Analitika.at.ua. «Я готов взять в руки оружие, чтобы отвоевать Шуши». Уважаемый читатель, попытайтесь угадать с трех раз, кому принадлежат эти слова, отдающие духом милитаризма и реваншизма. Не угадали? Поможем. Такое заявление сделал не кто иной, как … посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы. Да-да, тот самый, который в начале июля вместе со своим армянским коллегой Арменом Смбатяном и спецпредставителем Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким, а также представителями парламентов и общественности двух южнокавказских государств приехал в Нагорный Карабах.
Причем приехал не в качестве туриста, а с миссией … дружбы и мира. С намерением, по его же словам, сказанным в Нагорном Карабахе, «установить доверие между народами, дать возможность людям общаться друг с другом». Признаться, еще в период пребывания азербайджанского посла на карабахской земле мы усомнились в искренности его слов, и как видно, не ошиблись. Ибо о своем желании отвоевать Шуши «миротворец» Бюль-Бюль оглы возвестил «граду и миру» спустя всего лишь неделю после того, как покинул пределы Нагорно-Карабахской Республики.
В этой связи резонно возникает вопрос о целесообразности и эффективности народной дипломатии. Разумеется, не народной дипломатии как таковой, а именно в партнерстве с Азербайджаном, в рамках которой всякого рода посредники призывают конфликтующие стороны наводить мосты доверия. А затем удивляются, почему нет зримых результатов. Собственно говоря, чему удивляться? Сейчас мы даже не станем говорить о том, что так называемой народной дипломатией Азербайджан пытается прикрыть свои политические цели, камуфлируя их «миротворческой» фразеологией, принизить статус НКР как независимого государства, представив азербайджано-карабахский диалог как контакт двух общин. Речь о другом. О том, что первейшим условием народной дипломатии, миссии дружбы являются искренность и помыслов, и дел. Увы, Азербайджан страдает отсутствием и того, и другого. Причем страдает давно, что подтверждено неудачным опытом народной дипломатии прошлых лет.
Помнится, еще в 2001 году к нам в НКР под эгидой ОБСЕ приехала большая группа азербайджанских журналистов, которым предстояло наладить контакты со своими карабахскими коллегами, а по возвращении домой представить в своих публикациях реальную жизнь в Нагорном Карабахе. И тогда азербайджанцы, как теперь Полад Бюль-Бюль оглы, произносили у нас прекрасные слова о дружбе и примирении. Однако по возвращении на родину они опубликовали о Нагорном Карабахе откровенную ложь, не имеющую ничего общего с тем, что они увидели и о чем они говорили в Нагорном Карабахе. Те же из них, кто отказался идти на сделку с собственной совестью, подверглись гонениям и испытали на себе все «радости» от общения со спецслужбами. К слову, ответного визита карабахские журналисты так и не дождались.
Другой пример. Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов в 2002 году принимал участие в проходившем в Степанакерте семинаре под эгидой сети неправительственных организаций «Кавказский форум». Все бы ничего, да вот только он позволил себе мысль о том, что в Нагорном Карабахе очевиден переход к европейским стандартам строительства демократического гражданского общества. Согласитесь, по меркам Азербайджана мысль более чем крамольная, так нет, Э. Зейналов посмел еще ее растиражировать в своих интервью. В результате министерство внутренних дел Азербайджана квалифицировало поездку Э. Зейналова в Нагорный Карабах как «криминальную», власти же и даже оппозиция, а также, как ни покажется парадоксальным, коллеги Эльдара по правозащите потребовали привлечь его к уголовной ответственности за измену родине. Офис возглавляемого Э. Зейналовым Правозащитного центра был разгромлен, обструкции подверглись его супруга и иные из правозащитников, осмелившихся поднять голос в защиту коллеги. Но что любопытно, в то время к общенациональной травле известного правозащитника присоединился и Ильхам Алиев – в то время депутат Милли меджлиса и … вице президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы, призвавший соплеменников «покончить с сообщниками наших врагов».
Как можно заметить, все меняется в подлунном мире, но не в Азербайджане. Ну разве что изменился статус самого Алиева-младшего - с вице-президента ПАСЕ на президента страны. А суть политики в отношении армянского народа – агрессивной, ненавистнической, нетерпимой – не претерпела абсолютно никаких трансформаций. Соответственно, власть, которая возвела армянофобию в ранг господствующей государственной идеологии, не может никому позволить подрывать основы этой идеологии. И потому такие, как Эльдар Зейналов, причисляются к изменникам родины, ибо посягнули на государственную доктрину Азербайджана, в соответствии с которой Нагорный Карабах должен представляться и азербайджанскому обществу, и мировому сообществу исключительно в черных красках.
