Analitika.at.ua. Voskanapat.info обратился к лидеру Движения за возрождение Талыша, писателю, ученому и общественному деятелю талышского народа Фахреддину Абосзода с просьбой ответить на некоторые вопросы. Это одна из редчайших возможностей получить из первых рук информацию о проблемах коренного в Азербайджане талышского народа, узнать об отношении талышских лидеров к Нагорно-Карабахской Республике, проблемам переговоров с Азербайджаном.
Хотелось бы обратить внимание на следующие слова Ф. Абосзода: «…решение проблемы путем возвращения территорий оставляет возможность для дальнейшей агрессии со стороны Азербайджана». Очень хотелось бы, чтобы эту истину осознала и та, к счастью, немногочисленная, но достаточно шумная часть армянского народа, «воинствующий пацифизм» которых сравним с политической слепотой, если отказаться от более точных определений.
Фахреддин Абосзода не понаслышке знаком с карательными методами руководства Азербайджанской республики. Многие его друзья-соратники побывали в подвалах МНБ Азербайджанской республики, многие все еще томятся в застенках, многие вынуждены были покинуть Родину. Именно Родину, ибо так называемый Южный регион Азербайджанской республики – это Талыш, историческая талышская земля, на которой они являются исконными насельниками.
Пожелаем же дружескому талышскому народу счастья и процветания на своей Родине и послушаем талышского патриота Фахреддина Абосзода.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Пусть будет Богом проклят тот человек, кто предает свой народ и свою Родину в угоду своим сугубо корыстным интересам!
– Господин Абосзода, вначале хотелось бы уточнить вопрос о том, каким образом Заявление Движения за возрождение Талыша оказалось на армянских сайтах раньше, чем было опубликовано в «Толышпрессе»?
– Вы знаете, это было моей ошибкой, и никто кроме меня не виноват в этом, за что прошу прощения у всех!
Дело в том, что я нарушил внутренний распорядок в нашем Движении. Все письменные материалы нашего Движения являются продуктом коллективного ума. То есть, каждый документ или статья подвергаются серьезному обсуждению у наших экспертов. Без такого обсуждения ни один документ не должен быть обнародован. Это является своеобразной страховкой для нас от возможных ошибок. В этот раз я отправил Заявление в «сыром виде» одному очень хорошему аналитику «для ознакомления». Видимо, он подумал, что Заявление уже опубликовано в «Толышпрессе», просто взял и нажал на кнопку «Рассылки» в своем компьютере, и отправил его по разным адресам всемирной паутины. Так и оно оказалось на ваших сайтах.
Должен признать, согласно известным поговоркам «Что бы ни делалось, все делается к лучшему», или «Все хорошо, что хорошо заканчивается», это явилось таким «приятным недоразумением». Благодаря этому случаю, мы смогли поставить точки над «i» в некоторых серьезных разногласиях, которые существовали внутри нашего Движения. Сразу после появления Заявления, не выдержали нервы у тех людей, кто годами пудрил головы талышей, делали вид, что они якобы являются защитниками интересов талышского народа, а на самом деле продолжали служить дьяволу! Именно этот случай ускорил процесс самоочищения Талышского движения, так как одним махом выбросил на берег кучу мусора! В результате мы стали более чистыми и прозрачными. Некоторым нашим товарищам пришло озарение, и мы все в один голос сказали: Пусть будет Богом проклят тот человек, кто предает свой народ и свою Родину в угоду своим сугубо корыстным интересам!
– Вы известны как один из самых уважаемых талышей Азербайджанской республики, «отцов-основателей» Талышского национального движения. Ныне возглавляете основанное Вами же «Движение за возрождение Талыша». Скажите, пожалуйста, в чем Вы видите необходимость зарождения талышских национальных движений в Азербайджане?
– В Азербайджане и за его пределами много известных и уважаемых талышей, которые в течение долгих лет ведут борьбу за возрождение нашего народа, восстановления его веками попранных прав на родной земле, перед которыми я всегда готов склонять голову!
Зарождение все новых и новых талышских национальных движений в Азербайджане и за его пределами обуславливается двумя основными обстоятельствами: Первая – объективной причиной этому является само положение талышского народа в Азербайджане, кто незаслуженно забыт, оскорблен и унижен в перипетиях истории, кто вынужден жить в условиях бесправия и беззакония. Вторая причина связана с внутренней логикой развития талышского движения, которое, как уже я отметил выше, все эти годы постоянно проходит процесс очищения и с каждым годом становится все более зрелым.
Ничего не возникает на пустом месте. Человек – существо разумное. Он со дня появления на свет все время ведет борьбу за свое существования. Это же относится к народам. Народ – уникальное творение Всевышнего. Бог любит свое творения, но и требует, чтобы он был достоин этого уважения. В истории можно найти много примеров, когда погибли и ушли в небытие немало народов, кто не понимал свою историческую миссию, и не вел борьбу за то, чтобы быть удостоенным уважения Всевышнего. Во всех священных книгах пишется, что Бог никогда не спасет тот народ, который сам не хочет быть свободным и достойным!
Я убежден, что с нашим народом произошло то же, о котором я уже говорил. В течение нескольких тысячелетий талышский народ находился в глубокой спячке и смирился с тем положением, в котором был вынужден жить. Но, вместе с тем, история знает немало примеров того, когда талышский народ бунтовал, восставал против существующего положения вещей, в меру сил боролся за независимость и свободу. Увы, обстоятельства всегда складывались против него, в результате чего он все больше углублялся в спячку.
