Analitika.at.ua. Статья постоянного представителя НКР в США Роберта Аветисяна на сайте Radio Free Europe
Еще месяц или два назад многим наблюдателям казалось, что нагорно-карабахский конфликт впервые за многие годы приблизился к своему урегулированию путем переговоров. Однако «прорыва», о котором так много говорили, не произошло.
Это неудивительно. Некогда активный участник мирного процесса и основная сторона конфликта – Нагорно-Карабахская Республика, которая отмечает в 2009г. свою де-факто независимость, но чей статус не признан пока международным сообществом, отстранен сегодня от переговоров.
С 1997г. Азербайджан отказывается вести прямые переговоры с НКР, предпочитая обсуждать вопрос урегулирования конфликта с Арменией. НКР ценит роль Армении в мирном процессе, однако необходимо осознать изначально, что избранные власти Карабаха должны участвовать во всех этапах переговоров.
С политической точки зрения, НКР, несомненно, – отдельное государство со своими демократическими традициями, и достижение долгосрочного и серьезного прогресса в разрешении конфликта невозможно до тех пор, пока его представители не вернутся за стол переговоров и не согласятся на свою долю ответственности за осуществление долгожданного мирного соглашения.
Азербайджан: разжигание войны, основанное на нефти, не сработает
Многие аналитики считают, что высокие дивиденды от нефти за последние несколько лет зародили националистические иллюзии в Баку о том, что, направив миллионы нефтедолларов на наращивание своих вооруженных сил, Азербайджан может возобновить военные действия и взять НКР под свой контроль силовым путем. Сотрудник администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов сделал в прошлом месяце косвенное предупреждение о том, что «руководство Армении должно осознать необходимость ограждения своих граждан от новой войны» и прекратить поддержку Нагорного Карабаха в защите своей давшейся с трудом свободы.
Несмотря на временную эйфорию от притока нефтедолларов и с учетом военного переворота в истории Азербайджана, наименее желательным вариантом для руководства страны является начало войны, в ходе которой армия вновь может выйти из-под контроля. Однако растущие военные затраты и угроза повторного нападения на Нагорный Карабах должны быть все же восприняты серьезно, так как военная риторика может инспирировать беспорядочную перестрелку на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и сил Армии обороны Нагорного Карабаха. Это может привести к более серьезным, возможно, неконтролируемым столкновениям.
Азербайджанская проигрышная логика была очевидна с первых же дней конфликта в феврале 1988г., когда Азербайджан ответил на мирное и конституционное обращение Нагорного Карабаха к советскому руководству с просьбой пересмотреть его статус в рамках СССР беспрецедентной резней этнических армян в прикаспийском городе Сумгаит, находящемся в сотнях милей от Нагорного Карабаха.
Сумгаитские события стали продолжением политики Гейдара Алиева в период его пребывания в должности первого секретаря коммунистической партии Азербайджана в 1970-х и начале 1980-х. Алиев хвастался в 2000-2003гг., что на протяжении двух десятилетий он преднамеренно проводил политику экономической и демографической дискриминации в отношении Нагорного Карабаха, стараясь заставить его в подавляющем большинстве армянское население эмигрировать. В результате алиевской стратегии, армянское население Нагорного Карабаха перестало расти, в то время как число этнических азербайджанцев искусственно росло.
После распада СССР в конце 1991г. Азербайджан перешел от погромов к полномасштабной вооруженной агрессии. Отчеты СБСЕ (позже – ОБСЕ) за 1991-1994гг. свидетельствуют об объявленных в открытую истребительных целях той военной кампании.
Азербайджан проигнорировал четырьмя следующими друг за другом решениями Совета безопасности ООН, призывающими к прекращению огня в Нагорном Карабахе, поэтому несут ответственность за продолжающиеся последствия начатой им войны. Азербайджан должен вынести уроки начала 1990-х: все прежние попытки Баку применить силу против Нагорного Карабаха доказали, что это обходится злоумышленнику намного дороже, чем ожидалось.
Самоопределение: международное право и история должны быть учтены
Утверждая правомерность своих притязаний на Нагорный Карабах, Азербайджан неизменно подчеркивает принцип территориальной целостности, умаляя право народов на самоопределение.
Хотя принцип территориальной целостности как общее теоретическое понятие применим к Азербайджану так же, как и к НКР, Армении или любому другому государству, он неприменим к притязаниям Баку на Нагорный Карабах. Причина в следующем: в отличие от, скажем, Испании (с ее потенциально сепаратисткой Страны Басков) или Соединенного Королевства (с его потенциально сепаратистской Шотландией), Нагорный Карабах никогда не находился под контролем независимого Азербайджана - ни в 1918-1920гг., ни после 1991г. Именно советское руководство навязало Нагорному Карабаху статус подчиненной автономной области в составе Азербайджанской советской социалистической республики. С ослаблением СССР в конце 1980-х распалась искусственная конструкция «куклы матрешки», и Баку потерял все рычаги прямой власти над Степанакертом за три года до объявления суверенитета в 1991г.
Важно, что право НКР на самоопределение зиждется также на том факте, что на протяжении столетий регион был центром армянской государственности. Нагорный Карабах – исторически армянская провинция Арцах – единственная территория, где самоуправление и политические институты компактно проживающего армянского большинства неизменно поддерживались, начиная с 5-го века по сегодняшний день, за исключением нескольких десятилетий в 18-м и 19-м веках.
В Арцахе родился известный армянский конституционный эдикт раннего периода – документ 15-го века под названием «Каноны Агвена». Ими руководствовались армянские королевства и княжества сотни лет до того, как многие европейские народы стали нациями, и 15 веков до того, как народ, известный ныне как “азербайджанский”, был впервые официально определен таковым во время советской переписи населения в 1939г.
Среди десятков армянских средневековых церквей и монастырей, а также сотен армянских каменных надписей (некоторые из них датируются 5-м веком) на территории НКР – монастырь Амарас. Он был основан знаменитым праведником, святым Григорием Просветителем, сразу после объявления им христианства официальной религией Армянского королевства, который таким образом стал в 301г. нашей эры первым христианским государством. Спустя век именно в Амарасе создатель армянского алфавита Месроп Маштоц основал первую школу, где обучали данной письменности.
Местное армянское население Нагорного Карабаха является яростным защитником своего многовекового христианского наследия, находящегося ныне под угрозой. Международное сообщество должно продолжить расследование варварского уничтожения десятков средневековых армянских церквей и кладбищ в бывшей армяно-населенной провинции Нахичевань и в районе к югу от г. Гянджа.
DeFacto.am |