокуратуры. В данный момент он обвиняется в Нью-Йорке в том, что давал взятки крупным азербайджанским чиновникам (в том числе, как подозревают, Гейдару Алиеву и его сыну и преемнику Ильхаму) в надежде с их помощью получить контроль над государственной нефтяной компанией, которую одно время собирались приватизировать, но потом передумали, предварительно получив с алчных иноземцев взятки на многие миллионы долларов.
Законом 1977 года американским компаниям запрещено давать взятки иностранным чиновникам.
Второй славянин - Виктор Кожени, который имел гораздо больше денег, чем Жолобецкий, и тратил их безоглядно. Когда его арестовали на Багамах, где у него был вид на жительство, лондонская «Таймс» заметила: «Чешский бизнесмен, который однажды потряс Лондон тем, что истратил 13 тысяч фунтов на обед в ресторане в Мэйфере, возможно, съел свою последнюю тарелку черной икры».
Два года назад чешская прокуратура выдала международный ордер на его арест, но багамцы, очевидно, пропустили его мимо ушей, хотя сейчас отреагировали на американский ордер.
Уже в первый день я получил из федеральной прокуратуры более 150 страниц документов по этому делу, которые, к счастью, в большой степени повторяют друг друга, а то бы мне пришлось пересказывать их до Нового года. Вместе с Кожени по делу проходят житель Коннектикута 59-летний Фредерик Бурк и 44-летний ньюджерсиец Дэвид Пинкертон, который заведовал инвестиционным подразделением самой крупной в мире страховой компании American International Group.
По мнению федеральной прокуратуры, американские партнеры Кожени знали о том, что он пытается приватизировать в свою пользу азербайджанскую нефтяную компанию посредством многомиллионных взяток государственным деятелям Азербайджана и чиновникам Госкомимущества, от которых зависело, кому достанется этот жирный кусок. Дешево они отдавать его не хотели, поэтому инвесторам пришлось на них раскошелиться.
Азербайджанские взяточники в судебных документах поименно не называются. Там говорится лишь, что мзду брали а) «высокопоставленный деятель правительства Азербайджана», б) один из руководителей государственной нефтяной компании и в) два руководителя азербайджанского Госкомимущества, обозначаемые лишь как «чиновник N1» и «чиновник N2».
Английская «Таймс» в воскресенье цитировала документ, который Кожени представил в лондонский суд в 2000 году и в котором утверждалось, что он давал взятки Гейдару и Ильхаму Алиевым. В Баку эти обвинения отрицают.
Не все взятки были головокружительно велики. Например, как говорится в обвинительном заключении, в июле 1997 года Кожени и не проходящий по этому делу его сообщник Томас Фаррел, который еще раньше признал себя виновным, привезли в Баку 10 тысяч долларов наличными и вручили их непоименованному азербайджанцу на автостоянке у здания президентской администрации.
После этого их провели в здание и проводили в кабинет к какому-то начальнику, который обещал оказать Кожени максимальное содействие в его нефтяном предприятии.
С середины мая 1998 до 25 июня 1998 года азербайджанским взяточникам было заплачено в общей сложности более 11 миллионов долларов. В частности, несколько миллионов наличными были вручены лично «чиновнику N1» у него в кабинете в здании Госкомимущества. Три миллиона были переведены на счета, принадлежавшие «чиновнику N2».
Два миллиона были переведены на два счета, принадлежавшие сыну «чиновника N2». 900 тысяч долларов были переведены в цюрихское отделение банка Credit Suisse на клиентский счет, который другой сообщник Кожени, Ганс Бодмер (уже признавший себя виновным и поэтому не проходящий по делу), завел для «чиновника N2». 500 тысяч были переведены на счет «чиновника N1», и такая же сумма была отправлена на счет его родственника.
В российский День Победы, 9 мая 1998 года, Кожени отправил в Баку представителя лондонской ювелирной фирмы Asprey & Garrard, поручив ему лично вручить подкупленным чиновникам Госкомимущества и другим взяточникам шесть подарков общей стоимостью 386750 фунтов стерлингов (примерно 630480 долларов). Поводом был день рождения сына «высокопоставленного азербайджанского деятеля», приходившийся на 10 мая.
Я поискал в доступных мне базах данных день рождения нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, но нигде не нашел. AskJeeves переспросил, не ищу ли я Ilhan Alive вместо Ilham Aliev, но даты рождения не знал. Я не удивлюсь, если он родился 10 мая.
Гейдар Алиев родился 10 мая 1923 года.
Итак, 9 мая 1998 года ирландский гражданин чешского происхождения Виктор Кожени отрядил в Баку представителя лондонской ювелирной фирмы Asprey & Garrard, который отвез шесть подарков коррумпированным тамошним чиновникам. Первый (письменный прибор из шести предметов с монограммами, черный, из кожи аллигатора. Цена - 25 тысяч фунтов, то есть около $40 755,01) был личным даром Кожени «высокопоставленному азербайджанскому деятелю», которым, как я писал, скорее всего, был тогдашний президент страны Гейдар Алиев, а остальные предназначались другим чиновникам.
