Analitika.at.ua. Предисловие
С обретением Арменией независимости в 1991 г. Армянский вопрос вернулся на международную арену, но уже не как вопрос спасения западных армян, каковым он был в конце 19-ого–начале 20-ого веков. В западной части Армении армянства больше не было: оно было истреблено в промежутке от 1894-ого до 1923 гг. – в течение геноцида, осуществлённого в три основных этапа (1894–1896, 1909, 1915–1923 гг.). В советское время деарменизации подверглись обширные районы в восточной части Армении, в т. ч. Нахиджеван и северный Арцах.
В 1991 г. Армянский вопрос вернулся на международную арену как вопрос выживания воссозданной армянской государственности. Армяно-турецкий конфликт (в дальнейшем - АТК) перешел в новую фазу, основная особенность которой – существование международно-признанной Республики Армения. Политика Турции по ликвидации Армении с карты мира пересмотру не подвергалась: ныне цель этой политики – задушить армянское государство в зародыше, ни в коем случае не допустить его укрепления. Эту задачу Турция пытается решить опосредованно – через своего союзника – Азербайджана, поскольку современные международные обстоятельства, а также серьёзные внутренние проблемы политического и экономического характера препятствуют прямому турецкому вторжению в Армению.
В полной соответствии с турецкими планами, новосозданная армянская государственность в 1991–1994 гг. подверглась азербайджанской агрессии по всей протяжённости своих восточных границ. Армении (имеются в виду составляющие в стратегическом отношении единое целое Республика Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика) были жизненно необходимы стабильные гарантии безопасности и прежде всего – обороняемые границы. Хотя и ценой огромных жертв, но эту задачу частично удалось решить путём освобождения определенной части Родины и с установлением на этих территориях армянского военно-политического контроля.
После достигнутой армянами победы в освободительной войне в 1994 году, Турция всячески поощряет милитаризацию и военную истерию в Азербайджане, выступая в качестве непосредственного участника, старшего советчика, зачастую – инициатора и руководителя всех осуществляемых против Армении совместных операций. Турция также берет на себя роль гаранта сохранения провинции Нахиджеван в составе Азербайджана и уже имеет там определенное военное присутствие. Кроме всего этого Турция осуществляет против Армении акт явной агрессии – блокаду.
Данное Турцией благословение бакинским политикам в немалой степени способствовало развязыванию азербайджанской агрессии и войны. В этом отношении сыграла роль также перенятая руководством Азербайджана (при президенте А. Эльчибее – открыто пропагандируемая) идеология пантюркизма, предполагающая, в числе прочего, строительство Азербайджанской государственности экспансионистским путём – за счёт захвата всей Армении, а впоследствии и части территорий Ирана и Грузии. Не смирившись с фактом освобождения Арцаха и поддерживая образ врага в лице Армении и армянства, Баку тем самым пытается создать дополнительные технологии для управления народами Азербайджана.
Нужно помнить, что Азербайджан присоединился к осуществляемой политике геноцида против армян со дня своего рождения – в 1918 г., взяв на себя функцию поэтапного захвата армянских земель с востока и эффективно продолжив ее в советские годы. Фактически Армения имеет дело с согласованной враждебной политикой двух союзных государств. В широком смысле, АТК охватывает также и армяно-азербайджанский конфликт, включая Арцахскую проблему. Однако настоящий анализ ограничен более узкими армяно-турецкими рамками.
Во второй половине 19-ого века, в промежутке между двумя войнами с Россией – между 1856 и 1877 гг. – в Османской Турции была принята на вооружение политика по уничтожению армянства на его родине – в Армянском нагорье, что и придало АТК необычайно долговременный и острый характер. С тех пор и до сего дня АТК никогда не прерывался: ни в тот пятилетний период 1907-1912 гг., когда самая влиятельная армянская политическая сила того времени – АРФ Дашнакцутюн сотрудничала с младотурками и отношения между армянскими и турецкими руководителями внешне были тёплыми и дружественными, ни в течение семидесятилетнего советского периода. В этом промежутке АТК скрыто или открыто продолжался на политических, информационных, психологических, демографических, культурологических фронтах, иногда даже с применением оружия (включая действия армянских мстителей и турецких секретных служб).
Таким образом, пройдя через эпохальные революционные изменения мировой политической системы, АТК в своей основе остался неизменным. Ось АТК проходит, с одной стороны, сквозь намерение Турции уничтожить Армению, с другой – через борьбу армянского народа за укрепление национальной государственности и обеспечение долговременных гарантий ее безопасности.