Обычно наши оппоненты говорят мне и моим соратникам, мол, мы не имеем права выступать от имени всего народа. Эту оболганную истину любят повторять и власти Азербайджана. Они просто не понимают, либо не хотят понимать, что истина лежит в другой плоскости. Нет сомнения, что даже если один человек понимает, что его народ находится в бедственном положении, это уже является хорошо, и этот народ заслуживает и достоин уважения! В каждом народе имеются люди, кто независимо от этапов истории, понимает эту истину и начинает борьбу за свой народ.
Талыши – один из древнейших и четвертый по численности на Кавказе народ. В течение последних двух веков, пребывая в составе России, только талышский народ не был удостоен внимания властей империи, ему не была предоставлена даже автономия!
О сегодняшнем Азербайджане даже говорить не приходится. То, что творится в Азербайджане сегодня, известно всему миру. К сожалению, энергетические проблемы и геополитические интересы слегка вскружили головы сильных мира сего, и они на время просто забыли, что занимаются решением не тех проблем, которые являются их прямой обязанностью. Я уже в одной статье говорил об этом: Главы крупных государств должны понять, что главной их обязанностью является сделать народы свободными! В противном случае вооруженная борьба подвластных народов время от времени будет вспыхивать в разных уголках мира, что и происходит.
Пока азербайджанские власти, с непосредственной поддержки некоторых крупных государств, проводят агрессивную политику ассимиляции и вытеснения талышского народа, талышские организации будут появляться, и будем продолжать свою борьбу до полной победы, до того дня, пока наш народ не станет свободным и независимым!
Вторая причина, о которой я уже говорил, связана с самим развитием нашего движения. Она присутствует в той или иной степени во всех аналогичных движениях. Это – естественный процесс, и не надо усматривать в этом что-нибудь трагичное…
– Заявление Талышского движения вызвало неоднозначную реакцию среди населения Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики. Не могли бы Вы объяснить следующие строки Заявления:
«Нынешний вариант разрешения конфликта (Нагорно-карабахского – Voskanapat.info) предоставит возможность авторитарному режиму для полного и окончательного подавления воли нетюркских народов Азербайджана – талышей, лезгин, аварцев, парсов (татов) и т. пр. В результате это вовсе не будет означать разрешения нагорно-карабахского конфликта, а создаст еще большую почву для возникновения новых и новых конфликтов на этнической почве в Азербайджане. Поэтому мы за то, чтобы нагорно-карабахский конфликт был разрешен только с условием разрешения проблем всех вышеназванных народов нашей многострадальной Родины, которые в течение длительного времени ведут отчаянную борьбу за выживание в условиях все больше усиливающейся ассимиляции, проводимой режимом"?
– Мы боремся за права своего народа. Для нас права каждого народа является превыше всего, даже святым! Мы не верим в искусственно выдуманные международные нормы о «территориальной целостности», которая нарушается на каждом шагу всеми, кому не лень. Для нас существует Устав ООН, первая статья которого гласит: «Каждый народа имеет право на самоопределение». Вот и все!
В нашем Заявлении четко написано, что решение проблемы путем возвращения территорий оставляет возможность для дальнейшей агрессии со стороны Азербайджана, что не выгодно ни азербайджанскому и ни армянскому народам. Приблизившись вплотную к границам Карабаха, кто даст Вам гарантии, что завтра власти Азербайджана в угоду своих личных интересов, либо капризов, чтобы продолжать свое пребывание у власти, не начнут очередную провокацию в Карабахе? Миротворцы? Есть очень большая вероятность, что азербайджанские власти запросто могут уступить им в чем-нибудь, и сделают свое черное дело! Но эту сторону вопроса Вы, наверное, знаете не хуже, чем я…
В августе 1993 года одной из причин падения ТМАР (Талыш-Муганской автономной Республики – Voskanapat.info) стало отсутствие поддержки со стороны НКР. Степанакерт тогда подписал соглашение с Гейдаром Алиевым о прекращении огня, что дало возможность ему мобилизовать все силы против нас. Я понимаю, у НКР хватает своих проблем, республика находится в блокаде и подвешенном состоянии… Но если каждый из нас добьется независимости и сразу же забудет об остальных, какое будущее ждет всех нас?
Я уже неоднократно выступал с предложением к непризнанным народам Закавказья и всего Кавказа, объединить свои усилия в единый фронт, предложил создать постоянно действующий «Конгресс непризнанных народов Кавказа в Москве». Пока этого не произойдет, все наши народы будут страдать от бесправия и агрессии со стороны того или иного государства…
– Спасибо Вам, господин Абосзода, Вы очень интересный собеседник и искренний человек.
– Давайте поговорим начистоту. Я Вам сказал то, что долгие годы накапливалось у меня в душе. Мы – армяне и талыши, как и остальные коренные народы Закавказья и Ирана – связаны уже на протяжении многих тысяч лет. И я испытываю огромную любовь ко всем этим народам. Народы Азербайджана и Армении соседи, и они просто обречены жить в мире и согласии. Если мы сегодня не будем рядом, если не будем жить общей болью, не будем сопереживать и помогать друг другу, то мы не вправе будем надеяться на свободное и гордое будущее.
|