Последние должны были выбрать из даров один и преподнести 10 мая на день рождения «высокопоставленному чиновнику». Как я уже отмечал, 10 мая день рождения был у Алиева-старшего. Коррумпированные чиновники сочли за благо не выбирать один подарок из пяти, а преподнести имениннику все пять.
Восток - дело тонкое.
13 мая 1998 года принадлежавшая Кожени компания «Минарет» перевела в означенный лондонский магазин $593 106,25, то есть полную стоимость подарков минус сумма, которую пражский бандит заплатил еще раньше за свой аллигаторский подарок Алиеву-старшему.
3 июня по просьбе продажного руководителя азербайджанского Госкомимущества, именуемого в документах как чиновник N1, Кожени и его сообщники Ганс Бомер и Томас Фаррел через свою компанию «Ойли рок» перевели миллион долларов дочери «высокопоставленного азербайджанского чиновника», которая отправлялась в Лондон отовариться и нуждалась в деньгах на покупки.
В марте 1998 года Кожени и его сообщники покупали чиновникам Госкомимущества авиабилеты и даром возили их на частных самолетах, которые принадлежали Кожени или были им зафрахтованы.
Тогда же обвиняемые якобы привозили в Нью-Йорк на лечение чиновника N2 и оплатили все его расходы на больницу, гостиницу, питание и пр. В мае 1998 года они оказали ему такую же услугу плюс оплатили покупки, которые он сделал в одном из дорогих манхэттенских магазинов.
Ради чего шел Кожени на все эти расходы и тратил на них деньги инвесторов, вложивших в его азербайджанский проект десятки миллионов долларов?
В начале 1990-х всем гражданам Азербайджана были выданы ваучеры, на которые они могли купить микроскопическую долю приватизируемой госсобственности, но могли и продать их за доллары. Всего было выдано 7,5 миллиона ваучеров, 25% которых под конец стали принадлежать компаниям Кожени.
Будучи иностранцем, он приобретал их не на общих основаниях: по тамошним правилам вместе с каждым ваучером он должен был купить и один опцион, цену на который установило правительство в Баку. Очевидно, Кожени считал, что овчинка стоит выделки, поскольку он гнал в Азербайджан чемоданы долларов, отправляя их либо на своем реактивном самолете, либо на зафрахтованных чужих. Миллионы долларов также переводились обычным путем.
В конечном итоге азербайджанские власти взяли и отменили планы приватизации своей нефти, так что наши герои остались с носом. Кожени с тех пор обвиняет азербайджанцев в вероломстве и жалуется, что от его состояния остались жалкие 30 миллионов долларов. Мой знакомый монах Сергей Жолобецкий, дожидающийся сейчас выдачи из Греции, уже много лет как сидит вообще на мели, хотя, как я уже говорил, ему вменяют хищение у «Медикэра» ни много ни мало 11 миллионов долларов. Зато он вошел в списки голливудских деятелей (см. Google).
К Кожени претензии предъявляют не только американцы и чехи, но и российский «Альфа-Банк», выигравший у него иск в Мещанском межрегиональном суде г. Москвы, а потом и на Багамах. Как говорится в исковом заявлении, 2 октября 1997 года «Альфа-Банк» предоставил Кожени кредитную линию на 50 миллионов долларов под 18% в год. Предприимчивый чех должен был отдать взятые деньги 30 декабря того же года, но не отдал.
14 сентября 1998 года банк потребовал, чтобы Кожени вернул деньги, а 26 ноября вчинил ему в Мещанском суде иск на $5 784 261,80 плюс проценты на сумму $994 893,03 - в общей сложности $6 779 154,83. Кожени под рукой не оказалось, бумаги были посланы ему на адрес его швейцарских адвокатов из конторы Von Meiss Blum & Partners.
Чех в суд не явился и никак на вызов не отреагировал, поэтому 30 апреля 1999 года суд присудил «Альфа-Банку» искомую сумму плюс постановил взыскать с Кожени судебные издержки в сумме 1 776 477 рублей ($67 520,98). По российскому законодательству у него было 10 дней на то, чтобы обжаловать решение суда, но он этим правом не воспользовался.
Банк попытался достать Кожени на Багамах, где тот прописан, и, в конце концов, выиграл там иск. Но я что-то не слышал, чтобы чех расплатился.
Все идет к тому, что мы скоро увидим и его, и Жолобецкого в Нью-Йорке, хотя и в разных районах. Кожени - в Манхэттене, а Жолобецкого - в Бруклине. Пока они оба невиновны.
Печатается с некоторыми сокращениями из американской ежедневной газеты «Новое русское слово»
(http://www.nrs.com/rus/news/details/usa/121005_163850_50531.html)
Владимир КОЗЛОВСКИЙ
azatamtutyun.com |