Продолжительность АТК, его прохождение с неизменной повесткой через несколько исторических фаз и прирастание все новыми и новыми слоями, а также большой территориальный охват сообщили этому конфликту необычайно сложную структуру и ёмкое содержание. Адекватное восприятие АТК само по себе стало требовать профессиональной подготовки. К сожалению, армянская политическая элита и общественно-политическая мысль демонстрируют пока по отношению к АТК любительский подход.
Надеемся, что представленный ниже краткий структурный анализ АТК будет способствовать как разработке более реалистичной внешней политики Армении, так и становлению ее системы безопасности.
Структура армяно-турецкого конфликта
Нынешний этап АТК проходит на десяти основных уровнях (областях), в каждом из которых, в отличие от Армении, Турция демонстрирует чёткую и последовательную политику. Между тем многие из этих уровней и их подуровней по сей день не включены в повестку внешней политики Армении и даже зачастую незамечены, а относительно замеченных ещё не разработаны всеобъемлющая концепция и адекватная политика.
Прежде всего перечислим уровни (области) АТК – с их подуровнями (задачами):
1) понятийно-терминологический уровень
1.1. Проблема восприятия и искажения идеи родины.
1.2. Попытки подмены захватчика территорий (Турции) и потерявшего большую часть своей многотысячелетней родины (современной Армении) и пассивное отношение к этому армянской стороны.
1.3. Проблема неразработанности армянской стороной определений конфликта, а также отсутствие борьбы с их искажениями.
1.4. Неадекватная оценка проводимой Турцией политики против Армении и армянства.
1.5. Неверная оценка властями Армении нынешнего политического руководства Турции.
1.6. Картографическо-топонимическая война Турции против Армении и армянского историко-культурного наследия и игнорирование армянской стороной этой войны.
2) политический уровень
В этой области враждебные действия Турции проявляются в следующем:
2.1. Отказ в течение 18-ти лет установить дипломатические отношения с Арменией. Армения уклоняется от политической оценки этого факта.
2.2. 16-летняя блокада Армении. Армения не дает адекватную оценку этому акту агрессии.
2.3. Полномасштабное дипломатическое содействие, оказываемое Азербайджану в карабахском конфликте. Армения пассивно, “с пониманием” созерцает эту направленную против нее враждебную политику Турции.
2.4. Последовательные усилия по переселению турок-месхетинцев (а под их именем также иных тюркских элементов) в армянонаселённый Джавахк. Армения молчит и по поводу этой турецкой инициативы.
2.5. Направленные против Армении разного рода действия на международной арене, которые игнорируются армянской стороной.
2.6. Предъявляемые Армении неприемлимые предварительные условия, в том числе три основных: решение Арцахской проблемы на основе так называемой территориальной целостности Азербайджана, прекращение процесса по международному признанию Геноцида армян, официальный отказ официального Еревана на вечные времена от аннексированной Турцией западной части Армении. С армянской же стороны – декларирование политики “нормализации отношений” с Турцией без каких-либо предварительных условий, т.е. отказ от своего права требовать от Турции создания механизмов безопасности и взаимного доверия.
3) историко-политический уровень
3.1. Развернутая Турцией как внутри страны, так и на международной арене широкомасштабная государственная кампания по отрицанию Геноцида армян и искажению исторической действительности.
3.2. Благосклонное, хотя и без особого энтузиазма, отношение Армении в 1998-2008 гг. к процессу международного признания Геноцида, проводимого в основном силами армянской Диаспоры. В этой области с середины 2008 г. наблюдается снижение и без того невысокой активности армянской дипломатии.
4) международно-правовой уровень
4.1. Сверхнапряжённая геостратегическая ситуация в регионе, возникшая в резултате замены Севрского договора (1920г.) Лозанским (1923г.), в частности, отказа от предоставления территориальных гарантий по обеспечению жизнеспособности армянской государственности.
4.2. Проблема международно-правовой легитимности и неполноценного функционирования в современных условиях Московского и Карсского договоров 1921 года.
4.3. Наказуемость, согласно 301-ой статье уголовного кодекса Турции за высказывание армянской точки зрения на проблему Геноцида армян и АТК.
4.4. Полное игнорирование властями Армении международно-правового уровня АТК.