По этой же причине официальный Баку прилагает максимум усилий к тому, чтобы в меру возможного препятствовать визитам в Нагорный Карабах представителей зарубежных стран и международных структур, которые, не дай Бог, выскажут позитивное мнение о независимой НКР. Исходя из принципа «чем меньше посторонних глаз, тем лучше». МИД Азербайджана с бдительностью мифического стоглазого Аргуса зорко следит за тем, чтобы в Нагорный Карабах не заезжали неугодные Баку лица, а если такое все же происходит, с энергичностью и назойливостью, достойных лучшего применения, поднимает дипломатический вой, сопровождаемый угрозами разрыва отношений с той или иной «непокорной» страной.
Совершенно свежий пример из этого ряда – недавний приезд в Нагорный Карабах депутата Национального Собрания Франции, руководителя депутатской группы дружбы Франция–Армения Франсуа Рошблуана, вызвавший нешуточные страсти в Азербайджане. В связи с визитом парламентария в НКР МИД Азербайджана направил внешнеполитическому ведомству Франции ноту протеста. В свою очередь, азербайджанские коллеги месье Рошблуана выступили с требованием исключить Францию из сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Нельзя было без улыбки читать мотивацию поведения Франсуа Рошблуана в интерпретации главы отдела внешних связей администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова. По его мнению, «парламентарии типа Ф.Рошблуана являются попадающими под влияние, не знающими политику и региональные проблемы». Вот так, ни много, ни мало. Хочется напомнить азербайджанскому чиновнику, что одного только перечня политических должностей Рошблуана, которые он на протяжении долгих лет занимал и продолжает занимать в парламенте Франции и в разных международных структурах, вполне достаточно, чтобы под их весомостью заживо похоронить его, Новруза Мамедова, выставляющего себя асом от политики.
Разумеется, причина азербайджанской истерии кроется не в самом визите Франсуа Рошблуана. Если бы он отозвался о Нагорном Карабахе и карабахцах негативно, в духе азербайджанской пропаганды, Баку приветствовал бы его, а, возможно, даже рекомендовал бывать у нас чаще. Но все дело в том, что Франсуа Рошблуан позволил себе признать за народом Нагорного Карабаха право на самоопределение. Да к тому же нелестно отозвался о нынешнем азербайджанском режиме, сказав буквально следующее: «Мы не можем доверять государству, которое заявляет о своем стремлении к миру и в то же время выступает с воинственным заявлениями. Не можем доверять государству, представители которого – я имею в виду двух президентов, отца и сына – враждебно настроены к самым элементарным общественным свободам».
Франсуа Рошблуан сказал, в сущности, то, что нам, карабахцам, известно давно – доверять Азербайджану нельзя. И судя по всему, нельзя будет еще очень долго. Так как между словами и делами даже самого президента этой страны – глубокая пропасть. Ведь всего за неделю до приезда в Нагорный Карабах миротворческой миссии в рамках инициативы послов Армении и Азербайджана в России Ильхам Алиев заявил, что «война еще не окончена, завершился ее первый этап, и мы в любой момент должны быть готовыми вооруженным путем освободить нашу родную землю от врага». Что, правда, не помешало ему уже на встрече с командой миротворцев в Баку продекларировать необходимость восстановления доверия между народами. Или же. Члены азербайджанской делегации побывали в Шуши и собственными глазами увидели, что персидская мечеть стоит в целости и сохранности, и даже сфотографировались на ее фоне. Это, однако, опять же не помешало Ильхаму Алиеву заявить прессе, что она … лежит в руинах.
Приходится констатировать, что восстановление доверия между армянами и азербайджанцами пока практически невозможно. Для этого нет объективных условий. Они же предполагают адекватное восприятие сторонами существующих реалий и адекватное же понимание ими необходимости строить отношения на основе взаимоуважения и взаимодоверия, осознание ими важности работать на перспективу. Нужна ли нам народная дипломатия, которую азербайджанская сторона использует сугубо в своих целях, весьма далеких от искреннего желания наладить конструктивный диалог в интересах мирного будущего обоих народов? Ответ более чем очевиден. Думается, визиты в рамках народной дипломатии можно будет возобновить в том случае, если упомянутые выше объективные условия появятся. А с ними и убежденность, что отношения будут строиться на честности, что называется, «без обмана». Но пока «без обмана» не получается, что подтверждается готовностью сладкоголосого до приторности посла не «установить доверие между народами», а брать в руки оружие…
Леонид Мартиросян
DeFacto.am |