Analitika.at.ua. Комментарии по поводу последних событий в процессе урегулирования карабахского конфликта, в частности, обнародованных Мадридских принципов и заявления президентов трех стран, заполонили Интернет-пространство. Каждый политолог и обозреватель старается в меру своих знаний и ангажированности дать собственную оценку происходящему. При этом сказанное некоторыми из них с головой выдает не просто очевидную пристрастность и элементарную неспособность понять логику народа Арцаха, но и неуклюжие попытки противопоставить армян, проживающих в НКР и Армении.
В этом длинном ряду отметились и такие проазербайджанские деятели, как руководитель российско-евразийского направления в американской организации «The Heritage Foundation» (Фонд «Наследие») Ариель Коэн и журналист телеканала ОРТ Максим Шевченко. Оба выступили с интервью в азербайджанских СМИ и представили собственные оценки. При этом господин Коэн вступил с заявлениями, которые лет уже этак пятнадцать выглядят, по меньшей мере, несерьезными. Дескать, «армяне должны спокойно жить на земле под суверенитетом Азербайджана».
Оставим даже в стороне вопрос – кому и что должны армяне и кто и что должен армянам, ибо г-н Коэн наверняка в курсе проводимой Баку политики этнических чисток и многократных актов геноцида, которые устраивались властями Азербайджана как в советское время, так и уже в период независимого Азербайджана. Тем не менее, он нагло и цинично советует армянам «спокойно жить» под суверенитетом Баку, поскольку уверен, что «Большая восьмерка» хочет решения карабахского конфликта, с учетом жизненных интересы Азербайджана». В этом, кстати, Коэн не ошибается и его оценка Мадридских соглашений практически совпадает с теми заявлениями, которые в эти дни звучат в Ереване и Степанакерте. Но вот выводы он делает не совсем адекватные: «При этом ни одна из сторон не готова поступиться тем, что она видит как свои жизненные интересы: в случае Азербайджана – это суверенитет, в случае Армении – это претензии на территорию Нагорного Карабаха. Мне кажется, что в интересах обеих сторон прийти к такому урегулированию, которое позволит армянскому населению Карабаха спокойно жить на этой земле, но при этом суверенитет будет принадлежать Азербайджан». Почему – Коэн предпочитает не объяснять: скорее всего, он и сам не знает ответа на этот вопрос.
Однако самое интересное следует дальше. «Что могут руководители «Восьмерки» предложить Армении? К примеру, могут ли они предложить более глубокую интеграцию в Евросоюз, вплоть до вступления, для того, чтобы Ереван смягчил позицию по независимости? И как к этому отнесется Москва?», - разглагольствует американский эксперт, не замечая, как переходит от весьма посредственной политологии в область даже не рыночных, а примитивно базарных отношений. Наверняка берет пример от бакинских друзей, которые в политике изначально руководствуются исключительно принципом «купи-продай»: заигрывают одновременно со всеми, спекулируя топливным потенциалом и пытаясь взамен выторговать себе армянские земли. Вот и Коэну и в голову не приходит, что есть в мире и иные ценности, нежели, скажем, вступление в Евросоюз или участие в региональных экономических проектах и что для кого-то высшей ценностью могут быть не материальные блага, а право мирно жить на освобожденной кровью родной земле.
Разоткровенничался и другой ангажированный деятель – Максим Шевченко. Правда, после поездки в Степанакерт в конце июня он понял, что следует несколько сбавить свой проазербайджанский пыл, ибо в Арцахе ему популярно объяснили, что нельзя столь открыто выказывать свою горячую любовь и искаженную до уродства позицию по конфликту и претендовать при этом на роль посредника-миротворца. Вот и пытается теперь Шевченко убедить всех, что, дескать, он понимает психологию карабахцев. «Конфликт не может быть урегулирован без воли населения Карабаха. Если даже Ереван и Баку договорятся за спиной Карабаха о каких-то форматах, то карабахское население это не примет, и они будут готовы конфликтовать и с Ереваном, и с Баку», - заявил журналист в интервью азербайджанскому новостному сайту. И добавил, что карабахцы не хотят быть заложниками договоренностей, которые будут осуществлены без учета их мнений. «А их мнение очень сложное потому, что там есть и конструктивные люди, но также и радикалы, которые никаких переговоров и договоренностей с Азербайджаном не хотят. Но есть очень много разумных людей, которые хотят мира с Азербайджаном, которые готовы к тому, чтобы азербайджанцы, особенно коренные жители Карабаха, вернулись. Но для них есть один момент, который является не обсуждаемым. Они просто так, сложив руки, сложив оружие, не подчинятся никому, кто захочет без их участия решать их судьбу».
Что ж, Шевченко прав в одном: карабахцы действительно не собираются подчиняться решению, принимаемому за их спиной. Вместе с тем, думается, состоявшаяся 10-11 июля в Степанакерте Всеармянская конференция дала достойный ответ на его разглагольствования о том, что карабахцы, мол, готовы конфликтовать с Ереваном, ибо форум убедительно продемонстрировал готовность армянства сплотиться вокруг защиты прав народа Арцаха. Что же касается «разумных людей», которые хотят мира с Азербайджаном и не против того, чтобы вернулись азербайджанцы, в свое время проживавшие в Карабахе, то и здесь есть доля правды. Народ Арцаха действительно не хочет войны и стремится к мирным отношениям со всеми своими соседями. Карабахцы готовы принять тех, кто придет к ним с действительно мирными намерениями, а не с топором за пазухой и ненавистью в душе – независимо от этнической принадлежности. Но о возвращении тех, кто в годы войны участвовал в карательных операциях и боевых действиях против мирного населения армянского Арцаха и речи не может быть. И это следует зарубить у себя на носу всем, кто спит и видит свободный Арцах вновь под пятой агрессора – будь то американский эксперт или московский журналист.
DeFacto.am |