5) уровень информационно-психологической войны
5.1. Обширная пропагандистская помощь, оказываемая Турцией Азербайджану по Арцахской проблеме.
5.2. Многочисленные разнородные и последовательные информационные и психологические действия, осуществляемые Турцией против Армении и армян в самой Турции, на международной арене, в Армении и армянской диаспоре, в том числе:
5.2.1. создание и тиражирование антиармянской литературы и материалов, получившие организованный характер ещё в 1920-х годах, с тех пор только расширились, охватили новые области и стали уже многоязычными,
5.2.2. распространение за границей антиармянских настроений посредством новосозданных турецких колледжей,
5.2.3. обширная лоббистская деятельность, проводимая посредством турецких посольств, государственных и частных организаций против информационно-аналитической литературы, которая освещает Армянский вопрос в правдивом свете.
5.4. Героизация в Турции авторов и организаторов Геноцида армян, в том числе – Талеата-паши.
5.5. Последовательные пропагандистские усилия, нацеленные на вбивание клиньев между Арменией и армянской диаспорой - Спюрком.
5.6. Настраивание населения и правительств стран проживания армян Диаспоры против армянства.
5.7. Тайные действия Турции по поощрению эмиграции армян из Армении и стран Ближнего Востока и направлению потока эмиграции на отдалённые континенты.
5.8. В этой направленной против неё информационно-психологической войне Армения проводит страусиную политику – преднамеренно игнорирует враждебные действия со стороны Турции.
6) экономический уровень
6.1. Многолетняя блокада Армении.
6.2. Инициирование региональных программ, специально направленных на изоляцию Армениии, в том числе строительство железной дороги Карс-Тбилиси-Баку.
7) культурный уровень
7.1. Уничтожение и попытки присвоения армянского культурно-исторического наследия.
7.2. Фальсификация истории Армении как в Турции, так и на международном уровне.
7.3. Абсолютная бездеятельность Армении в ведущейся против неё культурной войне.
8) военный уровень
8.1. Полное содействие, оказываемое Турцией Азербайджану в подготовке к ведению войны против Армении. В том числе:
8.1.1. предоставление разведданных,
8.1.2. поставки оружия и боеприпасов,
8.1.3. военное консультирование, включая организацию, если не сказать руководство работами Генерального штаба Азербайджана,
8.1.4. подготовка и переподготовка офицеров, а также обучение отрядов специального назначения,
8.1.5. содействие включению Азербайджана в программы и мероприятия НАТО.
8.2. Проблема периодически озвучиваемых угроз в адрес Армении, начиная с 1991 г., в том числе дезинформация о якобы существующих в Армении военных базах Рабочей партии Курдистана и угрозы “ответного удара”.
8.3. Армения не только хранит молчание относительно этих проблем, но и в рамках программ НАТ, сотрудничает с Турцией в военно-политической сфере.
9) Защита гражданских прав живущего в Турции армянского меньшинства
9.1. Турецкие власти постоянно оказывают давление на Армянского Патриарха Константинополя, часто принуждая его выступать с протурецкими заявлениями и призывами.
9.2. В Турции запрещено поминание жертв Геноцида армян.
9.3. В Турции государство принуждает к почитанию культа Кемаля Ататюрка – одного из палачей армянского народа – в общинных структурах константинопольских армян, в том числе и в школах.
9.4. По действующей турецкой конституции (ст. 66) все граждане Турции, в том числе армяне, считаются турками.
9.5. Безопасность армянского меньшинства в Турции находится под постоянной угрозой.
9.6. Армения целиком и полностью игнорирует данный уровень АТК.
10) Уровень серьёзных расколов, возникающих на почве АТК между различными частями армянства, а также внутри политического поля Армении
10.1. Намёки и различные заявления официального Еревана относительно отказе от западной части исконной родины армянского народа, находящейся сегодня в границах Турции, способны:
10.1.1. провести новые разделительные линии внутри армянского общества, как в самой Армении, так и между Арменией и Диаспорой,
10.1.2. полностью дискредитировать борьбу армян за осуществление своих национальных целей.
10.2. Расколы будут особенно заметны, когда станет ясно, что руководство Армении приняло турецкое предложение о создании совместной армяно-турецкой комиссии историков, основной целью которой будет дискутирование надуманного вопроса о том, был ли Геноцид армян.
10.3. Возникновение этого уровня АТК в очень значительной мере обусловлено деятельностью властей РА.
