Analitika.at.ua. Главное – довести трубу до Турции и здесь есть два варианта, две ветки: одна – из Туркмении через Азербайджан и Грузию, вторая – из Ирана через Армению
13 июля в Анкаре наконец-то было подписано соглашение о начале реализации газопровода Nabucco, что сразу же вызвало многочисленные комментарии и прогнозы всех заинтересованных сторон. Естественно, что самые мрачные прогнозы по поводу реализации проекта звучали и звучат из России. Оно и понятно – в случае ввода в действие газопровода Москва лишается очень и очень важного рычага давления на Европу и Кавказ, что ей совсем не нравится. Привыкшие действовать в большинстве случаев кнутом, российские власти сделают все для того, чтобы Nabucco не заработал.
Нужно сказать, что определенные рычаги у России для этого есть: скупив азербайджанский газ на корню, Москва думает, что некоторым образом решила проблему, посулив Баку пряник в виде «решения» карабахского конфликта. Не случайно ведь, что именно в эти дни и были обнародованы мадридские принципы, содержание которых по большому счету было секретом полишинеля. Однако вряд ли Азербайджан может всерьез поверить в то, что будет принято решение, угодное Баку. Решать вообще будет не Россия, как бы ей этого не хотелось, потому что на роль посредника-миротворца она явно не тянет. Для Армении припасен тот же пряник, но с оговорками и условиями.
Москва забывает главное: изоляция Ирана не вечна, изменения в регионе происходят очень быстро и кто может утверждать, что не завтра-послезавтра Иран будет допущен к газопроводу. Допущен будет по одной простой причине: азербайджанского газа, даже если бы он полностью закачивался в Nabucco, все равно не хватает. Нужен туркменский или иранский. Иран, занимающий второе место в мире по газовым месторождениям, без труда может заполнить Nabucco. Что же касается туркменского газа, то Тегеран может его просто скупить и поставлять в Китай и страны Дальнего Востока: и дешевле и быстрее.
Фактически в настоящее время все упирается в выбор маршрута газопровода. Главное – довести его до Турции и здесь есть два варианта, две ветки: одна – из Туркмении через Азербайджан и Грузию, вторая – из Ирана через Армению. Первый маршрут – политико-экономический, второй – чисто экономический и выгодный. Получается та же история, что с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан: экономически выгодно было его строить через Армению, однако Баку с помощью Турции и Грузии сделал все для невозможности реализации этого проекта. Но с Nabucco все сложнее. Во-первых, он длиннее, а значит и дороже. Во-вторых, он очень нужен Европе, чтобы, наконец, освободиться от поставок российского газа. Ну и он нужен региону – в тех же целях. Россия в любом случае не сможет контролировать газопровод, по какой бы стране он не проходил, потому что нужно будет успеть перекрыть вентиль сразу в двух странах, а это еще никому не удавалось. Тем более не удастся Москве. Правда, тормозить ход строительства, пытаться диктовать условия она будет, причем будет это делать через Армению, которая на Западе считается главной пророссийской страной на Южном Кавказе. И опять вступает в игру фактор Ирана. С тремя кавказскими республиками можно договориться не мытьем, так катаньем, но Иран, претендующий на роль региональной державы, в данном случае будет проводить свою политику. Пока что США говорят, что Nabucco можно заполнять российским газом, но не иранским. Но это говорится сейчас, а как мы уже отмечали, возможно, и другое. После президентских выборов в Иране начинаются чистки на самом верху, и уже ушел в отставку руководитель иранской ядерной программы Голямреза Агазаде, поддерживающий главного оппозиционера страны Мир Хосейна Мусави. Более того, если Европе в поставках газа придется выбирать между Ираном и Россией, то она, скорее всего, предпочтет Иран – несмотря на «непримиримость аятолл» с Тегераном всегда можно договориться. Правда, с Москвой тоже можно, но слишком дорого. Может быть с Ираном и Ираком, который тоже готов внести свою лепту в Nabucco, договариваться не менее трудно, но такого шантажа от них явно не будет. Хотя как знать, может и будет. Но в любом случае на Востоке при прочих равных условиях предпочтение отдается целесообразности, а не сиюминутным политическим или экономическим выгодам.
Ну а что касается двух предполагаемых веток, то здесь, к сожалению, пока почти все зависит от России, вернее от ее силы в решении своих региональных проблем. Nabucco может стать той точкой невозврата, после которой Москве уже трудно будет контролировать ситуацию не только с конфликтами на Кавказе, но и вообще отношения с вроде бы дружественными странами: Ираном, Азербайджаном и Арменией. Грузия, понятное дело не в счет – отношения с ней испорчены надолго. По большому счету, от проекта выигрывает пока что только Турция в качестве основной транзитной страны. Армения может заработать дивиденды только в том случае, если станет второй страногй-транзитером. Но для этого нужны действительно серьезные геополитические изменения.
Карине Тер-Саакян
PanARMENIAN.Net |