Analitika.at.ua. "Если армяне - великая нация, то это благодаря тому, что они молятся. До тех пор, пока здесь останется хотя бы один армянин, церковь будет работать". Этими словами духовного пастыря армянской церкви Хартума (Судан) отца Габриела Саргсяна начинает Бетуа Шарма свою статью о нынешнем состоянии суданской армянской общины, опубликованную в газете "Тайм" и перепечатанную в номере "Арминиан Миррор спектетер" от 20 июля. Ниже приводим фрагменты статьи в переводе газеты "Азг".
"Оставшаяся в Судане горстка армян (примерно 50 человек) посещает церковь по вечерам, так как в этой, в основном населенной мусульманами стране, воскресенье считается рабочим днем. После Богослужения во дворе церкви Сурб Григор они беседуют за чашкой кофе, вспоминают былые дни, когда армянская община была большой и оживленной.
Несмотря на внедрение закона Шариа, армяне и эфиопские последователи православной церкви в Хартуме чувствуют себя в безопасности.
"Мы уважаем законы страны и пытаемся избегать неприятностей", - отмечает эфиоп Иясу Тадел. Положение эфиопской церкви несколько лучше, чем армянской. Это связано с показателями иммиграции. Эфиопы продолжают прибывать в Судан, а армяне - нет. Многие армяне попали в Судан как беженцы из Турции, вследствие массовых убийств 1915 года. Вторая волна иммигрантов прибыла сюда в 1950-ые годы. Церковь Сурб Григор открыла свои двери в 1957 году. В свои самые лучшие времена община насчитывала до 2000 человек.
Согласно Армянской советской энциклопедии, армянская община Судана образовалась во второй половине 19 века, хотя еще в 17-18 веках здесь жили армяне, некоторым из которых (Егия Енокян, епископ Ованнес) даже поручались дипломатические миссии. Армяне в основном жили в Хартуме, Омдурмане и Гедарефе, где в 1930 году открылась первая армянская школа. В 1956 году в Хартуме открылась армянская национальная гимназия, которую власти закрыли в 1977 году. После принятия в 1970 году закона о национализации, ряд принадлежащих армянам предприятий был национализирован, что и послужило причиной эмиграции армян из Судана.
В дальнейшем армяне стали покидать страну в поисках новых возможностей в Европе и Северной Америке.
Высоко оценивая дружбу с эфиопами-христианами, Саргсян тем не менее озабочен смешанными браками армян с ними и с коптами. Их дети говорят на различных языках, но не на армянском.
Он пытается реанимировать церковную школу, но затрудняется в приобретении необходимых материальных средств, поскольку богатые члены общины эмигрировали. Другие думают о том, как покинуть страну, страшась проводимой правительством политики.
Лишь один суданский армянин утверждает, что никогда не покинет эту страну. Это Жирайр Чарльз Позачян, история семьи которого насчитывает здесь сто лет. Он владелец ресторана "Биг Байт" ("Большой кусок") в Хартуме. И еще один член общины, который также намерен оставаться здесь, это 70-летняя армянка Элизабет Джаникян, которая время от времени собирается присоединиться к своим детям в Лондоне и Нью-Йорке, но пока еще продолжает содержать свое небольшое косметическое предприятие, несмотря на ограничения на импорт товаров. Редеет община...
“Армяне сегодня” |