В основе всех этих уровней АТК лежит Армянский вопрос – территориальная проблема по обеспечению жизнеспособности, обороноспособности, экономическому развитию, а в дальнейшем демографическому росту (армянопатриации) населения Армении. Этот перечень сам по себе показывает, что Турция осуществляет против Армении и армян всеобщую наступательную политику по десяткам направлений.
Внешняя политика РА не реагирует на большинство из вышеперечисленных действий Турции. Полностью игнорированы уровни 1, 4, 5, 7, 9, 10, а в остальных игнорируются или не получают адекватной оценки некоторые из подуровней. Другими словами, политика Республики Армения в отношении Турции в течение 17 лет после обретения независимости просто не разрабатывалась и, следовательно, оставляет в беззащитном положении многие жизненно важные фронты безопасности Армении.
Необходим отдельный анализ фундаментального – понятийно-терминологического уровня АТК. Как ни прискорбно, но понятия и терминология АТК разработаны лишь турецкой стороной, между тем как армянская сторона по сей день не смогла адекватно оценить и правильно охарактеризовать ситуацию. Искажена сама природа АТК, которая заменяется терминами «соседство», «отношения» и т. п. Но ведь продолжительные враждебные отношения есть ни что иное как конфликт.
Так, 17-летний отказ Турции от установления дипломатических отношений с Арменией должен быть истолкован как попытка в принципе отказать Армении в праве на собственную государственность. Но официальный Ереван подобной оценки никогда не давал.
Турция называет Армению страной-“оккупантом”, захватившим земли Азербайджана, между тем как Армения боится напомнить, что подлинным оккупантом является именно Турция, которая посредством геноцида деарменизировала и присвоила всю Западную Армению, а также часть Восточной Армении – Карс-Ардаган-Сурмалу, включая национальный символ армян – гору Арарат, а также средневековую столицу Армении – Ани.
Оказалось под угрозой целостное восприятие Родины, которое имеет основополагающее значение для самого существования армянской нации. Делаются намёки на отказ от западной части Армении на вечные времена. В частности, в одном из интервью президента РА говорится, что ни одно должностное лицо не говорило когда-либо о территориальных претензиях и не поднимало вопрос о Западной Армении. В другом заявлении президента РА Западная и Восточная Армения охарактеризованы всего лишь как «географические термины». Между тем не замечается, что это одно из старых и опаснейших положений, разработанных турецкой пропагандой. Говорится также, что решение армяно-турецких проблем не должно быть оставлено будущим поколениям. И поскольку всем ясно, что полное или частичное освобождение захваченной части отечества сегодня не может стоять в военно-политической повестке дня РА, то подспудно предлагается окончательно отказаться от самого отечества. Основной гарантией долговременной безопасности Армении могут быть лишь более или менее адекватные компенсации – прежде всего в виде возврата территорий – за те неизмеримые потери, которые были нанесёны Турцией Армении. Отказаться от отчужденной части родины означает отказаться от собственной идентичности, от тех тысяч видимых и невидимых связей, которые армянина делают армянином. Такой шаг разрушит всю систему мировосприятия и жизненных целей армян, превратив их в бесструктурную и бесцельную массу, после чего окончательное решение Армянского вопроса по турецкому сценарию никаких специальных усилий уже не потребует. Отказ от отчужденной части родины бессмысленен и с политической точки зрения: он ни в коей мере не укрепит безопасность Армении. В мире есть десятки больших и малых государств, которые десятилетиями ведут территориальные споры, но никому из них и в голову не приходит, что можно запросто отказаться от самой большой стратегической ценности – земли, тем более, если речь идёт о родине.
Несколько отвлекшись, заметим, что почему-то в последние месяцы первые лица в руководстве РА один за другим дают турецким СМИ интервью, которые больше напоминают допросы. В последнее время три интервью дал туркам президент РА (21-го августа 2008 г. CNN-Turk, 28-го августа - газете «Радикал», 20-го сентября корреспондентам газеты «Миллиет»), ещё несколько – министр иностранных дел РА, а премьер-министр РА – азербайджанской Day.az (7-го октября). За всё это время ни одно турецкое или азербайджанское должностное лицо не дало хотя бы одно интервью армянским средствам массовой информации. Такое явление в межгосударственных отношениях противоборствующих стран само по себе свидетельствует о дисбалансе в процессах их урегулирования, причём не в пользу Армении.
