Analitika.at.ua. Карабахское урегулирование, судя по всему, близится к очередной гавани, которая станет началом новых принципов и нового процесса. А пока общество займется суждениями по поводу так называемых мадридских принципов, как всегда, в режиме постфактум. Видимо, для того и были обнародованы мадридские принципы – дабы дать тему для обсуждения обществу, чтобы оно не мешало странам-посредникам придумывать новые темы для переговоров по карабахскому урегулированию.
Так было с 2000 года, когда были обнародованы пакетный, поэтапный варианты и предложение об общем государстве, и пока общества их обсуждали, появились парижские принципы, ки-уэстские. Потом, когда ки-уэстские принципы были частично рассекречены, на смену им пришли пражские принципы.
Судя по логике развитий, рассекреченная тема перестает быть предметом обсуждений и заменяется новыми предложениями. Следовательно, рассекречивание мадридских принципов говорит о том, что мы имеем дело с де-факто изменением темы. Причем, силуэт этой темы очерчивается в известном заявлении президентов США, России и Франции, принятом на саммите «большой восьмерки».
Президенты заявили о необходимости обновления или дополнения мадридских принципов. Чем они будут дополняться, остается за завесой тайны. Нет никакой гарантии, что под дополнением принципов не произойдет их полная замена. Возможно, посредники сейчас выбирают подходящее место, где могли бы встретиться министры или президенты Армении и Азербайджана и где будут приняты новые, одноименные принципы.
Это означает, что процесс карабахского урегулирования получает импульс не к развязке, а продолжению. Это, конечно, в определенной степени выгодно для Армении, поскольку в случае реализации мадридских принципов Армения утеряла бы единственный инструмент, позволяющий быть фактором в регионе – освобожденные территории, что нарушит превосходство Армении, причем, не получив окончательного решения по вопросу статуса Карабаха. Но продолжение переговоров также не сулит Армении светлого будущего, потому что Армения привлекается в переговорный процесс только для того, чтобы разбрасываться обещаниями и заверениями, возлагая надежду на то, что посредники не придут к согласию.
Но все дело в том, что даже при отсутствии согласия спроса в раздавшей все обещания Армении уже не будет. Подобное поведение ведет Армению к абсолютной непригодности как субъекта международной политики. А все потому, что власти Армении и общественно-политическая элита ищут пути урегулирования в предлагаемых вариантах, а не в собственных воззрениях, не желая понять, что предложения являются лишь следствием мышления и подходов.
Акоп Бадалян
lragir.am |