Пораженческие подходы и готовность властей РА на уступки в АТК ещё раз проявились в ноябре 2008 г., когда все страны-участники Первой мировой войны отмечали 90-летие ее окончания и вспоминали своих погибших. И только Армения, которая дала жертв больше всех других, на официальном уровне ни одним словом не помянула эту дату, дабы случайно не лопнули пустые иллюзии армянской политической элиты относительно «армяно-турецкого примирения».
Нынешним турецким армяноненавистническим властям даются неверные оценки. Высшее руководство РА их называет ни много, ни мало, «храбрыми партнерами» и не хочет замечать, что они являются продолжателями традиционной геноцидогенной политики турецкого государства. В действительности политическая природа Турции фашистская: и узаконенным крайним национализмом, и применяемыми против нацменьшинств (в частности, курдов) жестокими репрессиями, вплоть до уничтожения и насильственной депортации, и сохраняющимся по сей день культом вождя – Ататюрка, и, тем более, осуществляющейся против Армении и армянского народа последовательной наступательной политикой. Если Запад или другие государства не характеризуют турецкую государственность по существу, это одно – они не видят в этом необходимости. Армения же, не давая верную оценку турецким деятелям, отрицающим факт Геноцида армян, т.е. готовым к осуществлению против армян нового геноцида, не только сама не видит и не понимает истинную идеологию своего врага, его стратегические расчёты и цели, но и не пытается четко и ясно представить мировому сообществу свою тяжелейшую геостратегическую ситуацию.
А ведь отрицание геноцида, согласно таким международно признанным авторитетам, как, например, президент Международной ассоциации геноцидологов Грегори Стэнтон, является “финальной стадией геноцида: это продолжающаяся попытка уничтожить группу-жертву в психологическом и культурном плане, отказать ее членам даже в памяти об убийствах их родственников. Вот то, что правительство Турции сегодня делает по отношению к армянам во всем мире”. Другой известный политический активист, бывший узник нацистских концлагерей Эли Визель называет 90-летнее турецкое отрицание геноцида «двойным убийством, поскольку оно нацелено на убийство памяти зверств». Такие и еще более резкие оценки отрицанию геноцида должно было давать в первую очередь армянское государство на всех уровнях, но, увы, пока это не делается по совершенно непонятным причинам.
Пора уже заняться специальными исследованиями не только феномена турецкого отрицания Геноцида армян, но и армянского отрицания фундаментальной геополитической реальности – враждебной политики Турции по отношению к Армении. Если турецкое отрицание является в основном рационально выработанной политикой на возможные неблагоприятные последствия (для Турции) международного признания Геноцида армян, то армянское отрицание является крайне некритичным, иррациональным принятием диктуемой извне политики по искусственному “турецко-армянскому примирению”. Причем то, что выдается за “турецко-армянское примирение”, есть не что иное, как капитуляция армянской стороны перед лицом перманентных антиармянских действий турецких властей. 18-летняя иррациональная политика армянского правящего класса по выдаванию желаемого (Турция – страна сосед, с которой можно дружить и торговать) за действительное (Турция – враг-сосед, считающий уничтожение Армении своей стратегической целью и сообразно действующей) может привести нас к национальной катастрофе, как это имело уже место в период очередного “турецко-армянского сближения” в 1907-1912 гг.
В одном из интервью министр иностранных дел РА наглядно продемонстрировал куриную слепоту внешней политики Армении, сказав, что он “не видит каких-либо препятствий для нормализации отношений с Турцией” и что он “в высшей степени оптимист в этом вопросе”. Таким образом, в поле зрения нашей внешней политики не попали вышеуказанные десятки уровней и подуровней АТК, а их место занял неуместный “оптимизм”.
Более того, как уже было отмечено, армянская сторона, хотя и является жертвой осуществлённого Турцией геноцида, да и сегодня страдает от последовательных враждебных действий последней, все же не определяет армяно-турецкие отношения сообразно с их истинным содержанием – как конфликт. Между тем, если мы имеем дело с конфликтом, то нужно коренным образом поменять политический лексикон и говорить не о “потеплении отношений” или о якобы замеченном «снеготаянии», а представить мировому сообществу, и прежде всего именно армянской аудитории, истинные причины АТК, возможности (или их отсутствие) построения механизмов безопасности и доверия. Долгосрочному урегулированию конфликта со столь сложной структурой не могут способствовать также неперспективные инициативы по поверхностному снижению напряжённости, такиe как «футбольная дипломатия» (которая, кстати, не принесла Армении ничего, кроме вреда).
Иначе, в «армяно-турецких отношениях», в представлении армянской дипломатии, только две проблемы: отсутствие дипломатических отношений и закрытость границы (что, зачастую, и не характеризуется точным термином – ликвидация блокады). Остальные проблемы рассматриваются в качестве подлежащих рассмотрению в будущем и даже называются «эмоциональными» или «спорными». (Мы видели, как многочисленны и весомы эти эмоциональные или спорные проблемы.) Армянская дипломатия долгие годы повторяет имеющий вашингтонское происхождение ошибочный тезис о том, что будто бы обе эти проблемы являются следствиями Карабахского конфликта, и будто бы политика Турции стала “заложником и пленником” Азербайджана. И это при том, что сама Турция не даёт такой примитивной оценки своей политике в отношении Армении, а, наоборот, указывает, что интересы Азербайджана прочно связаны с её собственными интересами. Руководители и Турции, и Азербайджана многократно объявляли, что они представляют собой “Один народ – два государства”. В этой связи совсем свежее свидетельство. 1-ого декабря 2008 г. министр иностранных дел Турции А. Бабаджан во время совместной пресс-конференции со своим Азербайджанским коллегой Э. Мамедьяровым чётко выразился по этому поводу: “Проблемы, связанные с открытием турецко-армянских границ и карабахским вопросом будут решены комплексно. …Эти два вопроса неразделимы”. Кроме этого Турция выдвигает ещё два условия, которые непосредственно не связаны с Азербайджаном: прекращение процесса по международному признанию факта Геноцида и официальное признание границ Турции (истинная причина, как было отмечено выше, иная – уничтожение Армении).
Посему, АТК многоуровневый и многоэлементный конфликт, решение которого не может ограничиться лишь снятием блокады Армении и установлением дипломатических отношений. Осуществление этих двух шагов не будет означать окончания враждебных действий Турции против Армении. Ранее мы неоднократно отмечали, что Турция откроет границу с Арменией в одном лишь случае: если её расчёты покажут, что этим она нанесёт Армении еще больший урон, чем при сохранении наземной блокады. В новых условиях “добрососедства” Турция перенесёт свою враждебную политику в иные, “мягкие”, но более опасные области, создав для национальной безопасности Армении очень серьёзные проблемы. Последует турецкое экономическое и демографическое вторжение в Армению; внутренний производитель будет вытеснен с армянского рынка; Анкара будет поощрять массовую эмиграцию армян в Турцию и турок – в Армению (частично – под именем “армян-мусульман”, на эту наживку власти РА кажется уже клюнули); будем иметь также тысячи смешанных браков. Параллельно с турецким экономическим вторжением усилятся информационная, идеологическая, культурная и психологическая агрессии, беспрепятственное проникновение турецкой государственной пропаганды в Армению. Армянская общественность нуждается в серьёзнейшем профессиональном обсуждении всех этих проблем, а не в целенаправленной обработке мозгов и пиар-кампаниях в отечественных СМИ, в особенности по телевидению, пропагандирующих доброжелательное отношение к Турции.
Обобщим. Очевидный антагонизм армянских и турецких государственных и национальных интересов, непримиримое столкновение их стратегических интересов, несовместимость идеологий и перечисленные выше все враждебные акты делают невозможным урегулирование многоуровнего армяно-турецкого конфликта пропагандируемыми сегодня быстрыми, “спортивными” методами. В результате подобных неглубоких «решений» Армения и армянский народ могут только пострадать. Главное условие урегулирования АТК – это становление крепкой и защищённой Армении. Только после этого Турция и союзный ей Азербайджан смирятся с правом армянской государственности на существование.
Реализм и прагматизм требуют передислокации внешней политики Армении с позиций игнорирования очевидной враждебности Турции на позицию всестороннего продвижения Армянского вопроса, вплоть до политически реалистичных предложений по территориальным компенсациям.
P.S. Эта статья была опубликована за пять месяцев до подписания 22/23 апреля 2009г. между турецким и армянским МИД-ами т. н. “Дорожной карты”, акта, который торпедировал жизненные национальные интересы Армении, а также процесс международного признания Геноцида армян.
Армен Айвазян, директор Центра стратегических исследований «Арарат» |